«Будь вежливым и уважай личное достоинство других людей», — говорил древнегреческий философ Аристипп. Актуально ли это наставление в наши дни?
Даже самого интеллигентного человека можно вывести из себя так, что он в момент эмоционального пика может обидеть собеседника. Только разница между ним и закоренелым грубияном в том, что последний не пожалеет о сказанном и не извинится после того, как осознает ошибку. Иными словами — не проявит вежливость.
Стоит ли вести себя подобным образом? Конечно же нет. Очень важно уметь держать себя в руках и помнить — говорить на повышенных тонах или доходить до оскорблений — признак дурного тона. Проявляя грубость, вы лишь оттолкнете от себя окружающих. И, таким образом, лишь усугубите ситуацию.
Однако...
Вежливость — не «волшебная палочка», а инструмент для общения с людьми и инструмент обоюдоострый. Поэтому использовать его нужно в меру. Ведь излишняя вежливость легко может быть истолкована как слабость. И вместо пользы принести один лишь вред.
Как же проявлять вежливость «правильно»?
- Говорите ясно и уверенно.
- Избегайте ненужных извинений и заискивания.
- Формулируйте просьбы вежливо, но без унижения.
- Не бойтесь сказать «нет».
Иными словами — поступайте так, чтобы вежливость вам, помогала, а не создавала затруднения. И не мешала достигать поставленных целей. Тут уместно вспомнить другое наставление из Кодекса Аристиппа: «Будь независимым и свободным в действии».
Как же поступать?
Разберем простой пример «правильного» использования вежливости. Во время рабочей встречи коллега в резкой форме критикует ваши идеи, называя их неудачными. В этой ситуации можно вступить в спор и попытаться в такой же грубой форме опровергнуть его мнение. Это, в большинстве случаев приведет к возникновению конфликта.
А можно проявить вежливость и предложить обсудить его претензии и прийти к решению, устраивающему обе стороны. Плюсы такого подхода очевидны — вы снизите уровень стресса, предотвратите неблагоприятные последствия. Да и в глазах окружающих вы будете выглядеть более зрелым и мудрым человеком.
Этот «метод» работает в любой сфере жизни. Попробуйте его использовать: результат может вас приятно удивить. И помните: до вас это уже делали жители Эллады — Древней Греции, где и жил Аристипп. Древних греков можно с уверенностью назвать поборниками и строгими блюстителями правил приличия и этикета. Высокомерие и грубость в Элладе считались дурным тоном. Как, собственно, и в наши дни.
Вежливость — фундамент успешного бизнеса?
Исследования Harvard Business Review показывают, что каждый третий человек сталкивается с грубостью в профессиональной жизни. Такая ситуация безусловно влияет на мотивацию сотрудников при выполнении тех или иных задач. А значит, может привести к снижению продуктивности.
Категорически неприемлема грубость и в общении с клиентами. Лишь один инцидент подобного рода может легко привести к обвалу репутации любой компании. Следовательно, вежливость как фактор непосредственно влияет на успех бизнеса. И является ключевым элементом корпоративной культуры.
Что в очередной раз подтверждает верность наставлений Аристиппа.
А как вы реагируете на грубость? Пишите в комментариях.
Важно помнить, что для успешного общения одной вежливости будет недостаточно. Как стать более открытым, взаимодействуя с другими людьми, и научиться располагать их к себе? Об этом мы подробно рассказали в статье: Открытость в общении: почему это важно?