Найти тему

Живая история: взлёт, падение и расцвет искусства Чебаксинской ковки.

Это история о взлёте, падении и возрождении искусства ковки в Чебаксе.

Когда Казанское ханство присоединилось к Московскому государству, татарам было запрещено работать с металлом. Это было сделано для предотвращения создания оружия и возможного неповиновения государю. Запрет прервал местную традицию кузнечного дела, которая была очень важной частью их культуры.

Но даже в эти трудные времена, русские мастера-переселенцы продолжали поддерживать это ремесло в Казанской губернии, поддерживать национальный колорит в своих работах, привлекать местных мастеров, взаимно обогощать опыт друг друга. Сохранить технику, инвентарь, мастерство, передать свои навыки и знания из поколения в поколение,- это была задача сохранения искусства ковки живым.

После того, как Екатерина смягчила ограничения, кузнечное дело вернулось в татарские села и городские слободы Поволжья. Работа была сложной и тяжёлой, но мастера старались лелеять семейственность в традиции обработки металла. Сельские мастера занимались оковкой экипажей, специализировались на посуде, на изделиях для обработки земли и урожая. Некоторые мастера продвинулись в декоративной художественной ковке.

Расцвет кузнечного дела в Чебаксе пришелся на вторую половину XIX – начало XX веков. Мастера работали с разными материалами и делали разные вещи, включая украшения. Из предметов домашнего обихода можно выделить кумганы – медночеканные изделия приземистой формы.

После пожара в 1842 году стало популярно украшать здания металлическими деталями, декоративное искуство стало популярным. К концу XIX века в Чебаксе было много кузниц, работающих на заказы губернского города.

В Чебаксе выделялись крупные семейные кланы потомственных кузнецов Агафоновых, Масловых, Новожиловых, Симоновых, Сосковых, Фёдоровых. Художественной ковкой оград и ворот с использованием чеканки и штамповки занимались Гребенщиковы, Филипповы, Фёдоровы. На казанской научно-промышленной выставке 1890 г. лучшими мастерами архитектурной ковки были признаны братья Гребенщиковы. Каждый привносил свой стиль, который включал в себя разные узоры, технику, элементы, свою авторскую детализацию.

Кузнецы делали работы по заказам. Работали по своим эскизам или по чертежам архитекторов. В 1911 году в Чебаксе открылась учебно-художественная мастерская.

Но в первой половине XX века кузнечное дело стало менее востребованым из-за изменений в технологиях и стандартах и подходах, а самое главное в запросе государства. Первая мировая война, Гражданская война и “раскулачивание” в 30-х годах нанесли удар по кузнечному делу. Авторство, личный вклад, вознаграждение за труд, - всё смешалось и встало с ног на голову. Великая Отечественная война повлияла на это не меньше, забрав лучших. Многим мастерам по обработке металла пришлось осваивать новые профессии и новые навыки, запрос на профессию поменялся.

Большинство работ из Чебаксы выполнены в стиле европейской эклектики и барокко. Некоторые решетки в татарской части города на ставнях, воротах, имеют свой уникальный стиль.

Во второй половине 70-х годов XX века начался “ренессанс” кованого металла. Некоторые художественные традиции ковки стали вновь востребованными, обрели в произведениях декора новую жизнь. Некоторые традиции были восстановлены, а некоторые созданы заново с помощью современных технологий. Тренд на мастерские, на артельное производство, на восприятие мастером идеи, на ручное исполнение и личный вклад, стали снова в почёте, стали снова востребованными! История продолжается, пока живы люди, которые ее несут!