Загадка без разгадки?
«А поедем на Мамаев курган?» предложили нам. «А поедем», согласились мы. И даже не то, чтобы согласились. А и собирались. Только сумасшедший может приехать в Волгоград и не побывать на Мамаевом кургане. Хотя название специфичное. Дважды обманчивое. Определенно это не курган и определенно не «Мамаев». Но это же моралисты говорят «ложь». А мы исследуем волгоградский сюрреализм (см. предыдущие выпуски
Там, где моралисты говорят «ложь», мы говорим «художественный прием». А с художественными приемами на «кургане» все в порядке. Вот посмотрите, как встречает
Да это же Макс Эрнст! Помните любимую картину советской детворы — «Украденное зеркало»?
Что изображено на картине? Гигантские памятники некой исчезнувшей цивилизации, ключ к пониманию которой утрачен. (Название «Украденное зеркало», возможно, указывает как раз на это). Памятники потихоньку мадрепоризируются. И лукавый намек художника — а сколько в океанских глубинах мадрепоризированных до неузнаваемости следов Атлантиды или Материка Принцессы (Kumarikkantam)?
На нашей фотке никакой мадрепоризации (слава федеральному бюджету!) нет. Но все остальные мотивы Эрнста — присутствуют. Крохотные человечки бредут на фоне исполинской статуи; и ни один человечек не знает, что сия статуя обозначает. Колоссальное беспамятство. Все по Эрнсту.
Но, разумеется, наша экспедиция с таким положением вещей смириться никак не могла (мы ж пока все-таки не на дне океана) и лихорадочно начала щелкать по гаджетам. Но результат обескуражил. И намного-намного меньшие статуи в гаджетах нашли отражение, а вот этой, исполинской, — не повезло. Все, что удалось нарыть — скульптор Вучетич (это мы, честно говоря, и так знали), официальное название «Родина-мать зовет!» И тут ощущение сюра только усиливается, поскольку переходит он в официальную плоскость. От официальных названий мы ждем предельной четкости и ясности. Например — «памятник маршалу Жукову». Все всё понимают, сверяют, удовлетворенно кивают головами, — действительно, памятник маршалу Жукову. Но вот представьте такую надпись — «памятник маршалу». Это как? Памятник вообще всем маршалам? И маршалу Паулюсу тоже?
Вот так же и в нашем случае. «Мать» сама по себе не бывает, она всегда чья-то мать. Точно так же как и родина — всегда чья-то родина, а не родина вообще. Можно представить в каком-нибудь парке на балансе у местных властей аллегорию материнства вообще. Когда совсем уже нечего сказать, а распилить городской бюджет хочется. Но памятник всем вообще родинам... вопрос — и Германии тоже? Да, да, Германия ведь тоже родина. Для немцев. И в волгоградской скульптуре самой по себе нет ровным счетом ничего такого, что было бы несовместимо с Германией. Вот когда мы смотрим на такую картинку
мы сразу понимаем — это точно не Германия. У волгоградской скульптуры такие явные признаки не-германства отсутствуют. Зато имеется выраженное стилистическое сходство с Арно Брекером... только мы сами, поняв, что есть какой-то подвох в таком ходе мыслей, резко тормозим и, сопоставив ряд факторов, приходим к выводу, что установка изображения Германии в данной локации маловероятна. Но это наш собственный вывод, администрация никак нам в этом не помогает. И все равно остается вопрос — хорошо, не Германия (и не Италия — тут те же самые могут быть возражения), а кто? Логично было бы предположить, что это та страна, на средства которой и усилиями граждан которой был воздвигнут монумент. Но та страна называлась Советский Союз, который, будучи композитной структурой, никогда не персонифицировался, — тем более, в женском облике (чего уже и сама грамматика не допустила бы). Можно, конечно, отметить, что название монумента отсылает к одноименному плакату времен ВОВ. Ну хорошо. А на плакате-то кто? Но на этот вопрос мог бы ответить только товарищ майор, но товарища майора мы беспокоить не будем. Как-нибудь сами попытаемся справиться.
Итак, мы на месте, расследуем. Довольно быстро выясняется, что вводная часть (или, как говорят у нас на Рязанщине, пропилеи) мемориального комплекса на Мамаевом кургане (точнее, на не-Мамаевом не-кургане) представляет собой цепь разноуровневых прудов, окруженных надписями и тематическими изображениями. (На снимке пруд №2
В кадр попал будущий канатоходец, не упускающий возможности потренироваться).
Тема изображений — Сталинградская битва, которая сама по себе представляет загадку — уж больно странно действия Гитлера напоминали действия Зеленского (что вроде как несовместимо с заявленными целями национал-социализма). Если Гитлер образца 41-го года — это еще Виктория Нуланд, план B которой (прорыв нашей обороны на токмакском направлении, выход на Обиточную косу) был вполне разумным в военном смысле — другое дело, что невыполнимым (как сравнительно разумным, но также невыполнимым был немецкий план наступления на Москву), — то Сталинградская кампания — это уже Крынки в чистом виде. Только намного масштабней. Ну ладно, Зеленский коксует, Гитлер тоже крепко сидел на колесах, но у него в отличие от Зеленского, был генералитет и довольно неглупый. Почему они, видя невообразимую чудовищность данного «плана», не попытались шлепнуть фюрера уже тогда — одна из величайших загадок XX века. Ну а товарищу Сталину оставалось только захлопнуть ловушку, которую немцы сами себе заботливо приготовили. Чего-чего, а захлопывать ловушки Сталин умел.
Но ведь кроме Сталина нужен был еще и Генштаб, который все просчитает, и армия, которая не побежит? Безусловно. Но начгенштаба-то назначались все тем же Сталиным, а для армии были созданы оптимальные условия. Немецкая армия работала в Сталинградской операции, будучи лишенной всех своих преимуществ. Не легкая жертва, определенно, нет. Но тем не менее жертва. А солдаты другой стороны это чувствуют. Возникает азарт. Азарт и отражен в скульптурных группах у пруда №2
Тяжело раненый командир показывает на точку, которую надо взять. В городе или на кургане. Сама точка не имела оперативного значения. Имело значение то, что части, оборонявшие город, работали в очень плотном спарринге с немцами, исключавшем с их стороны возможность применения артиллерии и авиации. А танки — главный немецкий козырь — что в городской застройке, что на кургане — были вообще ни о чем. В то время как наши танки — чуть ли не впервые за время войны — применялись по делу: смыкали кольцо окружения. Возможно, скульптор это почувствовал: раненый командир не выглядит патетической жертвой, а навевает ужас. И сапоги у него грубые, тяжелые — как раз чтобы пройтись по чувствительной немецкой душе.
А вот здесь, как в известном мультфильме — «змея запускают».
Черт-те что! Но ведь уличные бои — это и есть то самое «черт-те что», которого вменяемые военачальники как черт ладана избегают. Если уж только совсем припрет... но, может, Гитлера приперло? Конечно. «Если не можешь взять Москву — бери Сталинград». Логика безупречная! Вот только подозрительно смахивает на логику Зеленского: «провалился на токмакском направлении — бери Крынки!» Кстати, борьба со змеем — традиционный арийский топик, маркирующий борьбу с определенными семито-хамитскими племенами (или, вернее, с их богом — см. первую часть данной сюиты). Здесь, поскольку речь о такой борьбе вроде бы не шла, сюжет с «запусканием змея» может показаться риторическим штампом; но странное совпадение логики Гитлера с логикой Зеленского поворачивает тему какой-то новой, неожиданной гранью...
Однако все это никак не подводит к разгадке тайны «родины-матери». Сталинградскую битву выиграл Советский Союз с товарищем Сталиным во главе. Запоминается с первого раза, обсуждению не подлежит. А на холме-то кто?
Заходим в здание, именуемое «Зал Воинской Славы», и... мгновенно понимаем, где мы оказались.
Зороастрийский храм! Огонь. Воздух. Благие энергии. И воинская слава здесь абсолютно ничему не мешает (см. здесь про Âtash Bahrâm
А пройти Зал Воинской Славы можно только одним способом — двигаясь по часовой стрелке.
Окажись в этом зале иудей или мусульманин — и ему придется идти по часовой, теряя статус, поскольку ритуальное (а надеюсь, никто не будет спорить, что в данном случае оно именно таково) хождение по часовой строжайше запрещено в семитских традициях. (Небольшую лирику на тему часовой см. здесь
Не знать этих элементарных вещей создатели комплекса не могли. Значит — зороастрийцы? Конечно — окончательно уразумеваем, выходя из зала. Вот она — благая энергия в чистом виде
Ветер. Воздух. Дыхание. Душа. Чудовищная статуя кажется очень легкой
Может быть — потому, что мы прошли обряд очищения огнем? (Кстати, ровно такой же обряд практиковался в столице хана Бату неподалеку — но несомненно был отменен после семитизации Золотой Орды). Не узнать арийскую богиню Arèdwîm Sûram Anâhitam невозможно.
«И принес ей в жертву Джамаспа, —
Когда войско увидел, издалека идущее,
В ряды построенных дэвопоклонников скверных —
Сто коней, быков тысячу да овец десять тысяч.
И молил ее:
«Эту милость дай мне (dazdi-mê),
Благая, наимощнейшая Арэдви Сура Анахита,
Чтобы так победил я,
Как побеждают арьи».
Abân Yasht, 17
Anâhitâ можно перевести как «незапятнанная», «неоскверненная», но это пустой звук, пока мы не поймем контекста. Контекст построила в недавнем выступлении Каринэ Геворгян: «Несмотря ни на какой ислам, персидский код остается зороастрийским. Персы никогда не будут осквернять источники жизни». Вот это свойство персов и выражено в имени богини Anâhitâ. Но помимо осквернения источнику жизни может угрожать еще и оскудение. Нашей волгоградской Арэдвисуре приходит на помощь федеральный бюджет. Как выглядит холм, на котором она стоит, вы видели. Вот так выглядит парк у подножия холма
Если вы считаете, что это нормальная волгоградская картина, вы ошибаетесь. Нормальный волгоградский холм без активного полива в это время года будет выглядеть вот так.
Уловили — на что денежки тратятся? Правильно. Наша инспекционная (назовем, наконец, вещи своими именами) группа выявила два вопиющих факта: 1) сооружение в середине прошлого века группой злоумышленников во главе с международным авантюристом Вучетичем гигантского зороастрийского (читай: антисоветского) храма; 2) активное (и даже более активное, чем в советское время) поддержание этого храма в соответствии с зороастрийским стандартом «благих энергий» со стороны современных высокопоставленных чиновников, ведающих распределением бюджета — в явном противоречии как нормам православия, так и нормам ислама. Что особо тревожно — известно, что иранская Арэдвисура отобразилась в киевском пантеоне под именем Мокошь, а Мокошь некоторые недобросовестные лингвисты сближают с Матерью-сырой землей, а поскольку арьи никогда не почитали землю вообще, но всегда только конкретную территорию, есть возможность (которую мы заранее с негодованиям отметаем) отождествить Мать-сыру землю с Матушкой-Русью (хозяйкой, как известно, многих рек и озер). Слушайте — а не она ли стоит на Мамаевом кургане? Тсс... я ничего такого не говорил, вы ничего такого не слышали. Расходимся по одному, если что, мы — топографы.