Предметы вооружения являются относительно редкой находкой в слоях средневековых поселений. Среди материалов из Житного раскопа в кремле Переяславля Рязанского они составляют менее 4 % от всех железных находок. На площади раскопа не отмечено каких-либо скоплений предметов вооружения. Они распространены в комплексах с бытовыми вещами и орудиями труда...
Работы на Житном раскопе в Кремле Переяславля Рязанского (современная Рязань) велись с 2004 по 2015 гг. Они позволили представить историю развития города, начиная со второй половины XII в. и до середины XVII в. Коллекция индивидуальных находок составила около пяти тысяч единиц.
Раскоп размерами 16 × 10 м располагался в северо-западной части Кремля между Певческим корпусом и Гостиницей черни.
По словам известного историка Д.И. Иловайского рязанские князья были «бесспорно… самая воинственная и беспокойная ветвь Рюрикова дома». И далее историк делает вывод о том, что «количество дружинников в Рязани, по-видимому, было довольно значительно».
Вместе с тем, предметы вооружения являются относительно редкой находкой в слоях средневековых поселений. Так, среди материалов из Житного раскопа в кремле Переяславля Рязанского они составляют менее 4 % от всех железных находок. Наиболее представительны в этой группе наконечники стрел. Интересно отметить, что даже с распространением огнестрельного оружия в XVI в. стрелы не теряют полностью своего значения и продолжают бытовать в первой половине XVII в. Всего на раскопе найдено 18 наконечников стрел. При этом десять наконечников происходят из слоёв конца XVI – первой половины XVII в, другие датируются X-XV вв. Анализ показал, что отковывались наконечники стрел из кричного железа.
Домонгольские наконечники стрел на Житном раскопе немногочисленны. Один из них пирамидальный квадратного сечения с желобками на гранях боевой головки (рис. 2 (6)). Этот тип сравнительно редок, А.Ф. Медведев отмечает всего две находки из слоёв X–XI вв. в Старой Ладоге и на Бакинском селище. Другой наконечник – срезень в виде узкой прямоугольной лопаточки Преимущественное время распространения таких наконечников IX – начало XI в. Они немногочисленны и встречены в основном на финно-угорских памятниках (могильниках Мыдлань-шай, Крюково-Кужновском, на Сарском городище).
Также археологи обнаружили остатки колчана в слоях второй половины XV в. и колчанный крючок. Крючок имеет вид подпрямоугольной пластины с четырьмя отверстиями для крепления гвоздями.
Из пласта первой половины XVI в. происходит деревянная стрела – томар из сосны. Длина сохранившейся части древка около 70 см. Наконечник расширяется к окончанию и слегка огранён.
Из деталей доспеха на раскопе в постройке первой половины XIV в. найдены шесть пластин. Пластины плоские, подпрямоугольной формы со слегка выгнутым верхним краем. Длина пластин 35 мм, по краям и в центре имеются отверстия диаметром 2 мм. Постройка, в которой найдены пластины, являлась двухчастным срубом. Комплекс находок не позволяет говорить о занятиях жителей, однако, можно отметить серию предметов, связанных с рыболовством – грузила от сетей, рыболовные крючки, берестяные поплавки. Здесь же найдены и престижные артефакты: книжная застёжка, фрагменты поливной ордынской чаши с подглазурной полихромной росписью.
Среди предметов вооружения, найденных на Житном раскопе, отсутствуют образцы клинкового оружия. Однако они представлены среди детских игрушек. Это деревянный однолезвийный меч из постройки первой половины XVI в., вырезанный из сосны.
Тесно связано с военным делом снаряжение коня и всадника. И если удила и псалии являлись универсальными предметами, используемыми в снаряжении и боевых, и рабочих коней, то стремена и шпоры были исключительно принадлежностью воина. На раскопе обнаружены удила, грызла, фрагмент стремени, колёсико-звёздочка от шпоры (вторая половина XIII в.). Звёздочка имеет десять. Подобные шпоры появляются в Древней Руси не позднее середины XIII в.
Следует отметить, что на площади раскопа не отмечено каких-либо скоплений предметов вооружения. Они распространены в комплексах с бытовыми вещами и орудиями труда. Не наблюдается и концентрации оружия в хронологическом плане.
Представленные в статье находки подтверждают вывод О.В. Двуреченского о переживании некоторых типов наконечников стрел основное время их бытования и о сохранении лука как основного вида дистанционного оружия вплоть до первой половины XVII в.
Материал подготовлен по статье Завьялова В. И. из книги "Воинские традиции в археологическом контексте: от позднего Латена до позднего Средневековья"