Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Персона (1966, Швеция, драма / сюрреализм / авангард): Персона - Бергман

Этот фильм Бергмана признан кинокритиками одним из самых главных его фильмов, одним из самых знаковых. Также он признан самым загадочным и "многомерным" его фильмом. Сам режиссер называет его важнейшим в своем творчестве наряду с "Шепотами и криками".

На самом деле, "Персона" выглядит загадочно только из-за эксперимента Бергмана с формой. Причем формалистические изыски имеют непосредственное отношение к мировоззрению Бергмана, что позволяет называть этот фильм глубоко личным.

Кадры из фильма "Персона" (1966)
Кадры из фильма "Персона" (1966)

В прологе дается обширный ассоциативный ряд, из которого становится ясно, что именно беспокоит режиссера:

  • чужое коммерческое творчество (кадры из диснеевского мультфильма, перевернутого вверх ногами, и кадры из каких-то слэпстиков, — правильно, свое творчество лучше);
  • старость и болезни (следовательно: предчувствие немощности, порождающее страх);
  • размытые воспоминания о детстве;
  • религия. Крупным планом дается раскрытая ладонь, в которую вбивают гвоздь. Вера (служба вере — профессия отца Бергмана) порождает боль, можно сказать и так;
  • и, самое главное, свое собственное творчество. Бергман частично использует метод "отстранения": он сам себе режиссер-постановщик и в то же время неумелый киномеханик, прокручивающий свой собственный фильм "Персона" (иногда появляются разрывы: черно-серый хаос, а то и белизна. Бергман писал, что в детстве любил покупать использованную нитратную кинопленку, а потом окунать ее в раствор соды, получая в итоге 40 метров непорочно чистой белоснежной пленки, на которой можно что-то нарисовать). Также в какой-то мере он сам себе зритель, за кадром признающий фильм отличным. Думаю, что ни у кого нет сомнений в том, что начиная с определенного этапа времени, то есть тогда, когда он уже мог себе это позволить, Бергман начал снимать фильмы в основном для себя. Сверх того!: "Персона" — фильм, снятый исключительно для себя, и это действительно смелый поступок, требующий помимо смелости еще и особого старания.
Кадры из фильма "Персона" (1966)
Кадры из фильма "Персона" (1966)

В самом сюжете фильма, повествующем о том, как молодая медсестра ухаживает за известной актрисой театра и кино, принявшей решение молчать, дабы не лгать (и потому она становится объектом пристального внимания доброхотов-психиатров), имеется ключевая фраза. Молодая Альма (Биби Андерсон) через молчание Элизабет (Лив Ульман) постигает ее суть, а через ее суть – суть "людей от искусства" в целом. С глубоким разочарованием в голосе она говорит, как заблуждалась. Прежде она думала, что "люди от искусства" преисполнены сострадания к простым людям и делают всё для того, чтобы сделать их жизнь лучше. Или хотя бы веселее. Но оказывается, что это не так.

Между тем, харизма Элизабет столь велика, что пустоватая и банальная Альма, находясь в непосредственной близости от Элизабет, пропитывается ее душой. Альма начинает играть в Элизабет, и делает это довольно успешно. Эта игра носит непроизвольный характер, и, что примечательно, в какой-то момент Альма становится недовольна Элизабет, так же как сама Элизабет недовольна собой (она ведь бежит от игры, которой пронизан не только театр, но и вся человеческая жизнь).

Кадры из фильма "Персона" (1966)
Кадры из фильма "Персона" (1966)

Операторская работа в фильме виртуозна, именно она делает фильм таким мистичным. Становится абсолютно понятно, почему Бергман назвал Свена Нюквиста самым лучшим в мире мастером по постановке света.

Оценка: 8,5 из 10.

Режиссер: Ингмар Бергман.
Сценарий: Ингмар Бергман,
Оператор: Свен Нюквист,
Композитор: Ларс Йохан Верле.

В главных ролях: Лив Ульман, Биби Андерссон.
В ролях: Маргарета Крок, Гуннар Бьёрнстранд, Ёрген Линдстрём.

Кадры из фильма "Персона" (1966)
Кадры из фильма "Персона" (1966)

См. также:

Ингмар Бергман
Владимир Гордеев20 марта 2023