Оксана Крымова, прочитав сие гениальное творение
спрашивает: «А как с зороастрийцами в современном Иране? Не поубивали ли их там всех?»
Ну, как говорил Бенито Муссолини «Piano, piano». Зороастризм официально признан иранской конституцией, и у зороастрийцев есть даже целое одно место в парламенте! О как! В иранском, то есть, парламенте. Не в парламенте Зимбабве. С другой стороны, демократия имеет дело с количеством, а не качеством, а зороастрийцев в Иране примерно двадцать пять тысяч. Так что, как говорила одна малообразованная, но очень умная женщина, «что есть, то есть».
Хотя можно обратить внимание и на такое вот исследование иранских соцсетей, проведенное двумя персами, живущими в Голландии.
Они насчитали 8% зороастрийцев, причем интерпретируют эту цифру «скорее как выражение персидского национализма и желание альтернативы исламу, чем как строгую приверженность зороастрийской вере». Учитывая, что зороастризм и есть персидский национализм, этой цифре я склонен верить.
Теперь сгоняем в Язд, посмотрим обстановку на местах. Храм Огня Победы в Язде.
«Огонь Победы» — звучит знакомо, не так ли? Но наш Вечный огонь на Красной площади горит с 1967 года. Огонь Победы в этом храме — с 470-го. Ну на какие-то 1497 лет постарше, подумаешь! Однако нельзя не признать, что персы — народ довольно упрямый. Чего они так с этими огнями носятся? Разгадка — в самом названии «Огонь Победы» (Âtash Bahrâm). Точным переводом в данном случае будет «огонь Веретрагны». Vèrèthraghnô — произношение на авестийский манер индийского Vrtrahâ, «убийца демона Vrtras». А что это за демон? А это враг арийского этноса. Знаете вы, ребята, такого демона? Что, хотите сказать, что он не на v, а на «зе» начинается? Ну, у него много имен, много обликов... Немцы, например, считают, что он начинается на «ш». Недавно даже пытались с ним вот это самое сделать. В смысле — убить.
Но мы, конечно, против таких ужасов. Мы — за мультикультурализм и за всех демонов сразу! Но сейчас мы говорим о персах, об их наивных представлениях. Для борьбы с врагом арийского этноса нужна сила. Сила — огонь (подробнее о логике этой чисто арийской дури здесь
Сохраняется огонь — сохраняется сила. Пока есть кому поддерживать огонь — Иран не уничтожен.
Заодно с огнем в зороастризме уважением пользуется вода. Много понаписано на тему «ритуальной чистоты», на которой зороастрийцы-де повернуты. Термин нас не устраивает, поскольку а) невнятен, б) сентиментален. А сентиментальность — это не про арийцев. Лучше будет сказать, что вода возобновляет энергию. Освежает, попросту говоря. В том числе, и духовно.
Ну и вообще вокруг зороастрийского храма все должно быть свежо и таинственно. По-нашему, то есть.
Кстати, ощущение свежести вызывают стамбульские мечети (традиция, по-видимому, идущая от сельджуков). А вот про христианские церкви такого не скажешь. Чего-чего, а ощущения свежести они не вызывают. Четкий водораздел между арийской и иудейской традициями.
Теперь о товарище на фронтоне.
Бытует ошибочное мнение, что это Ахура Мазда — персонаж достаточно невнятный и больше предназначенный для того, чтобы скрыть эзотерическую суть зороастризма. На самом деле — это фарн (авестийское xwarènô) «сила царя, царственность, то, что делает человека царем»). Обычно арийцы выражают указанный круг понятий в образе богини (здесь я выражаюсь неточно: речь не идет об аллегории или даже символе — технический язык в этой сфере еще предстоит создать); у персов на этом месте появляется бородатый дядечка — почему, вдаваться сейчас не буду, кому интересно пусть почитает про шумерскую птицу Анзу, которая тут, видимо, подшустрила. Для нас важно, что наш храм построен во времена Реза-шаха, одного из умнейших и благороднейших правителей в человеческой истории, соответственно, фарн имеет конкретную привязку: не царственность вообще, а царственность именно этого человека. Когда в сорок первом британские и советские войска вторглись с двух сторон в Иран, Реза-шах ничего не смог им противопоставить. Он реформировал армию, но не против двух таких соперников сразу. Однако неправедные дела (а вторжение было именно неправедным, хотя и весьма целесообразным с военной точки зрения) имеют плохие последствия. Британская империя рухнула вскоре после этого, Советский Союз – позже, но позорней. Про судьбу предавшей Реза-шаха Германии, думаю, говорить излишне. Так что смотрим на фарн со всей серьезностью. Добру он нас учит. Надо поступать хорошо, а плохо поступать – не надо.
Что еще в храме интересного? Ну конечно, прихожанки! По-нашему если выразиться. Чисто арийский тип можно наблюдать, между прочим.
Что не удивительно – каков храм, таков и приход.
А как насчет перекусить? Смотрите-ка, что я нашел! Новогодний стол! Актуально!
Правда, это персидский новогодний стол, а персы свой Новый Год отмечают на весеннее равноденствие. Но мы, русичи, – люди обширные, мы и за персидский Новый Год выпьем. Кстати, спросите, откуда я знаю, что это именно новогодний стол? А вот там зеркало видите? Обязательный атрибут. Глубокий философский смысл? Имеется. Но обсудим в другой раз.
А на сегодня болтологию заканчиваю, и всем, как говорится, всего-всего. Светлых пожеланий, в смысле! Арийского света!