Найти тему

Путь соотечественника #19. Рига и «лихие 90-е»

Вид на Ригу из Задвинья
Вид на Ригу из Задвинья

Начало 90-х гг.. Мир перевернулся, и привычное, ясное, понятное изменялось просто на глазах… Буквально за несколько лет радикально переоценилось отношение к историческому прошлому, поменялся официальный взгляд на давно, казалось бы, известные факты и события. Всё, что происходит с нами и вокруг нас — это история. Но как беззащитна она от политических игр и чьих–то корыстных интерпретаций… Как по–разному можно трактовать одни и те же события, одни и те же факты!

В качестве информации к размышлению хочу привести здесь отрывок из воспоминаний моего уважаемого учителя, известного латвийского историка, профессора Петра Яковлевича Крупникова:
«Весной 1946 года, когда я ещё был в армии, меня однажды вызвали в горком партии. Уже по дороге я встретил немало бывших коллег и знакомых, идущих туда же. Мне вдруг пришло в голову, что большинство из них латышским
языком владеют лучше, чем русским. В горкоме нам объяснили, что во всех школах города завтра — день политинформации; мы должны убедиться в том, что она проводится на должном уровне, и дать краткое письменное заключение об увиденном. Точно не помню, в какую латышскую среднюю школу меня послали. Во всяком случае, она была в центре, не дальше улицы Матиса.

Учительница истории, проводившая политинформацию, была очень пожилой. При виде молодого лейтенанта, присланного из партийного комитета, на её лице выступили красные пятна. Она сильно нервничала. И тут началось… Чего только школьники не услышали!

Де Голль — тайный коммунист, он приведёт французскую Коммунистическую партию к победе. И вообще — нас ждёт мировая революция, победа коммунизма неизбежна. И всё в таком же духе. Притом, нужно признать, речь её была сочной и выразительной. Политинформация продлилась минут тридцать.

Оставшись наедине с учительницей истории, я ей сказал доброжелательно: „Уважаемая госпожа, ваш рассказ был выдержан в оптимистическом духе, но позвольте заметить, что де Голль никакой не коммунист и никогда не допустит, чтобы к власти во Франции пришли коммунисты“.
Она долго смотрела на меня и затем заговорила:
„Господин лейтенант, сколько вам лет?“„Я родился в 1920 году“.„А я в 1912 году сдала экзамен на право преподавать историю в средней школе. Вскоре — в 1912–м и 1913 году мы дважды прошли курсы, на которых нам объяснили, что и как рассказывать о нашем дорогом государе Николае Втором, что нам следует сказать ученикам о 300–летии династии Романовых. Между прочим, нам не забыли сказать, что у нашего императора есть два кузена — прусский кайзер Вильгельм Второй (и мы услышали неумеренные похвалы этому монарху) и английский король Георг Пятый; последний, правда, был упомянут через запятую, между прочим. А в 1914 году нам говорили уже, какая
дрянь Вильгельм Второй и сколь выдающаяся личность — правящий английский король. После этого в ходе войны для нас ежегодно проводили новые семинары. До осени 1916 года я послушно учила детей в духе верности царю. В феврале 1917 года всё изменилось. На новых курсах нам преподали историю России с республиканской точки зрения, и я вела уроки в соответствии с новыми указаниями. А осенью пришли немцы, и мы узнали, до чего же плох был император Николай Второй и сколь светлый и мудрый правитель дан нам в лице германского кайзера. О Георге Пятом вообще больше не было речи. Потом Германия потерпела поражение, наши новые власти не успели разработать курсы для учителей и поведать о своём понимании истории, — в Риге появились красные стрелки. Большевики сумели быстро, за несколько месяцев дважды, провести курсы для учителей с позиций классовой борьбы. Весной 1919 года Ригу освободили от большевиков, и затем до 1934 года для нас устраивали курсы ежегодно — некоторые нюансы менялись в зависимости от того, кто был министром просвещения, но преобладала, естественно, тема государственной независимости и национального патриотизма. Затем с осени 1940 до весны 1941 года я вернулась к большевистским установкам. Потом снова пришли немцы, курсы проводились трижды, требовалось превозносить Третий Рейх и фюрера.
В этом году уже прошёл один семинар. И, наверняка, скоро предстоят ещё курсы, где нам всё объяснят насчёт де Голля, и я уже не буду рассказывать те глупости о нём, которые вы сегодня слышали“.

„Многоуважаемая госпожа, я в восторге от вашего рассказа! — воскликнул я. — Он с удивительной наглядностью показал переменчивость исторической ситуации и роль, и место учителя в происходящем!“

Эта старая учительница в необычайно концентрированном виде представила зависимость истории и историографии от политики. В тот раз я написал в горком партии, что политинформация прошла на уровне и меня полностью
удовлетворила».

Так что ничего удивительного в том, что и мы после 1991 года должны были преподавать историю с позиций «государственной независимости и национального патриотизма». Всё, как и должно быть в новых условиях, при новых порядках…
По мнению немецкого историка Ульрике фон Хиршхаузен, много лет преподававшей в Латвийском университете, латвийское общество, восстановив государственность, немедленно приступило к созданию национальной исторической мифологемы. Основным героем её стал
«маленький,
но гордый латышский народ»
, на протяжении своей истории ведущий борьбу против угнетателей разного пошиба. Это требовалось для подавления комплекса униженности, въевшегося в национальное сознание за столетия сервильности.

В советское время все надписи у нас делались на двух языках. Потом русский вариант стали
повсеместно вымарывать…
В советское время все надписи у нас делались на двух языках. Потом русский вариант стали повсеместно вымарывать…

После распада Советского Союза и образования на его обломках национальных независимых государств помимо идей национализма повсеместно также восторжествовала идея либеральная.
Как известно,
либерализм (от лат. liberalis «свободный») провозгласил непоколебимость прав и свобод каждого человека, ставших высшей ценностью, основой общественного и экономического порядка. Либерализм есть стремление к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством… Высшая цель — полная свобода личности и общества. Прекрасно! Но… Как там у Фридриха Ницше? Помнится, вопрошал он: «Взор твой должен поведать мне: ради чего ты свободен?» Практика показывает, что человек есть такая скотина, что обязательно
извратит и опаскудит любые, даже самые замечательные идеи…

Каждый норовит воспринимать СВОБОДУ как право на торжество исключительно своих, личных интересов, и плевать на то, что при этом страдает кто–то другой. В реальной жизни либеральные идеи давно выродились в принцип: «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждёт тебя успех!».

Нахрапистый эгоизм, себялюбие, индивидуализм, любовь исключительно и только к себе родимому стали данностью. И немыслимая в тоталитарное советское время фраза: «Это твои проблемы!» — приобрела теперь особую популярность. Сочувствие, сопереживание, сопричастность, братство повсеместно выходили из употребления… И это стало привычной реальностью новых благословенных времён.

В стремлении к собственной безграничной свободе как–то выгодно забывалось, что существует ещё и ответственность — за родителей, за близких, за своих
детей, за Отечество, наконец… Быть свободным, порхающим мотыльком, не имеющим абсолютно никаких обязанностей по отношению к тем, «кого мы приручили», как это удобно, приятно и славно! Не надо их защищать, заботиться о них, переживать… Зачем?! Ведь Я — свободный и независимый индивидуум, не связанный никакими обязательствами, кроме нежной любви к себе, единственному и неповторимому…

Либеральная идея стала своеобразной «религией» индивидуализма и эгоизма, навязанной нам как цивилизационный универсум. Ею прошито сверху донизу буквально всё — от высших смыслов, где вместо Бога в центре мироздания ЯРКАЯ СВОБОДНАЯ ЛИЧНОСТЬ, до бытовых моментов. Но человек слаб, порочен и хочет найти оправдание своим низостям. Всё стало можно во имя СВОБОДЫ, и нравственные запреты исчезают, а извращения и пороки
постепенно перестают таковыми считаться. Центром цивилизации становится человеческое тело и всё, что связано с его усладой. О душе никто не вспоминает, и уж точно в сознании нет духа, присутствует лишь жизнь плоти. И эту плотскую жизнь — от бесконечного потребления материальных «вкусняшек», до любых омерзительных форм сексуального разврата — мы рекламируем и воспеваем во имя беспредельной СВОБОДЫ!

После распада СССР наступила «эпоха безграничных возможностей»… Пьющие люди активно вступали тогда в партию «роялистов», так остряки называли потребителей спирта Royal — дешёвого мерзкого пойла, массово завозимого через Польшу. Тоже примета времени…

Рига. Сквер у Филармонии (ныне площадь Ливу), фото начала 90-х гг.
Рига. Сквер у Филармонии (ныне площадь Ливу), фото начала 90-х гг.

На дворе царили «лихие 90–е», и все кому не лень старались заниматься различными «бизнесáми». Кто–то растаскивал остатки имущества прежнего советского государства, иные «осваивали» партийные или комсомольские
средства. Большинство же предприимчивых и шустрых просто мотались «челноками» в Польшу, Китай, Турцию, привозя оттуда неподъёмные баулы всякого ширпотреба, который затем активно распродавался на многочисленных торговых точках по всему городу…
В те годы стала популярной насмешливая фраза, повторяемая исключительно часто:
«Если ты такой умный, то почему не богатый?» Крыть, что называется, нечем… Умение зарабатывать деньги стало главным определяющим фактором
в жизненной значимости человека и прежде всего мужчины.

И что интересно… Очень многие из нас не умеют рисовать, совершенно не переживая по этому поводу. Мало кто способен писать хорошую музыку, но большинство тех, кто не может отличить гаммы от нот, абсолютно не комплексуют из–за этого. Есть на свете множество специфических талантов и умений, которыми обладают особые, исключительные люди. Это абсолютно нормально. Равно как и то, что способностью к занятию успешным бизнесом владеет отнюдь не каждый. Лишь единицы достигают в этом деле определённых успехов! Но почему–то в 90–е годы считалось, что только убогое ничтожество по своей лени избегает практики предпринимательства… Считаешь себя умным — становись богатым!

Есть ещё одно, деликатное свойство… Не скажу обо всех, но знаю конкретные примеры, когда успешный бизнес строился на преступлении, обмане, жестокости, подлости, предательстве. Люди зачастую оплачивали своё материальное процветание, переступая нравственную черту, уничтожая в себе духовное, божественное начало… Так иная девушка продаёт за деньги своё тело первому встречному, способному купить её ласки. А чо такое?! Это всего лишь бизнес… Но многие ли готовы предавать свои принципы, продавать свою душу?

Продолжение следует

Путь соотечественника #17. Русская Прибалтика. Разъяснения для альтернативно одарённых…
Историк Игорь Гусев рассказывает…7 июня 2024