Найти тему
Aristippus Code

Вежливость — панацея или инструмент?

Оглавление
Как «правильно» проявлять уважение к окружающим.
Как «правильно» проявлять уважение к окружающим.
«Будь вежливым и уважай личное достоинство других людей», — говорил древнегреческий философ Аристипп. Актуально ли это наставление в наши дни?

Даже самого интеллигентного человека можно вывести из себя так, что он в момент эмоционального пика может обидеть собеседника. Только разница между ним и закоренелым грубияном в том, что последний не пожалеет о сказанном и не извинится после того, как осознает ошибку. Иными словами — не проявит вежливость.

Стоит ли вести себя подобным образом? Конечно же нет. Очень важно уметь держать себя в руках и помнить — говорить на повышенных тонах или доходить до оскорблений — признак дурного тона. Проявляя грубость, вы лишь оттолкнете от себя окружающих. И, таким образом, лишь усугубите ситуацию.

Однако...

Вежливость — не «волшебная палочка», а инструмент для общения с людьми и инструмент обоюдоострый. Поэтому использовать его нужно в меру. Ведь излишняя вежливость легко может быть истолкована как слабость. И вместо пользы принести один лишь вред.

Вежливость
Вежливость

Как же проявлять вежливость «правильно»?

  1. Говорите ясно и уверенно.
  2. Избегайте ненужных извинений и заискивания.
  3. Формулируйте просьбы вежливо, но без унижения.
  4. Не бойтесь сказать «нет».

Иными словами — поступайте так, чтобы вежливость вам, помогала, а не создавала затруднения. И не мешала достигать поставленных целей. Тут уместно вспомнить другое наставление из Кодекса Аристиппа: «Будь независимым и свободным в действии».

Как же поступать?

Разберем простой пример «правильного» использования вежливости. Во время рабочей встречи коллега в резкой форме критикует ваши идеи, называя их неудачными. В этой ситуации можно вступить в спор и попытаться в такой же грубой форме опровергнуть его мнение. Это, в большинстве случаев приведет к возникновению конфликта.

А можно проявить вежливость и предложить обсудить его претензии и прийти к решению, устраивающему обе стороны. Плюсы такого подхода очевидны — вы снизите уровень стресса, предотвратите неблагоприятные последствия. Да и в глазах окружающих вы будете выглядеть более зрелым и мудрым человеком.

Этот «метод» работает в любой сфере жизни. Попробуйте его использовать: результат может вас приятно удивить. И помните: до вас это уже делали жители Эллады — Древней Греции, где и жил Аристипп. Древних греков можно с уверенностью назвать поборниками и строгими блюстителями правил приличия и этикета. Высокомерие и грубость в Элладе считались дурным тоном. Как, собственно, и в наши дни.

Вежливость — фундамент успешного бизнеса
Вежливость — фундамент успешного бизнеса

Вежливость — фундамент успешного бизнеса?

Исследования Harvard Business Review показывают, что каждый третий человек сталкивается с грубостью в профессиональной жизни. Такая ситуация безусловно влияет на мотивацию сотрудников при выполнении тех или иных задач. А значит, может привести к снижению продуктивности.

Категорически неприемлема грубость и в общении с клиентами. Лишь один инцидент подобного рода может легко привести к обвалу репутации любой компании. Следовательно, вежливость как фактор непосредственно влияет на успех бизнеса. И является ключевым элементом корпоративной культуры.

Что в очередной раз подтверждает верность наставлений Аристиппа.

А как вы реагируете на грубость? Пишите в комментариях.

Важно помнить, что для успешного общения одной вежливости будет недостаточно. Как стать более открытым, взаимодействуя с другими людьми, и научиться располагать их к себе? Об этом мы подробно рассказали в статье: Открытость в общении: почему это важно?