Найти в Дзене

В ЗГУ разработали «арктическую физкультуру» для школьников и студентов

Представьте себе, что на уроках физкультуры школьники занимаются степ-аэробикой, стретчинг-гимнастикой, бодифлексом и пилатесом… Невозможно? Для северных широт даже необходимо! Важность таких инновационных практик для школьников и студентов подтвердили многолетние исследования Заполярного университета.

В исследовательском центре «Экология здоровья» ЗГУ в течение трёх лет проводили мониторинг здоровья школьников и студентов Норильска. 145 детей среднего и старшего школьного возраста, 100 студентов 1-2 курса ЗГУ прошли диагностику антропометрического развития, двигательной активности и функциональной готовности. Результаты позволили оценить влияние упражнений на здоровье и уровень общей физической подготовки, индивидуальное физическое развитие участников исследования.

Полученные данные показали ухудшение индивидуального соматического, психического и социального здоровья детей, подростков и молодежи.

Данные исследования
Данные исследования

Проблема особенно остро ощущается в Арктической зоне. Природно-климатические факторы средней полосы России и Крайнего Севера кардинально разные. Вместо зимы, весны, лета и осени 4 условных сезона здесь определяют, исходя из длины светового дня:

  • Полярная ночь - 45 суток,
  • Белые ночи и сумерки - 53 дня в году
  • Полярный день, который длится 2,5 месяца
  • Осенние сумерки - 30 суток

К этому добавляются постоянные актировки - отмена занятий из-за шквалистого ветра более 20 м/с или температуры ниже 40 градусов. В Арктике, почти как в космосе, без комплексного подхода к физическим нагрузкам не обойтись. Однако возможностей для занятий физкультурой и спортом в привычном понимании здесь не так много, поэтому дети все чаще предпочитают компьютерные игры и киберспорт.

Студенты ЗГУ на занятиях
Студенты ЗГУ на занятиях

«Легкой атлетикой на свежем воздухе невозможно заниматься из-за погодных условий, - уточняет директор Научно-исследовательского центра ЗГУ «Экология здоровья» Валерий Дубровин. - Спортивную гимнастику не применяют, т.к. она является травмоопасной. Складывается одномерная модель физического воспитания, в которую включены только спортивные игры (баскетбол, волейбол). Результатом стало снижение эффективности занятий, падение интереса к ним со стороны учащихся, ослабление физического состояния и соматического здоровья. Дети чаще болеют из-за экстремальных природно-климатических, физических условий (полярная ночь, полярный день)».

-4

Исследователи Заполярного госуниверситета разработали экспериментальную школьную программу по физкультуре, которая позволяет комплексно развивать растущий организм детей, подростков и молодежи, способствует формированию здорового образа жизни, развитию интереса и привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом:

  • базовый этап (начальная школа: 1 -4 классы);
  • стабилизация базового этапа (средняя школа: 5 – 9 классы);
  • совершенствование базовых двигательных действий (старшая школа: 10 класс);
  • целенаправленное формирующее воздействие на умения и навыки (старшая школа - 11 класс).
-5

К традиционным волейболу и баскетболу норильские ученые предложили добавить на уроках инновационные адаптивно-оздоровительные и рекреационные технологии физической культуры и фитнеса:

  • Основы знаний;
  • Классическая (базовая) аэробика;
  • Фитбол-аэробика;
  • Степ-аэробика;
  • Стретчинг-гимнастика;
  • Силовые виды фитнеса или виды аэробики силовой направленности;
  • Аэробика с элементами боевых видов спорта;
  • Пилатес;
  • Бодифлекс;
  • Ритмопластическая гимнастика;
  • Элементы хореографии.
-6

Образовательную программу представили на Международном Форуме ассоциаций и консорциумов северных территорий. Ученые сибирских вузов обсуждали тему здоровьесбережения в Арктической зоне наравне со здоровым питанием и технологическим предпринимательством. «Горизонтам науки для развития северных регионов России» посвятили отдельное рабочее совещание в Национальном исследовательском Томском государственном университете. Норильские ученые уверены, что эти рекомендации можно внедрять во всех школах Арктики.

«Настало время применять в современной северной школе коррекционно-оздоровительные программы, - заявил Валерий Дубровин. - Используя интегративный принцип в обучении, воспитании и оздоровлении детей мы будем способствовать конкретизации путей, методов и средств перестройки в соответствии с актуальными задачами по сохранению и формированию здорового образа жизни в экстремальных условиях Арктической зоны».

-7

Возможно, совсем скоро по рекомендации ученых и благодаря фитнес-технологиям уроки физкультуры станут намного интереснее и эффективнее для школьников и студентов Крайнего Севера.

А что думаете вы о современных технологиях на уроках физкультуры? Пишите в комментариях.