Найти в Дзене
Ариософия сегодня

Волгоградская сюита. Часть 3, ре-минор.

Загадка без разгадки?

«А поедем на Мамаев курган?» предложили нам. «А поедем», согласились мы. И даже не то, чтобы согласились. А и собирались. Только сумасшедший может приехать в Волгоград и не побывать на Мамаевом кургане. Хотя название специфичное. Дважды обманчивое. Определенно это не курган и определенно не «Мамаев». Но это же моралисты говорят «ложь». А мы исследуем волгоградский сюрреализм (см. предыдущие выпуски

Там, где моралисты говорят «ложь», мы говорим «художественный прием». А с художественными приемами на «кургане» все в порядке. Вот посмотрите, как встречает

Да это же Макс Эрнст! Помните любимую картину советской детворы — «Украденное зеркало»?

-2

Что изображено на картине? Гигантские памятники некой исчезнувшей цивилизации, ключ к пониманию которой утрачен. (Название «Украденное зеркало», возможно, указывает как раз на это). Памятники потихоньку мадрепоризируются. И лукавый намек художника — а сколько в океанских глубинах мадрепоризированных до неузнаваемости следов Атлантиды или Материка Принцессы (Kumarikkantam)?

На нашей фотке никакой мадрепоризации (слава федеральному бюджету!) нет. Но все остальные мотивы Эрнста — присутствуют. Крохотные человечки бредут на фоне исполинской статуи; и ни один человечек не знает, что сия статуя обозначает. Колоссальное беспамятство. Все по Эрнсту.

Но, разумеется, наша экспедиция с таким положением вещей смириться никак не могла (мы ж пока все-таки не на дне океана) и лихорадочно начала щелкать по гаджетам. Но результат обескуражил. И намного-намного меньшие статуи в гаджетах нашли отражение, а вот этой, исполинской, — не повезло. Все, что удалось нарыть — скульптор Вучетич (это мы, честно говоря, и так знали), официальное название «Родина-мать зовет!» И тут ощущение сюра только усиливается, поскольку переходит он в официальную плоскость. От официальных названий мы ждем предельной четкости и ясности. Например — «памятник маршалу Жукову». Все всё понимают, сверяют, удовлетворенно кивают головами, — действительно, памятник маршалу Жукову. Но вот представьте такую надпись — «памятник маршалу». Это как? Памятник вообще всем маршалам? И маршалу Паулюсу тоже?

Вот так же и в нашем случае. «Мать» сама по себе не бывает, она всегда чья-то мать. Точно так же как и родина — всегда чья-то родина, а не родина вообще. Можно представить в каком-нибудь парке на балансе у местных властей аллегорию материнства вообще. Когда совсем уже нечего сказать, а распилить городской бюджет хочется. Но памятник всем вообще родинам... вопрос — и Германии тоже? Да, да, Германия ведь тоже родина. Для немцев. И в волгоградской скульптуре самой по себе нет ровным счетом ничего такого, что было бы несовместимо с Германией. Вот когда мы смотрим на такую картинку

-3

мы сразу понимаем — это точно не Германия. У волгоградской скульптуры такие явные признаки не-германства отсутствуют. Зато имеется выраженное стилистическое сходство с Арно Брекером... только мы сами, поняв, что есть какой-то подвох в таком ходе мыслей, резко тормозим и, сопоставив ряд факторов, приходим к выводу, что установка изображения Германии в данной локации маловероятна. Но это наш собственный вывод, администрация никак нам в этом не помогает. И все равно остается вопрос — хорошо, не Германия (и не Италия — тут те же самые могут быть возражения), а кто? Логично было бы предположить, что это та страна, на средства которой и усилиями граждан которой был воздвигнут монумент. Но та страна называлась Советский Союз, который, будучи композитной структурой, никогда не персонифицировался, — тем более, в женском облике (чего уже и сама грамматика не допустила бы). Можно, конечно, отметить, что название монумента отсылает к одноименному плакату времен ВОВ. Ну хорошо. А на плакате-то кто? Но на этот вопрос мог бы ответить только товарищ майор, но товарища майора мы беспокоить не будем. Как-нибудь сами попытаемся справиться.

Итак, мы на месте, расследуем. Довольно быстро выясняется, что вводная часть (или, как говорят у нас на Рязанщине, пропилеи) мемориального комплекса на Мамаевом кургане (точнее, на не-Мамаевом не-кургане) представляет собой цепь разноуровневых прудов, окруженных надписями и тематическими изображениями. (На снимке пруд №2

-4

В кадр попал будущий канатоходец, не упускающий возможности потренироваться).

Тема изображений — Сталинградская битва, которая сама по себе представляет загадку — уж больно странно действия Гитлера напоминали действия Зеленского (что вроде как несовместимо с заявленными целями национал-социализма). Если Гитлер образца 41-го года — это еще Виктория Нуланд, план B которой (прорыв нашей обороны на токмакском направлении, выход на Обиточную косу) был вполне разумным в военном смысле — другое дело, что невыполнимым (как сравнительно разумным, но также невыполнимым был немецкий план наступления на Москву), — то Сталинградская кампания — это уже Крынки в чистом виде. Только намного масштабней. Ну ладно, Зеленский коксует, Гитлер тоже крепко сидел на колесах, но у него в отличие от Зеленского, был генералитет и довольно неглупый. Почему они, видя невообразимую чудовищность данного «плана», не попытались шлепнуть фюрера уже тогда — одна из величайших загадок XX века. Ну а товарищу Сталину оставалось только захлопнуть ловушку, которую немцы сами себе заботливо приготовили. Чего-чего, а захлопывать ловушки Сталин умел.

Но ведь кроме Сталина нужен был еще и Генштаб, который все просчитает, и армия, которая не побежит? Безусловно. Но начгенштаба-то назначались все тем же Сталиным, а для армии были созданы оптимальные условия. Немецкая армия работала в Сталинградской операции, будучи лишенной всех своих преимуществ. Не легкая жертва, определенно, нет. Но тем не менее жертва. А солдаты другой стороны это чувствуют. Возникает азарт. Азарт и отражен в скульптурных группах у пруда №2

-5

Тяжело раненый командир показывает на точку, которую надо взять. В городе или на кургане. Сама точка не имела оперативного значения. Имело значение то, что части, оборонявшие город, работали в очень плотном спарринге с немцами, исключавшем с их стороны возможность применения артиллерии и авиации. А танки — главный немецкий козырь — что в городской застройке, что на кургане — были вообще ни о чем. В то время как наши танки — чуть ли не впервые за время войны — применялись по делу: смыкали кольцо окружения. Возможно, скульптор это почувствовал: раненый командир не выглядит патетической жертвой, а навевает ужас. И сапоги у него грубые, тяжелые — как раз чтобы пройтись по чувствительной немецкой душе.

А вот здесь, как в известном мультфильме — «змея запускают».

-6

Черт-те что! Но ведь уличные бои — это и есть то самое «черт-те что», которого вменяемые военачальники как черт ладана избегают. Если уж только совсем припрет... но, может, Гитлера приперло? Конечно. «Если не можешь взять Москву — бери Сталинград». Логика безупречная! Вот только подозрительно смахивает на логику Зеленского: «провалился на токмакском направлении — бери Крынки!» Кстати, борьба со змеем — традиционный арийский топик, маркирующий борьбу с определенными семито-хамитскими племенами (или, вернее, с их богом — см. первую часть данной сюиты). Здесь, поскольку речь о такой борьбе вроде бы не шла, сюжет с «запусканием змея» может показаться риторическим штампом; но странное совпадение логики Гитлера с логикой Зеленского поворачивает тему какой-то новой, неожиданной гранью...

Однако все это никак не подводит к разгадке тайны «родины-матери». Сталинградскую битву выиграл Советский Союз с товарищем Сталиным во главе. Запоминается с первого раза, обсуждению не подлежит. А на холме-то кто?

Заходим в здание, именуемое «Зал Воинской Славы», и... мгновенно понимаем, где мы оказались.

-7

Зороастрийский храм! Огонь. Воздух. Благие энергии. И воинская слава здесь абсолютно ничему не мешает (см. здесь про Âtash Bahrâm

А пройти Зал Воинской Славы можно только одним способом — двигаясь по часовой стрелке.

-8

Окажись в этом зале иудей или мусульманин — и ему придется идти по часовой, теряя статус, поскольку ритуальное (а надеюсь, никто не будет спорить, что в данном случае оно именно таково) хождение по часовой строжайше запрещено в семитских традициях. (Небольшую лирику на тему часовой см. здесь

Не знать этих элементарных вещей создатели комплекса не могли. Значит — зороастрийцы? Конечно — окончательно уразумеваем, выходя из зала. Вот она — благая энергия в чистом виде

-9

Ветер. Воздух. Дыхание. Душа. Чудовищная статуя кажется очень легкой

-10

Может быть — потому, что мы прошли обряд очищения огнем? (Кстати, ровно такой же обряд практиковался в столице хана Бату неподалеку — но несомненно был отменен после семитизации Золотой Орды). Не узнать арийскую богиню Arèdwîm Sûram Anâhitam невозможно.

«И принес ей в жертву Джамаспа, —

Когда войско увидел, издалека идущее,

В ряды построенных дэвопоклонников скверных —

Сто коней, быков тысячу да овец десять тысяч.

И молил ее:

«Эту милость дай мне (dazdi-mê),

Благая, наимощнейшая Арэдви Сура Анахита,

Чтобы так победил я,

Как побеждают арьи».

Abân Yasht, 17

-11

Anâhitâ можно перевести как «незапятнанная», «неоскверненная», но это пустой звук, пока мы не поймем контекста. Контекст построила в недавнем выступлении Каринэ Геворгян: «Несмотря ни на какой ислам, персидский код остается зороастрийским. Персы никогда не будут осквернять источники жизни». Вот это свойство персов и выражено в имени богини Anâhitâ. Но помимо осквернения источнику жизни может угрожать еще и оскудение. Нашей волгоградской Арэдвисуре приходит на помощь федеральный бюджет. Как выглядит холм, на котором она стоит, вы видели. Вот так выглядит парк у подножия холма

-12
-13

Если вы считаете, что это нормальная волгоградская картина, вы ошибаетесь. Нормальный волгоградский холм без активного полива в это время года будет выглядеть вот так.

-14

Уловили — на что денежки тратятся? Правильно. Наша инспекционная (назовем, наконец, вещи своими именами) группа выявила два вопиющих факта: 1) сооружение в середине прошлого века группой злоумышленников во главе с международным авантюристом Вучетичем гигантского зороастрийского (читай: антисоветского) храма; 2) активное (и даже более активное, чем в советское время) поддержание этого храма в соответствии с зороастрийским стандартом «благих энергий» со стороны современных высокопоставленных чиновников, ведающих распределением бюджета — в явном противоречии как нормам православия, так и нормам ислама. Что особо тревожно — известно, что иранская Арэдвисура отобразилась в киевском пантеоне под именем Мокошь, а Мокошь некоторые недобросовестные лингвисты сближают с Матерью-сырой землей, а поскольку арьи никогда не почитали землю вообще, но всегда только конкретную территорию, есть возможность (которую мы заранее с негодованиям отметаем) отождествить Мать-сыру землю с Матушкой-Русью (хозяйкой, как известно, многих рек и озер). Слушайте — а не она ли стоит на Мамаевом кургане? Тсс... я ничего такого не говорил, вы ничего такого не слышали. Расходимся по одному, если что, мы — топографы.