Найти тему
Азербайджан - страна огней

Почему Иран не стал арабским в ходе исламских завоеваний?

Я вижу четыре главные причины: арабизировались только те страны Ближнего Востока, которые имели значительное семитское население еще до исламских завоеваний; арабизация нога в ногу шла вместе с крестовыми походами, а Персия не являлась их целью; иранцы по ряду причин быстро перешли в ислам, что спасло их от принудительной арабизации; в качестве своей веры они выбрали шиизм, и это воспрепятствовало их ассимиляцию арабами.

Теперь давайте обсудим то же самое, но более подробно. Ирак, Сирия и Палестина – это уже семитские регионы, где на момент экспансии мусульман основная часть жителей говорила по-арамейски. В Египте, конечно, жили совсем другие люди, однако язык страны пирамид также сходит в афроазиатскую семью языков.

Ко всему прочему, из-за климатического пессимума раннего средневековья в Аравии среднегодовая температура упала на несколько градусов. Это привело к стремительному росту населения на полуострове и притоку арабских эмигрантов в регионы, указанные выше. Поэтому у мусульман там уже были союзники – люди, говорившие с ними на одном языке.

С другой стороны, Иран имел мало семитского населения и для ассимиляции представлял из себя крепкий орешек.

-2

Продолжим далее. На арабизацию Леванта (в широком смысле) очень повлияли крестовые походы. В процессе своих завоеваний арабы не стремились массово обращать здешних христиан в ислам – в таком случае они не обязаны были платить дополнительные налоги. Поэтому потомки византийского населения долгие столетия сохраняли свою веру, самосознание и язык.

Но после прихода европейцев местные жители стали их потенциальными союзниками. В результате мамлюки, правившие на большей части востока, начали проводить депортации крещеного люда в отдаленные части страны. Отныне христиане не жили компактно и распались на отдельные общины. Многих принудили перейти в ислам, а остальные естественным путем подверглись арабизации.

До Персии западные крестоносцы не добрались в силу ее географической отдаленности, поэтому местные исламские лидеры не проводили подобной политики.

-3

Третья особенность Ирана состоит в том, что значительная часть его населения относительно быстро обратилась в новую веру. Дело в том, что на начало арабских завоеваний иранское государство Сасанидов было могущественной азиатской империей. С точки зрения нападающих, это был враг, которого следовало победить и уничтожить.

Вот почему в Персии, в отличие от Леванта, с самого начала принудительно насаждали национальную религию арабов – это был мировой центр силы, от которого надо было избавиться раз и навсегда. А когда иранцы приняли новую веру, то они уже воспринимались, как мусульманский народ, что защищало их от каких-либо притеснений. Ведь ислам в своей основе является интернациональным. В период высокого средневековья это стало основой для возникновения утонченной персидской мусульманской культуры, которая спасла этот народ от ассимиляции и арабизации.

Наконец, персы всегда считали себя более цивилизованным народом, и на это у них имелись некоторые основания. Вот почему по отношению ко своим арабским владыкам они испытывали некоторый снобизм. Со временем это привело к выбору ими шиитской ветви ислама, что в значительной степени предотвратило браки с арабами. А ведь религия в далеком прошлом была тесно связана с национальностью, и потому персидское этническое единство оставалось нерушимым.

-4

Также, в пользу Ирана сыграла его географическая отдаленность и несколько политических которые произошли по воле случая. В середине 8-го века Персия стала центром революции Аббасидов – восстания против тогдашней династии Арабского халифата.

В награду за это в 821-м году ей дали автономию под властью правящего рода Тахиридов, союзников и вассалов единого исламского государства. А через сорок лет случился переворот, который привел к власти независимых падишахов Саффаридов, начавших кампанию по возрождению персидской культуры и языка.