[воспоминания об Александре Васильевне Черновой]
Александра Васильевна была очень красива. Один влюблённый в неё человек рассказывал, КАК в молодости по ней страдал! И даже спустя годы глаза у него при этом просто горели!
Первая любовь
Первая любовь юной Шуры - ровесник Коля Сурков. Николай Сергеевич Сурков - личность яркая, и неудивительно, что Александра Васильевна в него влюбилась. Он пройдёт Финскую, Великую Отечественную, будет неоднократно награждён, в т.ч. орденом Красной Звезды, и в отставку выйдет в звании полковника.
В 1939 оба молоды, им чуть за двадцать. Когда ему приходит повестка на фронт, на Финскую (1939 г.), она обещает быть верной и ждать. Молодые люди не знают, что ожидает их впереди - быть может, его убьют и они видятся последний раз. И накануне разлуки влюбленные решаются на близость. Расписаться они тогда так и не успели, расстались в статусе жениха и невесты (мама Николая по какой-то причине была против - возможно, не хотела, чтобы молодые спешили). А позже Шура узнаёт, что беременна.
Война
Спустя некоторое время в одном из писем с фронта Николай неожиданно пишет, что Шура свободна от обещания ждать, от данных ими друг другу клятв. Это письмо было как гром среди ясного неба, как предательство. Мир рухнул. И Александра постаралась сделать всё, чтобы вычеркнуть имя прежде любимого человека из своей жизни, не слышать, не знать о нём. Их сын (родился в 1940 г.) будет носить другую фамилию.
Завод
С началом войны один из заводов Донбасса, машиностроительный им. Петровского, эвакуируют из Фенольной (это ж/д станция) в Казахстан, в город Гурьев, - со всем оборудованием и людьми. Прибывший осенью 1941 г. завод размещают на площадях гурьевского Механического завода (бывшие мех. мастерские), и в январе 1942 года завод вступает в действие. Совсем молоденькая Александра Чернова переходит работать в заводскую лабораторию. Там, на станкостроительном заводе, она знакомится с приехавшим в эвакуацию 26-летним заводчанином Павлом Степановичем Падафеем, и молодые люди решают создать семью.
Письма из Америки
После войны Павел Степанович увозит Александру Васильевну на свою родину, Донбасс, где они селятся в Фенольной, в Нью-Йорке. Удивительное для СССР название, правда? Папу моего даже вызывали в органы, ведь на приходящих письмах пунктом отправления значился Нью-Йорк — как будто папе пишут прямо из Америки, а он скрывает, что имеет родственников за границей.
Почему Нью-Йорк?
Нью-Йорком новый "дом" Александры Васильевны первоначально назвал владелец местного заводика, побывавший в Америке. Название звучало как ирония, ведь селение было небольшим - всего несколько десятков жителей, из предприятий - кирпичный завод и мельница. А позже, в конце XIX в., уже другой заводчик перестраивает местные слесарные мастерские в цех по выпуску жаток, и именно эти мастерские впоследствии становятся машиностроительным заводом им. Петровского. В то время завод благодаря открытию ж/д дороги начнет процветать, но в 1914 закроется и возобновит работу только в 1925 г. А потом, в годы Великой Отечественной, как мы уже знаем, завод с персоналом эвакуируют в Казахстан и он продолжит работать уже в тылу, в г.Гурьеве.
Нью-Йорк - это Фенольная?
Новое место жительства Александры Васильевны иногда обозначалось как Фенольная. Объясняется это просто - в 1928 году на Донбассе в том же поселке Нью-Йорк заработал фенольный завод, по которому ж/д станцию и прозвали Фенольная.
Мамино наследство
В наследство от мамы, Натальи Касьяновны, Шуре Черновой среди прочего достаётся старинный Псалтырь. Она очень дорожит им и достаёт лишь в редких случаях. Вообще Александра Васильевна бережно хранила память о прошлом, всегда подчеркивая, что она из уральских казаков.
Отзвуком прошлого, например, был способ гадания, который она изредка использовала. Для гадания по книге следовало задумать номер страницы и строки, затем открыть загаданную страницу и прочитать, что там. Так же в молодости гадали и Наталья Касьяновна с сёстрами.
Или, слыша, как тётя Шура говорит внучке, болтающей под столом ногами, что та катает невидимок, вспоминаешь, что почти так же говорила бабуся Наташа и нам.
И в быту Александра Васильевна старалась следовать советам своей мамы - например, встречать мужа всегда прибранная. Вставая даже очень рано, в 5 утра, она первым делом приводила в порядок себя и непременно красила губы. А уж потом бежала заниматься делами. И вечером перед сном обязательно ухаживала за собой, наносила крем. Часто вспоминаю совет т.Шуры, что с утра надо себя в порядок привести, губы накрасить, а убрана ли постель, никто не увидит. То есть позаботиться о себе любимой, а потом - домашние дела.
Но, говоря так, в реальной жизни наша Александра Васильевна свои интересы всегда отодвигала в сторону, посвятив жизнь работе, детям и мужу.
-----------------------------------------------
* Новгородское