Найти тему
Кино под углом

Почему советские фильмы были более качественными?

Помните этот момент? А там немало всего интересного было...
Помните этот момент? А там немало всего интересного было...

Понятное дело, что я не скажу за всё советское кино. В самом деле, мне сложно судить, например, про те фильмы, которые мне просто не понравились по какой-то причине. Я не буду говорить про «Москва слезам не верит», или что-то подобное. Например, мама любила «Белые Росы», которые я просто не понял, или она смотрела «Зимнюю вишню», которая у меня просто вызвала сонливость. Но, в СССР снимали немало того, что я с удовольствием смотрел тогда – и что я не против пересмотреть и сейчас. И, соответственно, возникает вопрос – почему тогда могли, снимать фильмы, что называется, на чистом энтузиазме, придумывая практические эффекты и разного рода «комбинированные съёмки», создавая шедевры, буквально «из спичек и желудей», а вот сейчас, имея в своём распоряжении все современные технологии, снимаю так, что… «а что это было»?

Для начала, я вот писал про «Вызов». Да, это не самый плохой фильм, снятый в России. Не самый плохой, он даже смотрибельный. Только вот, до фильмов, что снимали в СССР, увы, он не дотягивает…

Вроде всё хорошо, а пересматривать не тянет...
Вроде всё хорошо, а пересматривать не тянет...

Я не буду рассказывать про «Возвращение с орбиты», который на самом деле снимали в космосе – не на станции, а именно в космосе. Потому, что сам по себе фильм получился, откровенно говоря, слабым, несмотря на актёров (а там хорошие актёры заняты), и, несмотря на сам факт съёмок в космосе. Просто потому, что «сюжет». Не получился там хороший сюжет, и про то, чтобы сопереживать кому-то, и речи не идёт.

Не самое плохое кино, но... тоже на один раз...
Не самое плохое кино, но... тоже на один раз...

Можно было сказать несколько слов про «Миру», которую мы смотрели с товарищем, накануне выхода второго «Аватара» – и опять, же, это неплохой фильм. Мы смотрели его с удовольствием, да. Но вот, буду ли я пересматривать этот фильм? Нет. Потому, что, несмотря на эффекты, несмотря на то, что фильм сам по себе вышел красивым и, в какой-то даже степени, интересным – пересматривать просто не тянет.

Опять же - не всё так плохо, но и не хорошо...
Опять же - не всё так плохо, но и не хорошо...

Можно сказать про «Огонь», который мы тоже смотрели с товарищем. Я по ходу ещё и консультировал его в тех моментах, когда он чего-то просто не понимал. Опять же – снято красиво, героизм, самопожертвование и всё такое. Но… Я не буду говорить о том, что некоторые моменты – прямо «калька» с «Армагеддона» – про это много кто сказал, тем более, что один из персонажей прямо про «Армагеддон» говорит. Но – зачем надо было показывать, что в этой службе так всё плохо? Тем более, что на самом деле это не совсем так. Я не думаю, что у пожарных нет спецтехники в нужных количествах, а та, что есть – в таком грустном состоянии. Да и в эпизоде с вертолётом не всё так просто было. А человек, кстати, погиб из-за этого… Грустно это всё, на самом деле…

Помните их "гиперпрыжок"?
Помните их "гиперпрыжок"?

У советского кино было немало проблем. Это и мало денег, и не было тех технологий, которые есть сейчас. И снимать всё это было сложнее, чем сейчас. Однако… Давайте вспомним «Москва-Кассиопея». Казалось бы – фильм довольно простой по сюжету, не так ли? И «ляпов» по технике там немало. Я могу исписать страницу А4, только расписывая то, что после «прыжка» «Зари», там в ЦУПе, люди никак не могли постареть, ведь для них, на самом деле, прошло столько же лет, сколько и для ребят с «Зари». И тот «разговор в реальном времени» – без помощи ИОО и его «магии», просто не мог состояться. Но, знаете, что я скажу? Это на самом деле, хороший и интересный фильм. Сколько раз я его смотрел – и, наверное, ещё столько же буду пересматривать. Потому, что и снято хорошо, и сам по себе фильм отличный, как и вторая часть, «Отроки во Вселенной». Кстати говоря, а сейчас ведь настолько добрых и душевных фильмов, как-то не снимают, что характерно…

А этот фильм все помнят?
А этот фильм все помнят?

Можно поговорить о «Через тернии к звёздам». Ведь, опять же, несмотря на то, что и этот фильм тоже имел бюджет, что называется, несравнимый с какими-нибудь «Звёздными войнами», он получился, как минимум, не хуже – а то и лучше, чем они. Почему? Начать с того, что он поднимает, на самом деле важные и интересные вопросы. Эффекты – я не раз встречал тех, кто говорил о том, что биомасса – реально самое страшное, что они видели в кино. Персонажи… Скажите мне, кому-нибудь было жалко Туранчокса? Сами посудите – персонаж отрицательный, зла немало причинил, всё такое… А ведь, по сути, это был глубоко несчастный и больной человек! Земляне могли ему помочь, он сам это прекрасно понимал, но понимал и то, что так он просто потеряет свою власть. И именно это и сделало его таким… нехорошим человеком… Где мы в современных фильмах могли видеть таких злодеев? У нас? Вряд ли! В Голливуде? Ну да, с их привычкой придумывать злыдней из серии «мы творим зло потому, что мы – злые!». Как говорится, «не выходит каменный цветок», не так ли?

Великий фильм, как мне кажется!
Великий фильм, как мне кажется!

При этом, я не идеализирую советских фильмов. Ведь был и Тарковский с его «Сталкером», в который он превратил довольно интересную повесть братьев Стругацких, и он же снял «Солярис», испортив роман Станислава Лема. Были и другие фильмы, которые… ну, не особенно хорошо получились – хотя, конечно, это просто моё личное, субъективное мнение. Но, были и «шедевры на все времена». Наверное, никто не будет спорить о том, хороший ли фильм – «Белое солнце пустыни»? Этот фильм тоже можно пересматривать снова и снова, хотя все, наверное, уже знают его наизусть. Можно поговорить про «подпоручика Семёна» с катаной и подумать, откуда у него сей клинок. Кстати, это не катана, а, кажется, «син-гунто». Можно поговорить о том, что Абдулла – персонаж не менее интересный, чем Фёдор Сухов. Можно пожалеть Петруху, который погиб от его руки… Можно вспомнить все шутки про Саида. Но, знаете, это ведь показатель того, что фильм – удался! Скажите мне, кто-то будет вспоминать фильм «Танки», о том, как два Т-34 гнали до Москвы из Харькова? Этот пробег был на самом деле, но, понятное дело, кроме самого факта события, фильм с реальностью ничего общего не имеет. Или, может, кто-то будет вспоминать «Т-34» с Петровым в главной роли? Или «Непобедимого», сюжет которого с реальным подвигом Семёна Коновалова, тоже не имеет ничего общего? А вот фильм «На войне, как на войне», хоть и старый, хоть и чёрно-белый, до сих пор отлично смотрится. Опять же, про них был ролик, в котором смешали трейлер «Ярости» с Брэдом Питтом и кадры из этого фильма. И получилось, на самом деле здорово. И повесть, по которой он снят – тоже отличная. А вот «Белый Тигр» Шахназарова – я посмотрел один раз. И больше не тянет…

Так вот, я могу сделать несколько предположений. Например, я думаю, что тогда, в СССР, за производством фильмов очень так хорошо следили. И не только с точки зрения «идеологии», а ещё с точки зрения того, чтобы они, банально не были глупыми. Чтобы там был интересный сюжет, чтобы героям можно было сопереживать, чтобы фильмы чему-то учили, и так далее. В общем, «творцам не давали творить», как они сейчас говорят. Денег выделяли не так много, как сейчас, и за них потом спрашивали. Заставляли отчитываться. Не всех, к сожалению, но всё же, заставляли. И, если режиссёр не показывал, что «вот, мы это потратили так и так, а это – вот так и вот этак», денег он потом мог и не получить. А сейчас, да, в самом деле, снимают фильмы из серии «люди посмотрят, а если и не посмотрят – всё равно, не важно, денежки я получил!». Раньше порой в фильмы всю душу вкладывали – а сейчас, всё снимают ради прибыли. Потому-то раньше и получались шедевры на все времена (ну, по большей части), а сейчас – именно, что одноразовое кино…