Найти в Дзене

Мужеч на Псле: средневековый замок литовцев под Курском

Оглавление

Существует целый ряд древнерусских городов и населенных пунктов, названия которых встречаются в различных письменных документах, но точное местоположение которых определить весьма затруднительно. К подобного рода городам относится и неоднократно упоминаемый в письменных источниках город Мужеч…

Средневековый город Мужеч упоминается в документах XV–XVI вв. Согласно данным письменных источников, согласующихся с археологическими материалами, город располагался на месте современного городища у с. Гочево Беловского района Курской области («Царский Дворец»).

Наиболее раннее упоминание Мужеча содержится в датированном сентябрем 1432 г. списке городов, замков и земель, принадлежащих князю Свидригайлу, подготовленном для Тевтонского ордена в ходе переговоров о заключении союза между князем и крестоносцами. В данном перечне фигурирует ряд городов Днепровского Левобережья, среди которых находится и «Muszecz cum multis districtibus».

Также Мужеч упоминается и в ярлыках крымских ханов.

В 1497 г. в челобитной на имя великого князя литовского Александра киевские бояре Дебр Каленикович, Михаил Гагин, Федько Голенчич и Кунц Сенькович, женатые на племянницах князя Романа Яголдаевича, «поведали намъ штож дядко жонъ их, княз Роман Яголдаевич, одну дочку в себе мел, и тая его дочка была за кн(я)зем Юрем Борисовичом Вяземъским, и княз Роман записал был той дочце своеи именья свои отчинъные на имя Мужеч а Милолюбль, а Оскол». Бояре просили, чтобы эти и другие имения передали им «по близкости жонъ ихъ», что было сделано князем, выдавшем им привелей на эти владения.
Еголдаева тьм — территориальное образование в составе Великого княжества Литовского, на территории современных Курской и Белгородской областей России. Сформировано около 1438—1440 годов выходцами из Золотой Орды во главе с Еголдаем Сараевичем.  Занятая им территория охватывала верховья рек Оскола, Северского Донца и Псла. В состав Еголдаевой тьмы входили города: Мужеч, Милолюбль, Оскол (нынешний Старый Оскол)
Еголдаева тьм — территориальное образование в составе Великого княжества Литовского, на территории современных Курской и Белгородской областей России. Сформировано около 1438—1440 годов выходцами из Золотой Орды во главе с Еголдаем Сараевичем. Занятая им территория охватывала верховья рек Оскола, Северского Донца и Псла. В состав Еголдаевой тьмы входили города: Мужеч, Милолюбль, Оскол (нынешний Старый Оскол)

Однако ни одно из данных упоминаний не помогает установить точное местоположения города. Попытки найти его место на карте, предпринимавшиеся до сих пор, были в равной степени безуспешными. Еще в конце XIX в. М. К. Любавский, исходя из созвучия имен, поместил его на речке Мужице, мелком левом притоке реки Снагость, впадающей в Сейм. Эта локализация, за неимением лучшей, надолго прижилась в исторической литературе. Между тем археологическое обследование местности убедительно показало, что на берегах Мужицы нет не только памятника, соответствующего статусу средневекового города, но и вообще никаких городищ.

Новые исследования исторических источников дали свежую информацию: Мужецкая волость в «располагалась в бассейне рек Псла, Псельца, Обояни, Соловы, Ивницы, Пены, Бобровицы, Ворожбы, Белицы, Рыбницы, Каменки, т. е. охватывала территорию между современными Суджей и Обоянью (Курской обл.). Этим был указан верный путь к отысканию местоположения не только волости, но и самого Мужеча.

Археологический памятник, который возможно связать с Мужецким городищем и, соответственно, с городом Мужечем, - городище «Царский Дворец», входящее в состав Гочевского археологического комплекса.

Гочевский археологический комплекс, расположенный в верхнем течении реки Псёл близ с. Гочево, у хутора Гочевок, в Беловском районе Курской области и состоящий из двух разновременных городищ «Крутой курган» и «Царский дворец», селища («Предгородье») которое с западной стороны ограничено рвом и валом протяженностью около 680 м., проходящими по направлению с севера на юг, и курганных могильников (основной массив и «Загородье») насчитывавших в начале прошлого столетия более 3600 курганных насыпей, а также христианский некрополь в виде бескурганного грунтового могильника. Общая площадь комплекса составляет около 50 га.

«Гочевское городище», Обоянскаго уѣзда Курской губернiи. Карта К.П. Сосновского 1909 г. (по Д.Я. Самоквасову 1915 г. Атлас Гочевских Древностей)
«Гочевское городище», Обоянскаго уѣзда Курской губернiи. Карта К.П. Сосновского 1909 г. (по Д.Я. Самоквасову 1915 г. Атлас Гочевских Древностей)

Изначально город был основан как княжеская крепость — опорный пункт власти великого князя на северянских землях и соответственно населяли его, в значительной степени, выходцы из чуждых местному населению племен.

Здесь встречены материалы эпохи бронзы и раннего железного века, но формирование памятника в его современном виде относится к рубежу X–XI вв. Составляющие комплекс элементы указывают на наличие в этом месте в XI–XIII вв. древнерусского города. Это в первую очередь было обусловлено его ролью перевалочного пункта на торговом пути из Булгара в Киев.

Находки, сделанные при раскопках Гочевского поселения и курганного могильника, подтверждают, что в XI – XIII веках через это место проходил оживлённый торговый путь, ведущий из столицы Киевской Руси в Волжскую Булгарию, а также в Западную Европу, Византию и Среднюю Азию. Здесь встречаются в большом количестве импортные вещи из Византии – это золотостеклянные и серебростеклянные бусы. Кроме того, украшения из Европы, подвески из афганского лазурита, арабский бисер.

Еще более интересные находки происходят из раскопок второго из городищ Гочевского комплекса — «Царский Дворец».

Гочевское городище на карте XVIII века
Гочевское городище на карте XVIII века

Городище расположено в 2,5 км к северо-северо-востоку от с. Гочево и занимает один из отрогов правого берега р. Псёл. Исследования его были начаты в 2004 г. Как показали уже первые раскопки, городище представляло собой мощный укрепленный пункт, контролировавший въезд на Гочевское поселение со стороны поймы р. Псёл. Городище имело две укрепленные площадки, склоны которых были подрезаны. На северо-западном склоне внешней площадки зафиксирован эскарп. Более обширная внешняя площадка, судя по всему, служила убежищем для жителей поселения, находившегося у стен замка. Внутренняя, обнесенная глубокими рвами и кольцом мощных дерево-земляных укреплений, являлась цитаделью крепости. Деревянные стены представляли собой срубы, забутованные грунтом и хрящом. Отдельные секции стен были полыми. Имелись здесь и отапливаемые полуподземные помещения. Попасть на внешнюю площадку городища из поймы можно было по вырезанной в склоне мыса дороге, защищенной со стороны обрыва земляным валом. В ходе раскопок удалось установить, что при возведении крепости строителям пришлось приложить немало усилий для выравнивания площадки избранного ими мыса. Чтобы сделать ее более горизонтальной, они были вынуждены соорудить подсыпку из плотной материковой глины, мощность которой достигала 4 м. Однако, несмотря на продуманную и мощную систему укреплений, «Царский Дворец» был, в конце концов, захвачен и сожжен неприятелем. Об этом свидетельствуют как насыщенный углями и золой слой пожара, так и остатки сгоревших укреплений, а также многочисленные погребения погибших защитников крепости.

Границы Мужечской волости по данным писцовой книги Путивльского уезда 1628 г., где 1 - Мужеч (городище «Царский Дворец», Мужетцкое городище, Гочевское городище)
Границы Мужечской волости по данным писцовой книги Путивльского уезда 1628 г., где 1 - Мужеч (городище «Царский Дворец», Мужетцкое городище, Гочевское городище)

Из числа датирующих индивидуальных находок прежде всего следует отметить предметы вооружения и конской сбруи. К их числу относятся наконечники стрел, наконечник пики, панцирная наплечная пластина, фигурная накладка на сумку и фигурная ременная накладка на конскую сбрую. Все они имеют четкие аналоги среди материалов, относящихся ко второй половине XIV — началу XV в.

Помимо того, к находкам данного периода относится обломок серебряного зеркала с фрагментом арабской легенды, которую можно прочесть как «(а)л-Имам» — «вождь». Узкий внутренний пояс украшен растительным орнаментом в виде извивающегося побега, а широкий наружный содержит круговую арабскую надпись почерком насх: «Слава, которая (есть) высшее счастье для могущественных начальников, (да будет) тебе благодеянием будущей жизни».

Аналогичные зеркала известны по материалам Болгарского, Увекского и Царевского городищ, а также кочевнических курганов золотоордынского времени, в частности с территории Северного Кавказа. Согласно датировкам самих памятников, изделия данного типа бытовали во второй половине XIII — конце XIV в. Здесь же обнаружены фрагменты ордынской керамики и монеты конца XIII — начала XV в., преимущественно времени правления Тохтамыша. Все они, за единственным исключением, происходят непосредственно из слоя пожара.

Находки с Гочевского городища
Находки с Гочевского городища

Древнерусский город к 1185 г., вероятно, уже находился в состоянии упадка в связи с прекращением активного движения по торговому пути Киев-Булгар.

Жизнь на поселении не прекращается на протяжении как XIII, так и XIV вв. Судя по всему, город переживает не только половецкий погром, но и нашествие Батыя. Не исключено даже некоторое оживление городской жизни именно в ордынский период в связи с восстановлением прямых торговых связей с регионом Волжской Булгарии.

XIV-XV вв, к которым относится Гочевское городище, – до сих пор слабо изученное время. Курская земля тогда из-под власти Золотой Орды перешла в состав Великого княжества Литовского.

Судя по материалам исследований вскоре после вхождения территории верхнего Псла в 1360 -х гг. в состав Великого княжества Литовского, для укрепления его восточных рубежей, здесь был построен в рекордно короткие сроки новый мощный укрепленный пункт замкового типа «Царский дворец», существовавший во второй половине XIV — первой половине XV вв., вокруг которого располагались несколько поселений составляющих его округу. Судя по всему, замок одновременно выполнял функцию и военного и административного центра для данной территории. Кроме того, в случае вражеского нападения, население округи могло укрыться и отсидеться за его достаточно мощными укреплениями.

Цитадель погибла в ходе военных действий в середине XV в. Вероятно, гибель городища связана с событиями, последовавшими за разгромом литовско-русской армии Витовта и татар Тохтамыша объединенными силами Тимура-Кутлу и Идегея в битве на Ворскле.

Но и после гибели крепости окрестности ее не обезлюдели, жизнь на поселении продолжалась, а внутренняя площадка городища вплоть до рубежа XV–XVI вв. использовалась в качестве кладбища, где хоронили представителей высших слоев местного населения.

По публикации А. В. Зорина и Г. Ю. Стародубцева "Мужеч на Псле: средневековый город и его округа" из сборника "Куликово поле. История и археология"

Читайте также: