Найти тему
Сериальная Бразилия

Карнавальные костюмы - огромная индустрия Бразилии

Редкий бразильский сериал обходится без упоминания о значимом событии этой страны - бразильском Карнавале.

О самом событии,его истории и костюмах писала ранее здесь:

И карнавальные костюмы являются основным элементом этого праздника!

Люди облачаются в самые разные костюмы как для карнавальных шествий, так и на частных праздниках в этот период.

Но, пожалуй, самое важное значение имеют костюмы школ самбы, поскольку от них во многом зависит успех школы на парадах.  Ведь костюмы должны соответствовать выбранному сюжету самбы и соответствовать ряду критериев, по которым судьи будут оценивать выступления школы.

С точки зрения тусовщиков, которых в Бразилии называют гуляками, эти костюмы могут быть любыми, насколько позволяет творческий подход (и здравый смысл): очень популярны костюмы с изображением персонажей мультфильмов, фильмов и сериалов, супергероев или костюмы, которые уже являются традиционными в народном воображении, например, костюмы пиратов, принцесс, королей, общественных деятелей и т. д.

Карнавальные костюмы "гуляк" - возможность проявить креативность. Коллаж автора
Карнавальные костюмы "гуляк" - возможность проявить креативность. Коллаж автора

 Немного истории

Хотя Карнавал считается христианским праздником, из-за его связи с Великим постом, некоторые черты празднования уходят корнями в языческие времена. 

Историки обнаружили, что использование костюмов существовало в нескольких древних цивилизациях. 

 

Идея карнавальных костюмов заключается в том, чтобы иметь возможность примерить на себя другую роль, или поменяться с кем-то ролями.

Эта идея уже встречалась в празднествах в древности, и связана она была, как правило, с ритуальными действиями: поклонением различным богам, просьбы о плодородии, удачи в завоеваниях и т.п. Зачастую подобные торжества сопровождались ритуалами, с переодеваниями людей в особенные костюмы, в том числе и с масками. 

В средние века также проводились маскарадные гулянья, а в средневековой Европе эти празднества уже имели определенное отношение к зарождающемся карнавалу - как массовому праздничному мероприятию с масками и переодеваниями.

В Бразилии же эта практика стала популярной только в конце 19 века. Когда в этой стране стали публично отмечать Масленицу, сопровождая гуляния насмешливыми играми, целью которых было испачкать или намочить людей.

Элиты Рио-де-Жанейро не одобрили этот фестиваль, посчитав его «диким», начав поощрять танцы с людьми в масках, как это происходило на Европейских карнавалах в рамках балов и частных приёмов.

Изначально новый вид развлечений был недоступен простому народу, но в конце 19  века группы людей в масках вышли на улицы города и начали проводить парады с людьми в костюмах.

А с появлением школ самбы в Рио-де-Жанейро в конце 1930-х годов ношение костюма стало приобретать новое соревновательное значение. 

Карнавальные костюмы школ самбы, коллаж автора
Карнавальные костюмы школ самбы, коллаж автора

Как создаются карнавальные костюмы для школ самбы

Многие люди не представляют себе всю работу по созданию костюмов для проведения впечатляющих парадов на самбадромах Бразилии.

Несмотря на то, что Карнавал в Бразилии проводится раз в год, работа в школе самбы не прекращается весь год, единственный перерыв примерно в месяц - это время отдыха после окончания парадов, после истечения которого вся школа самбы начинает готовиться к следующему Карнавалу. Это рутина тысяч людей от швей до сварщиков, которые работают в школах самбы, будь то выбор сюжета, подготовка материала и многие другие функции. 

Первый этап: планирование

Это период поиска идеи и проведения множества исследований. Важно найти тему, которая найдет отклик и в сердцах зрителей, и в сердцах судей, будет актуальна, понятна и читаема. Это могут быть какие-то значимые события или истории известных личностей. 

Далее  обычно идёт процесс согласования - на голосование сообщества школы выставляются два-три сюжета, победившая тема берется за основу дальнейшей работы: в соответствии с выбранной темой пишутся слова, музыка, определяются действующие лица, основные элементы аллегорий (движущихся платформ с фигурами).

Первые эскизы 

После того, как в школе самбы определен сюжет, начинается масштабный процесс, очень напоминающий подготовку к неделям моды: создание различных эскизов, подбор форм и цветов, идей по каждому элементу будущего представления. Также создаются, так называемые, «пилотные произведения» - их можно назвать "пробниками" костюмов. Это необходимо для того, чтобы определиться с качеством и количеством необходимых для создания костюмов материалов.

Далее наступает настоящий расчетный и  логистический процесс для команды школы самбы, ведутся мероприятия по снабжению школы всем необходимым.

Костюмы для бразильских карнавалов отличаются большой сложностью и разнообразием конструкций и декорирования. Также следует отметить, что есть костюмы, которые запускаются в массовое производство для групп людей, участвующих в шествии. Но есть отдельные костюмы, которые требуют наибольшего внимания, потому что они должны быть строго индивидуальными. При этом, все костюмы не должны ограничивать движения и мешать танцу.

В изготовлении карнавальных костюмов используется всё, что позволяет фантазия авторов. Не зря же в их языке карнавальный костюм называется fantasia para o Carnaval. Основную массу материалов составляют, конечно же, ткани, стразы, бусины, кристаллы, перья, пайетки и проволока. Но фантазия создателей костюмов ничем практически не ограничена, кроме, казалось бы, здравого смысла. Но и тут не всегда! Так на Карнавале текущего, 2024 года одной из популярных бразильских ведущих пришлось облачиться в 37-килограммовый!!! костюм, основу которого составлял металл и кристаллы. Только верхняя часть костюма, надетая на голову весила около 15 кг!

Сабрина Сато в самом тяжелом костюме Карнавала 2024. Коллаж автора
Сабрина Сато в самом тяжелом костюме Карнавала 2024. Коллаж автора

После парада

Вы когда-нибудь задумывались, какова судьба огромного количества костюмов, реквизита и платформ, которые зрители видят во время карнавальных парадов? В настоящее время упор делается на сокращение отходов, которые в масштабах национального мероприятия были катастрофическими, с улиц и самбадромов убирают сотни тонн яркого мусора. 

Самбадромы и улицы бразильских городов после Карнавала.
Самбадромы и улицы бразильских городов после Карнавала.

Ключевым моментом является повторное использование костюмов, и это можно сделать разными способами. Например: некоторые знаменитые школы самбы передают костюмы другим менее обеспеченным школам более низкого уровня, которые будут повторно использовать их для своих парадов.

Однако даже ради выживания (поскольку стоимость проведения парада чрезвычайно высока) обычно стараются повторно использовать все возможное. Для снижения расходов переработка материалов стала обычной реальностью на карнавальной сцене, Железные конструкции многих костюмов используются как минимум дважды, и некоторые материалы и ткани также используются повторно в других костюмах.

Среди основных материалов, которые перерабатываются, - перья из-за их высокой стоимости, проволока, часть тканей, используемых в костюмах, которые не содержат клея или ниточных швов. 

Также существует тенденция к большему обращению внимания на проблемы экологии, так есть школы, которые перестают использовать предметы животного происхождения, отдавая предпочтение искусственным продуктам, например перьям. Чтобы в школах могли лучше осознавать количество материала, которое они могут повторно использовать, сюжет следующего Карнавала в некоторых школах продумывается еще до начала Карнавала текущего года. 

Закупка новых материалов, необходимых в дополнение к тому, что уже есть в школе, происходит только после полного отделения того, что использовалось на параде, и будет отправлено на переработку.

Финансы

За счёт чего существуют школы самбы? 

Основные финансовые вливания конечно же делают меценаты, спонсоры. 

Также есть специальные взносы - плата за членство в школе самбы, которое является престижным для многих в Бразилии. Школы могут продавать билеты на свои репетиции и генеральные прогоны. Многие люди, трудящиеся в школах, создающие шедевры фактически являются волонтёрами, не получая плату за любимое и престижное дело.

Благодарю за прочтение!

Палец вверх, если статья была интересна !

И добро пожаловать, если решите подписаться!

#Сериалы, #бразильские сериалы, #сериалы Бразилия, #смотря сериал, #лучшие сериалы, #обзор сериала, #бразилиада, #новелла, #теленовеллы, #актёры, #актеры сериала, #герои бразильских сериалов, #бразильские актеры, #бразильский Карнавал