Найти в Дзене
Культурный код

«Венеры палеолита – первое проявление «массового» творчества человека Каменного века»: похожие фигурки по всей Евразии

Оглавление

В Каменном веке существовали свои понятия о женской красоте. При этом они разительно отличались от современного стандарта модели – «90-60-90». Об этом можно судить с высокой точностью, если хотя бы мельком взглянуть на одну из многочисленных каменных, костяных либо деревянных фигурок так называемых «Венер» - символичных изображений очень дородных женщин, которые находят по всему земному шару археологи.

По своей сути «Венеры палеолита» - явление уникальное. Вдумайтесь: в тёмные времена, задолго до появления первой письменности и более-менее удобоваримой устной речи, вдруг, будто по общему наитию, абсолютно скульпторы прошлого начали ваять из доступных материалов плюс-минус одинаковые фигурки. Да так ретиво, что словно бы всех творцов влекли одинаковые низменные, природные желания иметь подле себя «большую женщину» с роскошными бёдрами и грудью пятого размера. Причём возраст некоторых фигурок исчисляется десятками тысяч лет. К примеру, Венера из Пятра-Неамца была изготовлена 17 тысяч лет назад и вновь появилась на свет только 21 июня 2019 года благодаря усилиям румынских археологов, а костяная «Венера из Холе-Фельс» и вовсе может похвастать очень солижным возрастом в 35 тысяч лет.

Что это за «массовая культура» Каменного века? Давайте вместе разбираться в рамках данной статьи.

«Венеры палеолита – первое проявление «массового» творчества человека Каменного века»: похожие фигурки по всему земному шару
«Венеры палеолита – первое проявление «массового» творчества человека Каменного века»: похожие фигурки по всему земному шару

«Палеолитические Венеры»

Название «Палеолитические Венеры» или «Венеры палеолита» - задумка современных учёных, которые впервые осознали, что найденные статуэтки имеют ярко выраженные общие признаки. Первая фигурка была «официально» найдена в 1864 году французским исследователем маркизом де Вибре на юго-западе Франции. И так как последующие находки натолкнули учёное сообщество на мысль о том, что именно в таких фигурках древний человек воплощал тогда существующие идеалы женской красоты, похожие находки начали называть по имени древнеримской богини Венеры, «ответственной» за появление самых красивых представительниц прекрасного пола на земной тверди.

Практически все «Венеры» изображаются либо беременными, либо очень тучными женщинами. Причём ореол распространения таких фигурок – вся Евразия, но основная концентрация – это всё-таки Европа. Хотя, впрочем, и в Сибири таких статуэток много, ибо на доисторический стоянке «Мальта», что расположена в Иркутской области неподалёку от озера Байкал, такие статуэтки тоже обнаруживались.

Примитивные материалы изготовления – камень, кости и дерево упоминались в самом начале данной статьи. Но «Венеры» «путешествовали» сквозь века и культуры, отчего в более поздних отложениях попадались изделия, вылепленные из глины и хорошо обожжённые в очаге, что прямо говорит о том, что фигурки «двигали цивилизацию» вперёд и являлись первыми примерами производства керамики.

На данный момент научное сообщество обладает набором свыше ста таких фигурок. И все они имеют сравнительно небольшой размер – от 4 сантиметров до четверти метра в высоту.

«Венеры палеолита – первое проявление «массового» творчества человека Каменного века»: похожие фигурки по всей Евразии
«Венеры палеолита – первое проявление «массового» творчества человека Каменного века»: похожие фигурки по всей Евразии

Появление «Венер»

Ещё 500 тысяч лет назад человек впервые начал осознавать, что некоторые свои желания можно воплотить в простейших материалах. Именно поэтому самая «спорная» «Венера» из Тан-Тана, найденная в виде 6-ти плохо сохранившихся фрагментов, имеет возраст от 300 до 500 тысяч лет. Однако на данный момент возраст и изначальный вид находки из пещеры Холе-Фельс по-прежнему оспаривается частью научного сообщества.

Несмотря на споры можно предположить, что почти полмиллиона лет у всех фигурок есть общехудожественные характеристики. К примеру, большая часть «схематических» «Венер» имеют ромбовидную форму с сужением в районе головы, а также большой живот, бёдра и ноги. Но встречаются и наиболее проработанные фигурки, в которых можно разглядеть огромное количество анатомических особенностей. В том числе - женское начало.

«Венеры палеолита – первое проявление «массового» творчества человека Каменного века»: похожие фигурки по всей Евразии
«Венеры палеолита – первое проявление «массового» творчества человека Каменного века»: похожие фигурки по всей Евразии

Отражение красоты или отражение практичности?

Версия о том, что «Венера» - символ красоты является основной. Но некоторые учёные предполагают, что на тот момент времени человеческое сознание ещё не дошло до понимания абстрактной красоты, воплощённой в материале, отчего изготовление таких фигурок имело сугубо практичную пользу. Иными словами, мини-скульптура являлась символом изобилия и плодородия, автоматически притягивая дары природы к домашнему очагу.

О мистическом предназначении фигурок говорит и тот факт, что «Венера Лоссельская» и «Венера Виллендорфская» были покрыты красной охрой. В свою очередь красная охра использовалась древними людьми для оформления захоронений и на заре религиозности имела какой-то свой, особенный символизм.

«Венеры палеолита – первое проявление «массового» творчества человека Каменного века»: похожие фигурки по всей Евразии
«Венеры палеолита – первое проявление «массового» творчества человека Каменного века»: похожие фигурки по всей Евразии

Мать-Богиня

К большому сожалению, никто из ныне живущих специалистов так и не сможет до конца понять феномен «Венер». Быть может, они были отражением тайных желаний мужчин. Быть может, игрушкой для детей. Быть может, являлись символичным отражением Матери-Богини, прародительницы всего человеческого рода.

Тёмные века потому и называют «тёмными», ввиду того, что они надёжно хранят свои древние тайны, не зафиксированные и не пояснённые хотя бы на каком-то носителе информации.

В некоторых жилищах концентрация таких «богинь» была невероятно большой. К примеру, в Липецкой области, у села Гагарино, на стоянке эпохи позднего палеолита было найдено сразу 7 фигурок «Матери-Богини». Причём находки у села Мальта прямо говорят о том, что фигурки, скорее всего, стояли на самом видном месте в жилище и несли либо украшательскую, либо религиозную функцию.

По миру находят не только «автономных» «Венер», но и большие «стационарные» скульптуры. Однако, к примеру, вопрос о происхождении «Венеры из Берехат-Рама» дискуссионный, так как полноценной статуе вид женщины мог предать как человек, так и сама Природа.

К началу эпохи мезолита «Венеры» растворяются во времени и не находят своего отражения в неолите и в бронзовом веке. И это ещё одна загадка при изучении данного вопроса.

Быть может «культ» устарел. Быть может «Венеры» нашли более абстрактное, символическое отображение в других предметах. И на эти вопросы ответа нет и не будет, увы, никогда.

Поэтому, дорогие читатели, предлагаю вам своеобразный тест: включите изображение «Венеры» и попробуйте прочувствовать, чем или кем она является для вас. И мне интересно, какие мнения вы отразите в своих комментариях.

С уважением, Иван Вологдин.

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.