Фильм во всех отношениях удивительный. Во-первых, это странный, прежде невиданный гибрид британского криминального фильма (в духе "Point Blank" или "Get Carter") c сюрреалистическим психотрипом, который выглядит гораздо более впечатляющим и завораживающим, нежели, к примеру, поделки Роджера Кормана (см. фильм "Trip", снятый в том же 1967 году).
"Перфоманс" был практически готов в 1967 году, но два года дистрибьютор фильма "Warner Bros." не знал, куда его пристроить, поскольку на тестовом показе благопристойная публика получила эстетический шок и вышла из кинозала в состоянии грогги.
Бэдтриповый фильм, снятый в разгар психоделической революции, насквозь пронизан декадентскими настроениями, весьма принципиальными для всего творчества Николаса Роуга. В 1970 году, когда все-таки состоялась премьера "Перфоманса", жесткий, энергичный, депрессивный фильм с дурным финалом оказался гораздо более актуальным, чем если бы он вышел в жизнерадостном 1968 году. Картина моментально приобрела статус культовой, – конечно, не в последнюю очередь за счет участия в картине Мика Джаггера.
Что еще примечательно: фильм стал режиссерским дебютом Николаса Роуга (его соавтором стал Дональд Кэммелл, написавший сценарий). Роуг, по профессии оператор, работал оператором и на "Перфомансе". Послужной список Роуга-оператора, не слишком велик, но чрезвычайно разнообразен. Готическая "Маска красной смерти" Кормана; довольно знаковая для английского кино 60-х "Петулия" Лестера; наконец, два больших масштабных проекта сэра Дэвида Лина: "Лоуренс Аравийский" (2-й ассистент оператора) и "Доктор Живаго" (был уволен с поста главного оператора). Роуг даже поплескался во французской "новой волне", поработав с Трюффо над "451 по Фаренгейту".
Цветовая палитра "Перфоманса" ярка, сочна, томна и приторна. Из мира больших денег, "цивильных" и "правильных" людей, рэкетир Чэзз попадает в мир богемы. То есть, он в буквальном, а не фигуральном смысле залегает на дно. Спасая свою жизнь, он снимает комнату в подвале небольшого особнячка, где живут в разврате и наркотических излишествах бывшая звезда рок-н-ролла Тёрнер и две его любовницы-лесбиянки.
Тёрнер печален. Много лет назад он "потерял своего демона". Он собирался выставить Чэзза вон, но неожиданно уловил исходящую от него опасность. Он счел, что демоны, овладевающие Чэззом, приведут к нему его собственного демона. А может, он просто хотел разнообразия, пугающих противоречий, которые способны подпитать его энергией. За несколько дней, проведенных в подвале в ожидании нового паспорта и бегства в Америку, Чэзз в свою очередь, тоже кое-что обретет. Их обоих мучает проблема самоидентификации, но нельзя сказать, что они четко осознают потребность эту проблему как-то разрешить.
В фильме имеется туманная аллюзия на бергмановскую "Персону". "Перфоманс" или "представление" — суть деятельность "персоны". За несколько секунд до потрясающего финала Чэзз прощается с Тёрнером. Тёрнер просит его остаться. Чэзз отказывается. Тёрнер говорит, что тогда пойдет вместе с ним. "Ты не знаешь, куда я иду", – говорит Чэзз. "Я знаю", – капризно возражает Тёрнер. Потом всматривается в лицо Чэзза, и его пронизывает страх абсолютного понимания. "Я не знаю", — говорит Тёрнер. "Ты знаешь", — говорит Чэзз. На одном из заключительных кадров в отъезжающем автомобиле вместо лица Чэзза мелькнет лицо Тёрнера (не волнуйтесь, это не спойлер – там, в финале, фича в другом).
Также есть примечательная сцена, в которой Фербер, любовница Тёрнера, попытается пробудить в подсознании Чэзза, закинутого каким-то ядреным мухомором, женскую часть его психики.
Психологические игры, которые ведут Кэммелл с Роугом, достаточно невнятны, да и слава Богу: фильм приобретает эзотерическую загадочность и приятственную мрачность; интригующее путешествие по порочному сознанию проходит в сумерках и без проводника.
Оценка: 9,0 из 10.
Режиссер: Николас Роуг, Дональд Кэммелл.
Сценарий: Дональд Кэммелл,
Оператор: Николас Роуг,
Композитор: Джек Ницше.
В главных ролях: Джеймс Фокс, Мик Джаггер, Анита Палленберг.
В ролях: Мишель Бретон, Энн Сидни, Джон Биндон, Стэнли Медоуз, Аллан Катбертсон.
Интересные факты о фильме:
- На тестовом просмотре в Санта-Монике жену одного из исполнительных продюсеров Warner Brothers вырвало. Ей и прочим зрителям предложили денежную компенсацию за моральный ущерб.
- Некоторые эротические сцены в фильме были столь откровенны, что студия, занимавшаяся проявкой, предложила авторам вместо того, чтобы тратить деньги и время на проявку, воспользоваться молотком и зубилом и уничтожить киногада в зародыше, — все равно ему не видать экрана.
- Женские роли хотели предложить Тьюзди Уэлд и Мие Фэрроу, но те накануне съемок слегли в больничку.
- В целях подготовки к роли, Дональд Кэммелл устроил Джеймсу Фоксу совместное времяпревождение с реальными бандитами из Восточного Лондона.
- После тестового просмотра фильм был трижды перемонтирован.
- Авторы фильма вдохновлялись творчеством Хорхе Луиса Борхеса.
- Сцены секса между Анитой Палленберг и Миком Джаггером ужасно расстроили гитариста из "Роллинг Стоунз" Кита Ричардса, который в то время был ее любовником. Он прятался за декорациями и скрежетал зубами от злости. Он разозлился настолько, что отказался записывать для фильма песню "Memo from Turner", — его в группе заменил Рай Кудер.
- Оригинальным названием фильма было "The Liars", которое потом превратилось в "The Performers", и только потом уж приобрело окончательный вид.
Читайте также на моем канале: