Найти тему
МИР МАСЕЛ И СМАЗОК

Новый ГОСТ на моторные масла: соответствие современным реалиям или отставание от времени

Картинка 1. Новый ГОСТ на моторные масла: соответствие современным реалиям или отставание от времени
Картинка 1. Новый ГОСТ на моторные масла: соответствие современным реалиям или отставание от времени

Совсем недавно Международный совет по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ утвердил новый межгосударственный стандарт ГОСТ 17479.1-2015 "Масла моторные. Классификация и обозначения". Согласно приказу Агентства по техническому регулированию, данный стандарт вступит в силу с 2017 года, заменив собой устаревшую версию 1985 года.

Разработчики позиционируют новый ГОСТ как полностью соответствующий актуальному международному стандарту SAE J300:2013. Действительно, российские производители смазочных материалов давно испытывали потребность в пересмотре национальных нормативов, чтобы повысить качество отечественной продукции и ее конкурентоспособность на мировом рынке.

Определенные шаги в этом направлении были предприняты еще в 1998 году, когда был принят рекомендательный стандарт СТО ААИ 003-98, разработанный Ассоциацией автоинженеров. Однако его последние изменения датируются 2005 годом, а многие современные автомобили по-прежнему ссылаются на этот устаревший документ.

Картинка 2. Картинка из бесплатных фотостоков
Картинка 2. Картинка из бесплатных фотостоков

Новый же ГОСТ 17479.1-2015, в отличие от рекомендательного стандарта, будет обладать предписывающим характером. Его основная цель - способствовать повышению качества российских автомобильных смазок и их конкурентоспособности на международном рынке.

Однако, даже не вступив в силу, этот стандарт уже успел отстать от реалий рынка. Так, в разделе, посвященном дизельным маслам, самой свежей является категория CF-4, введенная еще в 1990 году. При этом полностью отсутствуют упоминания о маслах CG-4, которые с 1994 года применяются для быстроходных дизелей, работающих на топливе с содержанием серы до 0,5%. Кроме того, с 2005 года в России действует ГОСТ Р 52368-2005, ограничивающий содержание серы в дизельном топливе до 0,35%, тогда как новый ГОСТ регламентирует масла для более "грязного" топлива.

Аналогичная ситуация наблюдается и с бензиновыми моторными маслами. Самая "молодая" категория, отраженная в новом ГОСТе, - это SG, введенная классификацией API еще в 1988 году. При этом отсутствуют более современные категории, такие как SH, появившиеся в 1992 году и ознаменовавшие начало гонки за повышение экономичности двигателей.

Картинка 3. CONDOR OIL
Картинка 3. CONDOR OIL

В части требований к качественным характеристикам масел новый стандарт тоже нельзя назвать актуальным. Самая "свежая" категория, упомянутая в примечаниях, - это SN, принятая API в 2010 году. Однако нефтяная отрасль развивается очень быстро, и уже в 2016 году классификация пополнилась новыми категориями CK-4 и FA-4, разработанными специально для современных тяжелонагруженных моторов.

В свете вышесказанного возникает вопрос: насколько новый ГОСТ 17479.1-2015 действительно соответствует текущим реалиям рынка моторных масел и поможет повысить конкурентоспособность российской продукции? Очевидно, что в процессе подготовки этого стандарта упускались некоторые важные аспекты, и он уже успел устареть еще до вступления в силу.

Возможно, более целесообразным решением было бы адаптировать российские требования к действующим международным нормам, которые постоянно актуализируются в соответствии с потребностями автомобильной промышленности. Только так можно обеспечить реальное повышение качества и конкурентоспособности отечественных моторных масел.

В новом ГОСТ 17479.1-2015 на классификацию моторных масел по вязкости также обращает на себя внимание ряд недостатков.

Картинка 4. Картинка из бесплатных фотостоков
Картинка 4. Картинка из бесплатных фотостоков

Во-первых, данная классификация получилась очень сжатой и ограниченной. В ней отсутствуют такие популярные категории, как 0W, 0W-16, 0W-20, 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-16, которые широко применяются в современных двигателях, в том числе и рекомендованные для новых автомобилей АвтоВАЗа для эксплуатации в условиях температур ниже -30°C.

Вместо этого новый ГОСТ предлагает ориентироваться на классификацию SAE J300, которая уже давно используется ведущими производителями моторных масел, включая крупнейшую российскую компанию "Роснефть". Более того, данная международная классификация продолжает активно развиваться, регулярно пополняясь новыми категориями.

Таким образом, можно констатировать, что в плане вязкостной классификации новый ГОСТ 17479.1-2015 не предлагает ничего принципиально нового и актуального для российского рынка. Он лишь дублирует существующую международную систему, которая уже широко применяется в нашей стране.

Справедливости ради нужно отметить, что в новом ГОСТе все же есть некоторые нововведения, но они носят, скорее, формальный характер. Например, в документ включен библиографический список со ссылками на международные методики тестирования масел. Кроме того, из содержания убраны ссылки на нормативную документацию, что, вероятно, должно предоставить производителям больше свободы в применении собственных технологий.

Однако в целом данный стандарт не может быть назван по-настоящему современным и прогрессивным. Его разработка, очевидно, велась без должного учета актуальных тенденций развития рынка моторных масел компании CONDOR OIL, что ставит под сомнение эффективность этого документа для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции.

Масла: https://www.компания-кондор.рф/masla/

Не забывайте подписываться на наш канал, ставить пальцы вверх 👍 и делать репосты 🙂

Читайте также:

1.

2.

3.

4.

5.