Искусственный интеллект прочно вошел в жизнь современного общества. Его способности агрегировать и искать информацию на порядок превышают возможности традиционных поисковых систем и библиотечных хранилищ, поэтому ИИ активно применяется в образовании.
Успешная интеграция ИИ-технологий в сервисы, которые используются в учебном процессе, заметно упрощают его.
К примеру, в Высшей школе цифровых технологий (где сосредоточены IT-направления подготовки) не менее 30 % студенческих проектов используют для решения различные технологии, такие как: генеративный искусственный интеллект, компьютерное зрение, распознание и генерацию аудио-текстовой информации, прогнозирование показателей систем, контроль критических параметров и т.п. Более того, ТИУ активно стимулирует студентов и преподавателей внедрять в учебную и проектную деятельность нейросети, работает над совершенствованием нормативно-правовой базы, регламентирующий эти процессы.
«Задача вуза – научить своих выпускников работе с самыми современными технологиями, и прежде всего, с инструментами ИИ. Текущие процессы обучения ТИУ уже сейчас включают как элементы ИИ, так и традиционные методы постановки инженерной ментальности. Отказ от использования ИИ при выполнении научных, исследовательских, учебных работ снижает потенциал исследователя и увеличивает время до получения результата, отрицательно влияет на конкурентоспособность отечественных разработок и суверенитет РФ», – считает директор ВШЦТ Андрей Сидоров.
Однако у данного вопроса есть и другая сторона медали, в первую очередь это касается подготовки курсовых и дипломных работ.
«Гарантией подготовки профессиональных кадров является отработанная процедура защиты ВКР, на которой выпускник вуза должен защитить свое исследование, свою работу перед экспертной комиссией, независимо от использованных способов поиска, обработки и генерации результатов исследования. На сегодняшний день основная доля направлений подготовки в ТИУ являются инженерно-техническими, что не позволяет в полном объеме использовать ИИ для написания ВКР, ведь новизну в квалификационной работе, творческий подход может сформулировать и описать только человек», – говорит Андрей Юрьевич.
Специалисты отмечают, что область использования ИИ в образовании является достаточно новой, поэтому требует к себе самого пристального внимания и регулярного пересмотра требований и ограничений, которые возникают в процессе его использования.
Интересно, что «думает» сам искусственный интеллект по поводу его использования в образовании. Приводим ответ одного из ChatGPT:
«В целом, ИИ имеет потенциал стать мощным инструментом для улучшения образования студентов. Однако важно использовать его ответственно и этично, а также учитывать его ограничения. Важно, чтобы ИИ использовался как дополнение к традиционным методам обучения, а не как их замена. Преподаватели должны играть ведущую роль в разработке и использовании систем ИИ в образовании, а студенты применять критическое мышление. По мере развития этой технологии мы можем ожидать появления новых и инновационных способов использования ИИ для улучшения обучения студентов».
Как мы видим, мнения совпали.
Отдел медиа и внешних коммуникаций ТИУ