Самой яркой страницей в истории отношений Китайской республики и Советского Союза долгое время оставался захват 23 июня 1954 г. танкера «Туапсе». Танкер «Туапсе», кстати, до 2022 г. находится в порту Гаосин, о. Тайвань. Раскол между КНР и СССР не привел к установлению партнерских отношений между Москвой и Тайбэем. СССР повернулся лицом к Тайваню лишь на закате своего существования.
Первые, весьма отрывочные, сведения о секретных переговорах по закупке в СССР/России крупной партии истребителей Су-27 были опубликованы на Тайване в 2002 г.
Французы запросили за «Мираж 2000» слишком, по мнению китайцев, много денег. Перспективы F-CK-1 терялись в туманном будущем, да и стоил самолет много больше, чем предполагалось. Идея воспользоваться экономическими трудностями Советского Союза и прикупить современных истребителей задешево носилась в воздухе.
Зондаж на предмет закупки истребителей Су-27, проведенный в конце 1991 гг., накануне распада СССР, тайваньскими бизнесменами в Москве дал положительный результат. Даже удалось согласовать предварительные условия контракта: поставка 100 Су-27 по цене порядка 35 млн. долл. США за истребитель, передача конструкторской и технологической документации, техническое сопровождение эксплуатации самолетов в течение 10 лет. СССР только что заключил контракт на поставку 26 истребителей Су-27 Китайской Народной Республике, но сделка с Тайванем выглядела куда как более заманчивой.
Была достигнута договоренность о выполнении ознакомительного полета на Су-27УБ летчика ВВС Китайской республики. Такой полет состоялся в марте 1992 г. на авиабазе Кубинка. На Су-27УБ б/н 09 в задней кабине находился Чэнь Ялу (Chen Jialu, 陈家儒), в передней - В.Г. Пугачев.
Первые Су-27 планировалось доставить на Тайвань уже весной 1992 г. Истребители предполагалось перевозить в разобранном виде транспортными самолетами Ан-124, а сборку выполнять на заводе AIDC в Тайчжуне.
О секретных переговорах по продаже Су-27 Тайваню стало известно германской разведке, утечку допустила китайская сторона. Немцы поделились информацией с американцами. Американцы сделку заблокировали. Тайвань не отказался от закупки Су-27, только вот количество закупаемых истребителей сократилось со ста до четырех. Четыре Су-27, якобы, предназначались для эскадрильи «агрессоров» ВВС Тайваня; такая эскадрилья в ВВС Китайской республики существует по сей день. Городить огород ради контракта, который в одночасье превратился в сомнительный, россияне не стали. ВВС Тайваня остались без Су-27. Могло получиться иначе? Вряд ли. Суверенитет Китайской республики, в отличие от Китайской Народной Республики, имеет ограничения.
F-16 не дают, Су-27 запрещают – куда бедному китайцу податься? Во Францию, вестимо. Фирма «Дассо» в 1992 г. анонсировала поставку Тайваню 120 истребителей «Мираж 2000-5». Контракт заключили в ноябре того же года, количество закупаемых Китайской республикой французских самолетов сократилось ровно в два раза – до 60 (48 одноместных «Мираж 2000-5Ei» и 12 спарок «Мираж 2000Di). Первые пять «Миражей» доставили на Тайвань морем в 1997 г., полностью же контракт был выполнен в 2001 г.
ВВС Тайваня в виде «Миражей» приобрели отличный многоцелевой самолет и непреходящую головную боль, ибо запчастей вечно не хватает, а стоят они бешеных денег. Во втором десятилетии текущего века китайские «Миражи» больше простаивали на авиабазах, чем летали.
Итак, в 1992 г. Тайвань отказался от закупки в России истребителей Су-27 и сократил в два раза количество закупаемых во Франции «Миражей». Решение об уменьшении планового задания на самолеты F-CK-1 формально было принято в 1993 г. но готовили его, скорее всего, в 1992 г. Причина во всех трех случаях была общей: президент США Джордж Буш-старший в 1992 г. Папа Буш принял такое решение исключительно в личных целях, делая сохранить за собой на второй срок кресло президента США. Выборы проводились в 1992 г. Продажа самолетов F-16 Тайваню являлась частью выборной кампании Буша.
«Дженерал Дайнемикс» в начале 1992 г. объявила о грядущем сокращении 5000 сотрудников в связи с отсутствием спроса на свое основное изделие – самолет F-16. До 2022 г. F-16 собирались на заводе в г. Форт-Уэрт, шт. Техас. Квота штата Техас на президентских выборах 1992 г. составляла 32 голоса. «Добро» на продажу F-16 Тайваню означало отмену сокращений на заводе в Форт-Уэрте и, весьма вероятно, 32 голоса «за» второе президентство Буша-старшего. Рабочие места сохранили, Тайвань истребители получил, сократив объем серии F-CK-1. Пострадал старший Буш, проигравший Клинтону-мужу.
Модернизация F-CK-1 началась в 1998 г., еще до завершения серийного производства. На ранее построенных самолетах меняли системы «свой-чужой» (ставились системы, аналогичные используемым на F-16C/D с характерными ножевидными антеннами перед козырьком фонаря кабины), приемники предупреждения об электромагнитном облучении, установили инструментальную систему посадки фирмы «Rockwell Collins».
В 2001 г. министерство национальной обороны Тайваня приняло разбитую на три этапа программ модернизации самолетов F-CK-1. Модернизация заключалась в повышении производительности бортовых вычислителей, замене 16-разрядной ЭДСУ на 32-разрядную, расширению ассортимента авиационных средств поражения, повышению эффективности РЭБ; количество одновременно подвешиваемых УР воздух-воздух средней дальности увеличивалось с двух до четырех. Существующее приборное оборудование кабины заменялось тремя широкоформатными многофункциональными индикаторами, установленными на приборной доске и двумя индикаторами поменьше на правой бортовой консоли.
Два прототипа модернизированного F-CK-1 построили с нуля. Одноместный F-CK-1C (10005) выполнил первый полет в октябре 2006 г., спарка F-CK-1D – в марте 2007 г. На обоих прототипах смонтировали конформные надфюзеляжные топливные баки, концептуально схожие с баками F-16 блок 50, но значительно меньшие по размерам. Суммарная вместимость дополнительных баков составляла около 770 кг топлива. На строевых F-CK-1 такие баки замечены не были.
В справочнике Jane’s за 2022 – 2023 гг. приведены сведения о включении в ассортимент вооружения модернизированных самолетов противорадиолокационных УР, разработанных на Тайване. Не факт. Очередное отступление от темы. Jane’s на протяжении десятилетий специалисты всего мира держали за авиационную Библию. Ошибок в справочниках хватало, но кто не ошибается? В XXI веке справочник стремительно деградировал. Информация от Джейна, перепроверенная по другим источникам, слишком часто оказывается не совсем достоверной.
Несколько снимков самолетов F-1-CKС с одной подвешенной противорадиолокационной УР опубликовано. В СМИ ни разу не появлялось публикаций об установке на самолеты специализированной аппаратуры наведения противорадиолокационных ракет, а на известных фотографиях самолеты несли только ракеты, контейнеры с соответствующей аппаратурой отсутствовали. Попытки же использования противорадиолокационных ракет с самолетов, не имеющих аппаратуры наведения, возможны («Буря в Пустыне 1991 г., украинские МиГ-29 в ходе СВО), но эффективность применения ракет в этом случае резко снижается. Самолеты ВВС США и ВВС большинства других стран, в варианте подавления ПВО противника обычно несут еще и контейнер с аппаратурой РЭБ. Информация о разработке подвесного контейнера с аппаратурой РЭБ для самолета F-CK-1С/D промелькнула в 2021 г. Подвесить, а потом пустить противорадиолокационную УР возможно после не столь уж значительных доработок едва ли не с любого истребителя или даже реактивного УТСа. Полноценная интеграция противорадилокационной УР в СУВ – совсем иная история.
В арсенале самолета F-CK-1С/D отсутствует и контейнер с обзорно-прицельной аппаратурой, что не позволяет применять авиационные средства поражения с оптическим наведением, огранивает возможности по использованию КАБ и УР с лазерным наведением. Информация о разработке на Тайване контейнера с обзорно-прицельной аппаратурой или об интеграции в СУВ самолета контейнера типа «Лайтенинг» или «Снайпер» не публиковалась.
Полноценным боевым самолетом F-CK-1С/D все же не стал – истребитель-бомбардировщик, оптимизированный для поражения воздушных целей, но в то же время представляющий серьезную угрозу для надводных кораблей вероятного противника.
Основной задачей по предназначению самолетов F-CK-1 является перехват и уничтожение воздушных целей, второстепенной – поражение наземных и надводных целей. В последние годы, однако, наблюдается тенденция смещения предназначения самолета в сторону выполнения ударных задач. Вызвано это изменением стратегии противостояния островного Китая Китаю континентальному.
F-CK-1 принимался на вооружение в годы, когда военная техника Тайваня качественно превосходила военную технику КНР. Тогда на Тайване обоснованно считали возможным уничтожение если не всех, то большинства «континентальных» самолетов, следующих курсом на Остров, а ВМС КНР за серьезного противника вообще не считали. В 2010 гг. качественной превосходство перешло к ВВС и авиации ВМС КНР. Корабли ВМС КНР теперь представляли для Тайваню угрозу даже большую, чем авиация. От сугубо оборонительной стратегии пришлось перейти к оборонительно-наступательной: к стратегии нанесения неприемлимого ущерба приморским районам КНР и корабельной группировке ВМС КНР, действующей против Тайваня.
Авиационный вариант корабельной ПКР HF-2 (Hsiung Feng II, Xióngfēng èr xíng; храбрый ветер) с дальностью полета 160 км в ассортимент вооружения самолета F-CK-1 включили еще на стадии НИОКР. Для отработки авиационного варианта ПКР HF-2 использовался доработанный УТС АТ-3В (б/н 0825), оснащенный РЛС AN/APG-66. Первые пуски ПКР HF-2 с этой машины были выполнены в 1992 г. Первый прототип F-CK-1 выполнял рулежки с подвешенной ракетой HF-2, однако до полетов дело не дошло, поскольку проект ПКР HF-2 воздушного базирования закрыли. В период Ракетного кризиса в Тайваньском проливе 1996 г. . АТ-3В б/н 0825 нес боевое дежурство; самолет вывели из эксплуатации в 1998 г.
ПКР HF-2 версии блок 2 с дальностью полета 250 км «прописали» на F-CK-1 только к 2020 г. Во второй половине 2010-х гг. в ассортимент вооружения F-CK-1 была включена малозаметная УР воздух-поверхность «Wan Chien» (Wanjian; десять тысяч мечей) с дальностью полета до 400 км. Данную УР считают аналогом американской ракеты AGM-54 JSOW и франко-британской УР «Storm Shadow».
Модернизацию до уровня С/D к декабрю 2017 г. прошли все состоявшие на вооружении самолеты F-CK-1A/B.
Самолеты F-CK-1 начали поступать на вооружение ВВС Тайваня осенью 1993 г., когда десять предсерийный машин передали в 7-ю эскадрилью 3-тактической истребительной авиагруппы. Авиакрыло дислоцировано на авиабазе Чин Чуанг Кан (международный аэропорт Тайчжун); авиабаза/аэропорт расположена на побережье Тайваньского пролива в его самом узком месте.
К весне 1997 г. на F-CK-1 перевооружили все три эскадрильи 3-й авиагруппы – 7-ю, 8-ю и 28. В апреле 1997 г., на дату достижения истребителем F-CK-1 состояния первоначальной боеготовности, 3-е авиакрыло располагало 70 такими самолетами.
В 1998 г. началось перевооружение на новую технику четырех эскадрилий 1-й авиагруппы, дислоцированной на авиабазе Тайнань в южной части острова. До 2000 г., когда началась реорганизация ВВС, успели перевооружить 1-и 3-ю эскадрильи.
В новой структуре ВВС авиагруппы преобразовали в авиакрылья, а эскадрильи получили статус групп. Первой к новому облику привели 1-ю авиагруппу, ставшую 443-м тактическим истребительным авиакрылом в составе 1-й, 3-й и 9-й оперативных истребительных групп. 3-я авиагруппа в 2004 г. была преобразована в 427-е авиакрыло в составе 7-й и 28-й групп; 8-ю эскадрилью расформировали.
Истребители F-CK-1Cпостоянно несут боевое дежурство на авиабазах Чин Чуанг Кан (Тайчжун) и Тайнань, а с октября по май еще и на авиабазе Магун, что на островах Пэнху. Самолеты военной авиации КНР чаще всего появляются как раз в районе островов Пэнху. Истребители дежурного звена обычно несут боевую нагрузку их двух УР воздух-воздух AIM-9P4 или ТС-1, подвешенных на торцевые пилоны крыла, и одной УР воздух-воздух средней дальности ТС-2 (УР ТС-1 и ТС-2 разработаны в рамках проекта «Tien Chien») иногда на внутренних подкрыльевых пилонах подвешивают ПТБ. Боевая нагрузка меньше, чем у F-16, которые, как правило, несут БД с двумя УР малой дальности и двумя УР средней дальности. Зато у F-CK-1C, спасибо нормальной ВСУ в том числе, меньшее время реакции на угрозу: взлет из положения готовность № 1 (летчик в самолете, двигатели выключены) выполняется через пять минут после поступления приказа.
Часть 1: https://dzen.ru/a/ZmSanaxQ5z7sq8cZ
Часть 3: https://dzen.ru/a/ZmSrznTj_UtD-LQS