Часть 1. Общие замечание об эссе и тамах на ДВИ
При поступлении на факультет журналистики, абитуриентам предлагается в качестве дополнительного вступительного испытания (ДВИ) написать творческую работу (эссе).
На своем youtube-канале я уже рассказывала подробно, что за жанр такой - эссе по журналистике, какие существуют критерии оценивания, алгоритм написания, поиск аргументации и т.д., но решила добавить и текстовый вариант лекции. Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=uXbCuvHE3vw&t=36s
В каждом вузе своя программа проведения ДВИ, поэтому и темы неоднородные, но их можно условно разделить на темы:
- общая журналистская проблематика, например:
кто не должен быть журналистом?
журналисты и блогеры
как журналистика помогает обществу?
- литературные (и тут сразу оговорюсь, что при поступлении в МГУ им. М.В. Ломоносова вам предложат темы, которые обязательно должны быть подкреплены аргументами из отечественной (!) литературы и/или истории), например:
Петербург в судьбе простого человека;
мировые войны в истории России.
- и третья группа, назовем их окололитературными - в некоторых вузах знаний основ и истории журналистики не требуют, либо наравне с темами, связанными с журналистикой, предлагают на выбор темы окололитературные, чтобы была возможность привлечь аргументы из разных сфер: литература, история журналистики, история, общественные науки, личный опыт.
Подобные темы:
отцы и дети: как преодолевать конфликт?
когда человек становится взрослым?
Задача любых групп тем в том, чтобы раскрыть кругозор абитуриента, насколько вы ориентируетесь в заданной теме, можете ли высказать свое мнение, подобрав аргументы из разных областей знаний.
Начнем с жанра эссе, и того, чем он отличается от сочинения по литературе. Сразу скажу, что ничего общего у эссе и литературного сочинения нет. Эссе - это творческая работа с явным присутствием личности автора.
Эссе – это самостоятельный, творчески осмысленный текст с аргументами из истории, литературы, истории журналистики, социальных наук и/или собственной жизни. Я бы так сказала, что творческое эссе = журналистская импровизация.
Что характерно для эссе:
максимальное присутствие автора, понятная точка зрения, высказанное мнение;
оригинальность раскрытия темы;
умение подбирать убедительные аргументы;
стиль и грамотность.
Итак, темы всегда будут звучат "широко", надо понимать, что вы не сможете охватить весь объем темы о современной журналистике, поэтому обязательно следует сосредоточиться на конкретном аспекте темы. Они формулируются таким образом, чтобы дать некоторую свободу в толковании и творческом видении абитуриента. Желательно предложить нестандартный подход к раскрытию темы, продемонстрировать умение подбирать убедительные аргументы, делиться ценными наблюдениями.
В итоге, как бы не звучали темы они всегда дают возможность актуального прочтения и наполнение работы злободневным жизненным материалом, что в журналистике очень важно.
Часть 2. Как вас будут оценивать
От вуза к вузу критерии несколько различны, для этого внимательно просмотрите все методические рекомендации и саму программу творческого испытания, которые размещает университет на своей сайте, но все критерии плюс-минус подобны этому списку:
Пару слов про стиль – не пишите « как надо», «как пишут в сми» важен собственный голос, но без экспрессии и штампов. Обязательно прокомментируйте, какое ваше отношение к этой проблеме, но не стоит быть в работе безапелляционным, важно многостороннее и желательно индивидуальное раскрытие темы.
Часть 3. Композиция эссе
Прежде чем разбирать алгоритм написания эссе, нужно понимать его структуру или композицию, предложу свое видение композиции:
Эссе – жанр художественно-публицистический и предполагает свободную форму, однако, следует соблюдать определенные рекомендации:
в эссе ВСЕГДА необходим заголовок;
введение можно включить в свое эссе, отталкивайтесь от темы, обозначайте актуальность и злободневность и тот аспект темы, который планируете осветить в соей работе;
основная часть, включая первый аргумент, его раскрытие, затем второй аргумент, его раскрытие;
и финал – может называться по-разному: финал, заключение, прогноз, подведение итогов.
Помните, что заголовок, ваши размышления о теме и финал – самые яркие части эссе.
Вопрос насчет композиции, т.е. размещение частей текста. Обычно я советую своим ученикам выбрать линейный, т.е. последовательный тип композиции.
Несколько советов:
- одна мысль = одно предложение, не перегружайте текст. Эссе должно легко читаться;
- избегайте неоправданных штампов: "всем известно что" - откуда вы знаете, что то, о чем вы пишите, всем известно;
- несколько существительных подряд очень "перегружает" вашу работу;
- будьте аккуратны с вводными конструкциями, например, "можно сделать вывод", "исходя из вышесказанного"; эссе - это публицистический текст, а не научная работа;
- старайтесь не перегружать эссе причастными и деепричастными оборотами;
- избегайте избыточного словообразования: "выяснение", "русскость", "правильность" и т.д.;
- избегайте эмоционально-оценочной лексики;
- не используйте сомнительные сочетания «то что» и "как бы" - это очень режет слух. заменяйте на «о том, что»;
- никаких лозунгов, например, "общество должно стремиться" или "все мы должны стремиться" - приемная комиссия подобное не оценит.
Часть 4. Алгоритм написания эссе
Все же, как написать эссе? Разбейте эту задачу на блоки:
1. Выбор темы и способа изложения (стандартно – описание, повествование рассуждение) , так же возможен синтез жанров: диалог/монолог/интервью/подкаст, но вряд ли у вас получится сделать репортаж и новостную заметку, для этого есть другие задания в ДВИ. Главное, операционализируйте тему, поймите для себя тот подход к теме, который вам наиболее близок.
2. Поиск аргументов
Я разбила аргументы на основные блоки, ориентируйтесь на них:
Нюанс относительно аргументации из художественно литературы: старайтесь не увлекаться анализом произведения и поиском авторской позиции. Ваша задача, основываясь на образы художественной литературы, "обыграть" их. Намекну: продумайте, могут ли произведения с ярко выраженным мотивом дороги напоминать журналистское расследование?
3. Попытайтесь ответить на вопросы, прежде чем браться за само эссе:
— как я понимаю тему? (о чем она?);
— каково мое отношение к ней?
— какие аргументы могу взять, чтобы порассуждать?
— к каким выводам могу прийти?
— какую форму эссе могу выбрать?
Это основа для вашего плана, над которым надо усердно поработать.
ВАЖНО: не ссылайтесь на иноагентов. Что касается запрещенных в РФ социальных сетей - уточняйте у приемной комиссии, можете ли вы ссылаться на них, делая сноску, тут все от вуза зависит.
Последние советы:
- вы не сможете заранее написать эссе на основные темы, поэтому составляйте расширенные планы;
- составляйте и пополняйте список из аргументов (см. выше);
- не бойтесь, если, ссылаясь на соц. опросы, допустите ошибки в датах и процентах - у вас не экзамен по социологии, поэтому подобные ошибки не фатальны. Гораздо хуже, если в эссе, кроме личного опыта, ничего нет.
Оставляю полезные ссылки, а также свой телеграм-канал:
Сайт национальных проектов России: https://национальныепроекты.рф/projects/
Сайт ВЦИОМ: https://wciom.ru/
Фонд социально-культурных инициатив: https://fondsci.ru/
мой тгк: https://t.me/lit_exams