Цикл "Братья" Марии Семеновой - это очередная попытка вернуться в мир Волкодава, надо сказать, не в пример более удачная, чем "Мир по дороге" или "Бусый волк" (подробнее об этих романах я уже писала здесь). Я пока прочитала две первые книги нового цикла - "Тайный воин" и "Царский витязь"(в двух томах), о них и поведу речь.
Действие нового цикла разворачивается за столетия до Волкодава, во времена огромной природной катастрофы (Беды): на землю упала Тёмная звезда (метеорит или комета?), пожгла города и леса, изменила облик земли, заставила отступить море и устроила вечную зиму: холод и снег круглый год, небо в тучах, ни солнца, ни звезд. Но та же самая Беда дала людям и шанс на спасение: во многих местах из земли забили горячие источники, вокруг которых образовались зеленцы - своего рода оазисы в ледяной пустыне, где теплее и есть скудная растительность. Люди расселились возле зеленцов, путешествуют на лыжах и собачьих упряжках, в общем, выживают, как могут. Но что неизменно в мире Волкодава? Правильно, предки упрямого венна все так же живут за Светынью (в то время места эти зовутся Коновой Вен) и так же считаются обитающими южнее народами дикими, упрямыми, бескультурными - одно слово, дикомытами. И именно в этот дикий край в день Беды приносит крылатый пес-симуран чудом спасенного царевича Аодха, наследника державы Андархайны, и его новой семьей становятся Жог Пенек, его жена Равдуша и их маленький сын Сквара. Однако через несколько лет волей случая Сквару силой уводят к себе в ученики служители богини Мораны - мораничи, которые воспитывают из сирот и обещанных им детей тайных воинов, исполнителей воли владычицы. Разлука братьев и становится завязкой основного сюжета.
Итак, что же в новом цикле хорошо? А верней, что мне понравилось.
1. Братская, если можно так выразиться, тема у Семеновой одна из главных в творчестве, и тут она расцветает во всей красе. Царевич, именуемый в новой семье на местный лад Светелом, и Сквара; Светел и младший Жогушка; Сквара и Ознобиша; царевич Эрелис с царевной Эльбиз и их подменки, и ещё толпы разнообразных обретаемых по ходу повествования братьев (и сестер) - обретаемых и нередко теряемых. Но надо сказать главное - Сквара и Светел держат, ловят на крючок, и понятно, что на этой интриге - а найдутся ли братья? А встретятся ли? И останутся ли братьями? - ехать всему циклу. Хотя, честно говоря, начинает несколько раздражать, когда писатель берется за излюбленный прием всех, кто рассказывает о разлученных, - водит их по одной и той же местности друг за другом, заставляя разминуться чуть ли не в двух шагах. Ну и ясно, что, когда дорожки Сквары и Светела встретятся, глядеть им друг на друга с разных сторон ратного поля. И ради того, как обставит автор эту встречу, я готова продираться сквозь цикл.
2. Андархи сами по себе меня заинтересовали. "Волкодав" приучил нас, что у народов мира Семеновой есть прототипы в человеческой истории. Вот интересно, с кем сравнить андархов (которых, если толковать название от греческих корней, можно было бы назвать "старшие люди"). У меня почему-то возникают ассоциации со скифами, но это просто догадка, вполне возможно, ошибочная (догадка и впрямь ошибочная, в фанатских сообществах я прочитала, что это кельты. Что ж, это кое-что объясняет).
3. Вся эта климатическая катастрофа вызывает в памяти ещё и "Поединок со змеем" - попытку реконструкции славянской мифологии от Семёновой. Там ведь тоже было падение звезды, пленение светлых богов, долгая зима. В общем, мифологическое измерение сюжета тоже интересно, как-то оно свяжется с человеческими судьбами? Хотя и разница с "Поединком" тоже налицо: там Морана и Чернобог явно отрицательные персонажи, здесь сложнее.
А теперь - что вызывает вопросы. И, к сожалению, этого поболе, чем безусловно понравившегося.
1. Черное и белое? В "Волкодаве" все было ясно: светлые боги, темные боги, Правда. Злодеи были наказаны, герои - в почете. Тут, во-первых, есть открытое и невозбранное поклонение Моране, её последователи, котляры, воспитывают тайных убийц и вообще создают этакую сеть влияния, чтобы... А вот зачем, я пока и не поняла. Чего хотят добиться? Не то истребить всех детей царской крови, не то наоборот... И сама богиня бродит среди людей - зачем? Да, культ Мораны разросся после Беды (хотя был и до неё, но не так распространен), можно сказать, пока попустили светлые боги, но... Но в памяти слишком сильны воспоминания о тех убийцах, от которых Волкодав защищал жену ювелира. И о Жадобе. Никак им не сопереживается.
Котляры, вроде как, порой и справедливость вершат, а порой - на них самих Волкодава нет. И эта моральная расшатанность смущает. Так же, как и образ Ветра: то ли это большая удача - такой неоднозначный и неординарный отрицательный образ. То ли это был образ и не отрицательный, а... Какой? В первой книге читатель вместе со Скварой понемногу проникается уважением к учителю, а потом и состраданием: отец не признал, матушка умерла, ученика любимого потерял. А потом понимаешь, что Ветер - манипулятор высшей пробы, клейма ставить негде, он любую ситуацию, даже собственное горе, использует в своих целях. Он изощренными психологическими истязаниями накрепко привязывает к себе учеников. А вот что за цели - неужели хотел просто чести и славы себе добиться? Что-то доказать не признавшему его отцу? Этого мы так наверняка и не узнаем, потому что Ветра сливают, и вся его неоднозначность и сложные отношения со Скварой покидают роман, так ничем до конца не разрешившись. С Лихарем же, преемником Ветра, ситуация более однозначная, хоть и его автор пытается нас заставить пожалеть - сиротинушку безродного, бесталанного, на расправу скорого.
2. Уклад предков веннов вызывает некоторые вопросы. Ещё не сложились, как видно, роды, которые чтят предков-животных - во всяком случае, из прочитанного неясно, к какому роду принадлежит Сквара. И знаменитый матриархат, кажется, тоже пока отсутствует, во всяком случае, жена приходит в дом мужа, а не наоборот. Это кажется немного странным, ведь матриархат - древняя вещь. Тут, конечно, автору воля, но почему-то я думала, что жизненный уклад упрямых дикомытов должен больше быть похож на жизнь их потомков.
3. Затянутость. Много побочных сюжетных линий, действие движется довольно медленно. Если Волкодав шагал по своему пути бодро и довольно целеустремленно (особенно первые две книги), то братья плетутся нога за ногу, время идет, герои умирают и рождаются, а Сквара и Светел даже и на след друг друга не напали. Бредут себе по сюжету, рыхловатому, как февральский снег, новые умения постигают, кого губят, кого спасают, но конца-края не видать. Персонажей второстепенных - лопатой греби, неудивительно, что автор их губит во множестве. Ну а что вы хотели, времена суровые, смерть у всех за плечом ходит. Но ощущение отсутствия ценности человеческой жизни как-то угнетает слегка. В "Волкодаве" такого не было. И шуточек ниже пояса тоже было поменей.
4. Язык. Об этом вопиют в отзывах большинство читателей. Сама Семенова позиционирует это как возвращение к исконному русскому языку, но тут, всё-таки, скорей личное словотворчество. Архаизмы, диалектизмы и куча слов, которые могли бы быть (а может, даже и были) - но все они мало знакомы современному читателю. Что и говорить, если нас с первых же страниц огорошивают "гоит" (живет, здравствует), "кружало" (постоялый двор, корчма), "источник" (в значении учитель, наставник), тропить (торить, прокладывать путь), наракуй (?) - ну и много разного другого. В общем, из контекста понять можно, но текст делается тяжеловатым. И далеко не всегда это возвращение к исконному. Попалось, помню, "из луков мишенить" - стрелять в цель, то бишь. Но ведь мишень - слово заимствованное, явилось в русский язык не раньше 14 века, оно тут к чему, да ещё в виде глагола? В общем, привыкнуть можно и продраться можно, но "Волкодав" (ох, заладила я, как старая бабка, которой раньше и небо синее, и трава зеленее, да:)) в этом смысле был сбалансированнее, легче и, как ни странно, словесным изяществом богаче.
5. Песни. Этого добра в книгах в избытке, и я не хочу сказать, что это плохо. Музыка и пение пронизывают ткань романа. С дружиной ходит гусляр. Ни один праздник, ни одно горе не обходится без песен. Оба главных героя дерзают сочинять. И все бы ничего, но тексты порой уж больно топорные, описано, как шедевр, слушатели замирают от восторга, а читаешь - ну, и от чего замирать? (хотя, если с музыкой да с голосом - может, и пошло бы). И многовато, на мой вкус.
Как видно, из сравнения с "Волкодавом", "Братья", увы, не лучше и не равны. Однако, лучше того, что выходит "в соавторстве" с Семеновой, "Братья" совершенно точно - её. И, несмотря на свои недостатки, история о Скваре и Светеле цепляет, интересует и пока удерживает моё читательское внимание. Хотя, помнится, я и "Там, где лес не растет", читала в охоточку, а как дочитала, несколько лет (!) книги Семеновой в руки не брала. Проблема ещё в том, что цикл не окончен, и пишет автор не слишком скоро. Между второй и третьей книгами прошло 6 лет. И сколько всего их в цикле будет - пока точно неизвестно, вроде как, 5, но грядущее, как известно, темно. Ладно, как говорят Светел со Скварой, будь что будет, даже если будет наоборот.
О третьей книге - здесь: