Великое советское наследие сначала наполовину сожрали черви- Герои социалистического труда и лауреаты Ленинских премий, а потом из того , что осталось совершенно новые люди слепили уродливого монстра, способного делать «Цирконы» , «Посейдоны» и «СУ-57» а также в одиночку противостоять уже два года всей военно-промышленной машине НАТО и … в итоге победить!
С 1992 по 1999 год к фактическому владению гигантским сложнейшим комплексом советского ОПК пришли многочисленные семьи состоявшие из руководителей высшего и среднего звена последних лет существования советской оборонки .
Они создали огромное количество компаний - прокладок аффилированных с семьями и друзьями героев Соцтруда - Генеральных директоров НПО и Академиков – руководителей НИИ и КБ. Основным источником доходов фактических новых собственников остатков государственного ОПК стали:
· отчуждение различными способами активов ( в первую очередь недвижимости и земли) в свою пользу с последующей их реализацией
· сдача в субаренду через аффилированных посредников производственных мощностей, земель и помещений предприятий и НИИ;
· монополизации аффилированными с новыми хозяевами структурами закупок, кооперационных связей, подрядных работ и аутсорсинговых услуг, осуществляемых в рамках основной деятельности оборонного комплекса;
Для беспроблемного существования фактически приватизированных активов новые хозяева вступили в сговор с представителями формального хозяина – государства от госзаказов чем обеспечить режим благоприятствования со стороны Генеральных заказчиков и держателей НИР и ОКР , в первую очередь Министерства обороны, научно-производственных концернов «Роскосмоса», а также курирующих Департаментах Правительства РФ , Гостехкомиссии , военных приемок МО , а также профильных подразделениях правоохранительных органов.
Новым фактическим хозяевам удалось поддерживать функционирование захваченных ими активов при отсутствии долгосрочной стратегии развития Вооруженных сил и ОПК, практической ликвидации оборонного заказа , минимальной государственной поддержки и постоянного дефицита в государственном финансировании работы ОПК в период 1992-2004 годов.
Эта деятельность, при сформированном режиме наибольшего благоприятствования со стороны контролирующих органов и основных заказчиков носила крайне неэффективный затратный и во многом имитационный характер.
Система паразитирования на государстве и советском наследии десятилетия худо-бедно работала. В ее функционирование были вовлечены руководители держателей головных НИР и ОКР, в интересах которых ОПК выполняла специальные части исследований и разработок, а также профильные руководители государственных органов, как правило выходцы из коммерческой среды периода «первичного накопления», связанные с сформировавшимися в девяностых представителями новой государственно-политической элиты.
Герои труда и Академики вместе со своими присными и свеже вылепленными коммерсами от ВПК по сути превратились в трупных "червей", постепенно пожиравших советское наследие, в создании которого они же принимали когда-то непосредственное участие.
За десятилетия разложения и постепенного умирания в муках произошла почти полная деградация материально- производственной базы, научно-исследовательского потенциала и человеческого капитала.
Помимо объективных причин ( полу развал государства, экономический кризис, отсутствие нового государственного оборонного заказа ) существенную роль упадке и развале ОПК сыграло паразитирование его переродившееся в "червей" верхушки .
Система активно способствовала деградации кадров в слое «уникальных профильных специалистов» и руководителей среднего звена, так как эти должности, обеспечивающий фактический высокий доход для «кормящихся» на них, либо пожизненно закреплялись за старыми «незаменимыми» кадрами или передавались по наследству ими же. Широко практиковалось открытие должностей, которые формально занимали члены семей или «нужные» люди, получая достаточно высокие оклады , но либо вообще не появляющиеся на работе, либо формально «отсиживающие» рабочие часы.
В рабочих группах по темам НИРов и ОКР большинство «червей» профильной деятельностью не занимались. Вся производительная деятельность велась небольшими группами подвергавшихся активной эксплуатации старых ведущих специалистов ( как правило еще «советской школы»), не принадлежащих к "семьям червей" , но они удерживались и мотивировались периодически получаемыми дополнительными стимулирующими бонусами из специальных «черных» фондов сверх официальных мизерных окладов и премий.
Все это негативно влияло на преемственность в уникальных компетенциях и подготовку новых ценных кадров, т.к. перспективные работники, не входящие в «семьи червей» ( в основном молодые талантливые профессионалы) не видели перспективы работы в ОПК и покидали отрасль добровольно, либо, если проявляли ненужную «червям» инициативу, выживались , либо в отдельных под воздействием аморальной разлагающей атмосферы деятельности «червей» врастали в гигантский паразитический организм.
Внесистемные периодические попытки вышестоящих государственных инстанций и представителей генерального заказчиков активизировать производственные процессы, качественно изменить уровень НИОКР и поднять операционную производственно-коммерческую эффективность сталкивались со сплоченным противодействием «новых хозяев», которое в течении десятилетий проходило с эксплуатацией следующих тезисов:
· прежде «чем что-то требовать, сначала предоставьте финансирование и заказы на уровне не меньше 70-80-х годов СССР»,
· «своим некомпетентным вмешательством окончательно разваливаете уникальное производство и научно-техническую базу , уничтожаете выдающихся единичных специалистов» и наносите непоправимый вред обороноспособности страны»,
· «вы ничего не понимаете в предмете»
· «вы скрытые агенты Запада, имеете задачу развалить научно-производственный потенциал России »
Ситуация для практически умершего и начавшего разлагаться деградировавшего ОПК и «приватизировавших» его червей стала меняться после создания по инициативе Президента ГК «Ростех» в 2007 году .
В конце 2008 года высшим руководством страны было принято принципиальное решение о реформировании реорганизации и возрождении ОПК России в соответствии с новыми условиями, задачами, вызовами и стратегией развития обороноспособности страны.
К началу реформирования отрасли «Ростехом» в 2009 году 78 % предприятий отрасли являлись фактическими банкротами, а еще 15 % скрытыми банкротами по формальным финансово-экономическим показателям.
Помимо укрепления обороны, возрожденный ОПК , наряду с ГК «Росатом», ГК «Роскосмос» и ГК «ОСК» должен стать драйвером научно-технического развития страны, образцом и полигоном для внедрения передовых систем управления бизнес-производственными процессами .
Сформирована государственной стратегия в области качественного перевооружения сил стратегического назначения в ВС РФ в 2010-2011 году и напрямую связанный с нею сверх масштабный долгосрочный ГОЗ и ГВП до 2027 года, которая включала в себя разработку и принятие на вооружение принципиально новых видов стратегических вооружений пятого поколения.
Для форсированного реформирования отрасли и оперативной реализации стратегических задач в почти чрезвычайных условиях , преодоления ведомственной и бюрократической разобщенности, подавления неизбежного сопротивления и саботажа старых отраслевых элит Президент назначил главного ответственного за реформу ОПК в стране , подотчетный только ему – Сергея Чемезова. В качестве органа верховного управления была создана вертикально интегрированная отраслевая государственная корпорация «Ростех», фактически « тоталитарная империя» с С. Чемезовым во главе.
С. Чемезов ( наряду с А. Бортниковым, Н. Патрушевым, И. Сечиным и С. Ивановым) является в настоящее время самым влиятельным лицом в стране после Президента.
С. Чемезов напрямую формирует и внедряет стратегию развития, правила и методы функционирования , руководит всеми направлениями в стране, связанными с ОПК, в том числе деятельностью Правительства и его министерств в этой части. Помимо «Ростеха» он в настоящее время неформально курирует от имени Президента ГК «Роскосмос», ГК «Роснано» и ГК «Росатом», правда с разной степенью успешности .
Старые разложившиеся Системы и руководящие ими «черви» в отрасли поставленных стратегических задач выполнить были не в состоянии.
При попытке «мягкого» реформирования ОПК под новые амбициозные цели и задачи выяснилось , что сложившаяся в период «выживания» система паразитирования «червей» не только не желает реформироваться и изменятся, но и оказывает сплоченное активное противодействие любым изменениям с целью реорганизации и возрождения отрасли в новых условиях и под новые грандиозные задачи.
Проведенная в 2007-2014 годах «Ростехом» в рамках т.н. «мягких реформ» корпоративная консолидация активов, принятие и запуск первого варианта ГОЗ и ГПВ и связанное с ними резкое увеличение государственного финансирования не привели к качественному скачку и повышению эффективности работы предприятий отрасли. Цели и задачи первого этапа возрождения отрасли выполнены не были. Помимо устаревания и утраты в период основных фондов и основных компетенций , деградации материального и человеческого капитала, одной из главных причин неудовлетворительного реформирования была признано наличие объективно сложившейся в период выживания, системы паразитирования « семейств червей»
Поэтому «Ростех» в 2014-2016 годах перешел к «жесткому варианту» реорганизации основных процессов в отрасли .
«Жесткий» вариант реформ осуществляется волей и под фактическим высшим руководством Президента РФ и непосредственном управлении этим процессом С.Чемезовым.
Курс на реформирование носит стратегический принципиальный характер для высшего руководства страны и опирается на весьма положительный опыт использования указанной методологии реформирования ранее в МО РФ ( А.Сердюков) , ГК «Росатом» ( С.Кириенко), «Сбербанке» (Г.Греф), ПАО «Роснефти» (И.Сечин).
Время «жестких реформ» в 2017 году наступило помимо «Ростеха» также для ГК «Роскосмос» и ГК «ОСК» , которое продолжается и сейчас , потому что подобрать с первого и даже второго раза таких топовых исполнителей-руководителей как Греф или Чемезов с первого раза не просто.
Для осуществления «жесткого реформирования» формируется кадровый резерв, состоящий из лиц, компетентных в области в первую очередь в организации бизнес- производственных систем высокой эффективности с использованием западных передовых программ и технологий, способных по своим деловым качествам преодолеть сопротивление «старых элит», полностью лояльным высшему руководству, выполняющему волю Президента.
Процент брака в обеспечении кадрового резерва ( лица злоупотребляющие служебным положением, нелояльные руководству , проявившихся в ходе работы низкие компетенции и деловые качества , неспособность к самосовершенствованию и развитию) в настоящее время признается допустимым в пределах 15 % в год. В настоящее время в «Ростехе» этот параметр составляет около 12 % ( в пределах нормы).
Борьбу за будущие кадры в этом резерве и их расстановку на ключевые позиции постоянно ведут как несколько групп влияния внутри высшего руководства Корпорации, так и аффилированных с ними «подгруппы» в профильных направлениях.
В рамках начала стандартной «жесткой реформы» в ОПК «семейства червей» были отстранены от управления ОПК, лишены возможности распоряжаться финансовыми потоками , влиять на кадровую политику , планирование, закупки и организацию основных производственных процессов.
В 2009-2014 годах практически все бизнес-единицы ОПК были жестко встроены в созданную корпоративную оперативную управленческую вертикаль «Ростеха» .
Это позволило реанимировать «полутруп», который уже представлял из себя ОПК к 2008 году и сейчас в целом решать сверхамбициозные и сложные задачи, которые стоят перед страной , пытающейся сохранить свой суверенитет и независимость в условиях войны со всем Западом.
Уверен, сейчас меня обвинят еще и в том, что кроме Герасимова с Шойгу и СБУ с ЦРУ меня с потрохами купил также Чемезов.
В следующей статье расскажу об искусственном отборе в Министерстве обороны, осуществляемый Президентом уже 20 лет
СВО для генералов от МО и ВПК , как Пермская катастрофа или Юкатанский метеорит для стегоцефалов и динозавров