Найти тему
Уральский следопыт 🌲uralstalker

Флорентийская мозаика

Оглавление

Знакомство с искусством флорентийской мозаики – это погружение в мир художественных образов самоцветных пазлов, в которых отражается замысел автора и красота самого камня

   Мастерская в г.Сибай. Яшмы и инструменты для изготовления мозаики stalker
Мастерская в г.Сибай. Яшмы и инструменты для изготовления мозаики stalker

Когда смотришь на картины Станислава Ускова, возникает ощущение смещения границ. В них чувствуются переходы из камня в тонкую, воздушную сферу, из плоскости в объём, от тёплого цвета халцедона к прохладному оттенку неба в лазурите.

   Мозаика из камня stalker
Мозаика из камня stalker

И моментально возникает вопрос: как это делается? Увидев картину, на которой древние ёлки, словно в глубоком сне, стоят в центре заснеженного леса, ты восхищаешься.

   Медведь в колокольчиках stalker
Медведь в колокольчиках stalker

Когда начинаешь понимать, что вся эта красота сделана из цветного камня, ты заинтригован: как же из этой твёрдой материи можно создавать такие живые, полные мысли и прихотливой жизни, образы?

Родина мастера, занимающегося этой тонкой работой, – город Сибай. Известно, что башкирские горы богаты месторождениями и проявлениями поделочного камня, особенно много здесь яшмы самых разнообразных цветов и сортов.

   Поделочный камень из Башкирии ждет своего часа stalker
Поделочный камень из Башкирии ждет своего часа stalker

Академик Александр Ферсман, стоявший у истоков российской геологии, был большим поклонником и знатоком башкирской яшмы. Посетив Уфу в довоенный период XX века, он восхищенно написал об этом минерале: Я не знаю другого минерального вида, который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма; все тона, за исключением чистого синего, нам известны в яшме, и переплетаются они иногда в сказочную картину. Самыми обычными цветами являются красный и зелёный, к ним присоединяются оранжевый, жёлтый, бурый, чёрный, серо-фиолетовый, голубовато-зелёный…

   поделочный моховой агат stalker
поделочный моховой агат stalker

Месторождения и проявления яшмы, такие как Учалинское, Орское, Калиновское и другие, а всего в Зауралье их более двухсот, были известны много веков назад. В XVIII–XIX веках в царской России, а потом и в СССР они были под охраной государства. Для флорентийской мозаики яшма, в принципе, один из лучших материалов, так как кроме цветности она обладает и высокой прочностью, по которой она уступает разве что алмазу.

   Образцы яшмы. Поделочный камень stalker
Образцы яшмы. Поделочный камень stalker

Про красоту же и живописность яшмы можно услышать и прочесть очень много, а лучше всего увидеть самому. Часто в яшмовом спиле уже заложены все свойства художественного полотна, и мы можем увидеть на срезе камня рассветы и закаты, леса и озёра.

   Удачный образец. Яшмовый спил. stalker
Удачный образец. Яшмовый спил. stalker

Эти рисунки созданы природой, они уникальны и никогда не повторяются. «Яшма – чемпион по количеству цветов и оттенков, палитра её очень богата, она идеально подходит для мозаики», – отзывается о своём любимом камне Станислав.

Начинал мастер с так называемой плоской камнерезки – делал шкатулки, письменные приборы, другие вещи для украшения быта из разных пород камней и минералов.

   Создается картина stalker
Создается картина stalker

Около пятнадцати лет назад он увлёкся и в итоге занялся флорентийской мозаикой. Процесс работы над мозаикой происходит постепенно. Сначала появляются образы, их диктует природа, которая в Башкирии очень поэтична, вдохновляют мастеров смена времён года, мир животных, растений и птиц, картины известных художников.

   Ваза в технике Флорентийской мозаики Ускова stalker
Ваза в технике Флорентийской мозаики Ускова stalker

Если заказывают портрет, главной задачей становится передать характер человека. Причём именно создание лица, подбор камней для передачи цвета кожи – зачастую очень сложная задача. Технически же всё происходит таким образом: делаются эскиз и трафареты.

   Работа по трафарету stalker
Работа по трафарету stalker

Камни распиливаются на специальном оборудовании, из них идёт подборка.

   Рабочий стол stalker
Рабочий стол stalker

Затем, согласно трафарету, они точно подгоняются под размер деталей картины.

   Чаша с обрезью stalker
Чаша с обрезью stalker

По профессии Станислав – горный техник, закончил Сибайский горный техникум по специальности «открытая разработка месторождений». Его профессия не связана напрямую с флорентийской мозаикой, но, к слову, она даёт ему знания о свойствах камней и минералов. Станислав занимается подборкой каменного материала. Ведь для того, чтобы работа стала живописной, передавала все оттенки цвета, в одной мозаике могут участвовать до нескольких десятков видов камней.

   Узоры из камня stalker
Узоры из камня stalker

Используются белореченский кварц, кахалонг, моховый агат, несколько видов яшмы – орская, сибайская, калиновская, джамбульские халцедоны, кварцы, лазуриты, лабрадорит, жадеит и другие образцы. Фон для картины – отдельная история: его подбирают в финале работы, и далеко не всегда можно найти камень, один в один подходящий для фона. Поэтому часто приходится экспериментировать, сочетать несколько видов камня.

   поделочный камень stalker
поделочный камень stalker

Одна работа давалась Станиславу особенно трудно: картина «Девятый вал» Айвазовского. Особенно сложно было передать цвета неба. Подбор камней оказался настолько непростым, что её даже пришлось на время оставить. Бывают случаи, когда мозаика ждёт какое-то время, чтобы мастер вернулся к ней с новым взглядом и новым подбором камней, и довёл её, что называется, «до ума». Здесь, пожалуй, стоит вспомнить примеры из работы художников. Например, как тщательно и долго работал над своими картинами Илья Репин. Поэтому в деле флорентийской мозаики вполне понятны истории с долгоиграющими полотнами. Ведь здесь идёт работа не с красками, а с камнем, то есть принципиально другим, непростым материалом. Осенью 2022 года состоялось открытие музея Флорентийской мозаики имени Бориса Ошкукова в Санкт-Петербурге, это единственный музей флорентийской мозаики для открытого посещения в России, где можно было увидеть картины Стаса Ускова по мотивам живописи японского художника XVIII века Кацусика Хокусай.

   работа мастера stalker
работа мастера stalker

В планах Станислава Ускова и монументальные работы. Флорентийская мозаика – это вид искусства, где возможности таланта безграничны. Она показывает нам, как мастеровой человек может преодолеть сопротивление материала при работе с камнем. Это всегда своего рода вызов, на который мастер отвечает своим искусным трудом.

Автор: Герулайте Ингрид

Опубликовано в журнале Уральский следопыт

✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях

Подписка на журнал в каталоге ПОЧТА РОССИИ