Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Представление (1970, Великобритания, криминальный / сюрреализм): Перфоманс персоны

Фильм во всех отношениях удивительный. Во-первых, это странный, прежде невиданный гибрид британского криминального фильма (в духе "Point Blank" или "Get Carter") c сюрреалистическим психотрипом, который выглядит гораздо более впечатляющим и завораживающим, нежели, к примеру, поделки Роджера Кормана (см. фильм "Trip", снятый в том же 1967 году). "Перфоманс" был практически готов в 1967 году, но два года дистрибьютор фильма "Warner Bros." не знал, куда его пристроить, поскольку на тестовом показе благопристойная публика получила эстетический шок и вышла из кинозала в состоянии грогги.
Бэдтриповый фильм, снятый в разгар психоделической революции, насквозь пронизан декадентскими настроениями, весьма принципиальными для всего творчества Николаса Роуга. В 1970 году, когда все-таки состоялась премьера "Перфоманса", жесткий, энергичный, депрессивный фильм с дурным финалом оказался гораздо более актуальным, чем если бы он вышел в жизнерадостном 1968 году. Картина моментально приобрела статус

Фильм во всех отношениях удивительный. Во-первых, это странный, прежде невиданный гибрид британского криминального фильма (в духе "Point Blank" или "Get Carter") c сюрреалистическим психотрипом, который выглядит гораздо более впечатляющим и завораживающим, нежели, к примеру, поделки Роджера Кормана (см. фильм "Trip", снятый в том же 1967 году).

"Перфоманс" был практически готов в 1967 году, но два года дистрибьютор фильма "Warner Bros." не знал, куда его пристроить, поскольку на тестовом показе благопристойная публика получила эстетический шок и вышла из кинозала в состоянии грогги.

Бэдтриповый фильм, снятый в разгар психоделической революции, насквозь пронизан декадентскими настроениями, весьма принципиальными для всего творчества Николаса Роуга. В 1970 году, когда все-таки состоялась премьера "Перфоманса", жесткий, энергичный, депрессивный фильм с дурным финалом оказался гораздо более актуальным, чем если бы он вышел в жизнерадостном 1968 году. Картина моментально приобрела статус культовой, – конечно, не в последнюю очередь за счет участия в картине Мика Джаггера.

Кадр из фильма "Представление" (1970)
Кадр из фильма "Представление" (1970)

Что еще примечательно: фильм стал режиссерским дебютом Николаса Роуга (его соавтором стал Дональд Кэммелл, написавший сценарий). Роуг, по профессии оператор, работал оператором и на "Перфомансе". Послужной список Роуга-оператора, не слишком велик, но чрезвычайно разнообразен. Готическая "Маска красной смерти" Кормана; довольно знаковая для английского кино 60-х "Петулия" Лестера; наконец, два больших масштабных проекта сэра Дэвида Лина: "Лоуренс Аравийский" (2-й ассистент оператора) и "Доктор Живаго" (был уволен с поста главного оператора). Роуг даже поплескался во французской "новой волне", поработав с Трюффо над "451 по Фаренгейту".

Цветовая палитра "Перфоманса" ярка, сочна, томна и приторна. Из мира больших денег, "цивильных" и "правильных" людей, рэкетир Чэзз попадает в мир богемы. То есть, он в буквальном, а не фигуральном смысле залегает на дно. Спасая свою жизнь, он снимает комнату в подвале небольшого особнячка, где живут в разврате и наркотических излишествах бывшая звезда рок-н-ролла Тёрнер и две его любовницы-лесбиянки.

Кадр из фильма "Представление" (1970)
Кадр из фильма "Представление" (1970)

Тёрнер печален. Много лет назад он "потерял своего демона". Он собирался выставить Чэзза вон, но неожиданно уловил исходящую от него опасность. Он счел, что демоны, овладевающие Чэззом, приведут к нему его собственного демона. А может, он просто хотел разнообразия, пугающих противоречий, которые способны подпитать его энергией. За несколько дней, проведенных в подвале в ожидании нового паспорта и бегства в Америку, Чэзз в свою очередь, тоже кое-что обретет. Их обоих мучает проблема самоидентификации, но нельзя сказать, что они четко осознают потребность эту проблему как-то разрешить.

В фильме имеется туманная аллюзия на бергмановскую
"Персону". "Перфоманс" или "представление" — суть деятельность "персоны". За несколько секунд до потрясающего финала Чэзз прощается с Тёрнером. Тёрнер просит его остаться. Чэзз отказывается. Тёрнер говорит, что тогда пойдет вместе с ним. "Ты не знаешь, куда я иду", – говорит Чэзз. "Я знаю", – капризно возражает Тёрнер. Потом всматривается в лицо Чэзза, и его пронизывает страх абсолютного понимания. "Я не знаю", — говорит Тёрнер. "Ты знаешь", — говорит Чэзз. На одном из заключительных кадров в отъезжающем автомобиле вместо лица Чэзза мелькнет лицо Тёрнера (не волнуйтесь, это не спойлер – там, в финале, фича в другом).

Кадр из фильма "Представление" (1970)
Кадр из фильма "Представление" (1970)

Также есть примечательная сцена, в которой Фербер, любовница Тёрнера, попытается пробудить в подсознании Чэзза, закинутого каким-то ядреным мухомором, женскую часть его психики.

Психологические игры, которые ведут Кэммелл с Роугом, достаточно невнятны, да и слава Богу: фильм приобретает эзотерическую загадочность и приятственную мрачность; интригующее путешествие по порочному сознанию проходит в сумерках и без проводника.

Оценка: 9,0 из 10.

Режиссер: Николас Роуг, Дональд Кэммелл.
Сценарий: Дональд Кэммелл,
Оператор: Николас Роуг,
Композитор: Джек Ницше.

В главных ролях: Джеймс Фокс, Мик Джаггер, Анита Палленберг.
В ролях: Мишель Бретон, Энн Сидни, Джон Биндон, Стэнли Медоуз, Аллан Катбертсон.

Интересные факты о фильме:

  • На тестовом просмотре в Санта-Монике жену одного из исполнительных продюсеров Warner Brothers вырвало. Ей и прочим зрителям предложили денежную компенсацию за моральный ущерб.
  • Некоторые эротические сцены в фильме были столь откровенны, что студия, занимавшаяся проявкой, предложила авторам вместо того, чтобы тратить деньги и время на проявку, воспользоваться молотком и зубилом и уничтожить киногада в зародыше, — все равно ему не видать экрана.
  • Роль Чэза предлагали Марлону Брандо, но тот отказался.
  • Женские роли хотели предложить Тьюзди Уэлд и Мие Фэрроу, но те накануне съемок слегли в больничку.
  • В целях подготовки к роли, Дональд Кэммелл устроил Джеймсу Фоксу совместное времяпревождение с реальными бандитами из Восточного Лондона.
  • После тестового просмотра фильм был трижды перемонтирован.
  • Авторы фильма вдохновлялись творчеством Хорхе Луиса Борхеса.
  • Сцены секса между Анитой Палленберг и Миком Джаггером ужасно расстроили гитариста из "Роллинг Стоунз" Кита Ричардса, который в то время был ее любовником. Он прятался за декорациями и скрежетал зубами от злости. Он разозлился настолько, что отказался записывать для фильма песню "Memo from Turner", — его в группе заменил Рай Кудер.
  • Оригинальным названием фильма было "The Liars", которое потом превратилось в "The Performers", и только потом уж приобрело окончательный вид.
Кадр из фильма "Представление" (1970)
Кадр из фильма "Представление" (1970)

Читайте также на моем канале:

Николас Роуг
Владимир Гордеев10 апреля 2023
ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ (2009, США, детектив / драма / сюрреализм-авангард): Good Old-Fashioned David Lynch
Владимир Гордеев14 августа 2022
Вход в пустоту (2009, Франция - Германия - Италия, сюрреализм): "Бардо Тхёдол", или Жизнь, смерть и посмертие одного тормоза
Владимир Гордеев5 февраля 2023