Рад приветствовать вас на моем канале! В этой статье продолжаю тему самых больших самолетов и вертолетов в своих категориях, созданных в СССР.
Первую часть можете найти тут.
Самый большой серийный военно-транспортный самолет: Ан-124 «Руслан»
Работы над Ан-124 стартовали в начале 1970-х во многом в качестве ответа на появление у США C-5 Galaxy, который по всем параметрам опережал советский Ан-22 «Антей».
Изначально Антонов предлагал обойтись малой кровью: не строить новый транспортник с нуля, а модернизировать Ан-22 путем установки нового стреловидного крыла, реактивных двигателей, изменения габаритов кабины. Однако идею не одобрили, поскольку даже в лучшем случае предлагаемый Ан-122 уступал бы C-5 и не демонстрировал значительных преимуществ по сравнению с «Антеем». В итоге решено было строить самолет с нуля. В создании и дальнейшем производстве гиганта принимали участие более ста предприятий со всего СССР.
«Руслан» вобрал в себя множество инновационных решений для своего времени. На него установили электродистанционную систему управления, навигационный комплекс на базе самой современной БЦВМ и другое современное оборудование. Также специально для Ан-124 спроектировали новый двигатель Д-18Т.
Носовую часть самолета сделали откидывающейся вверх, благодаря чему погрузка-разгрузка возможна с обеих сторон. Чтобы ее упростить, на Ан-124 внедрили систему измерения клиренса шасси: самолет будто приседает, чтобы уменьшить угол въезда на грузовую рампу.
Первый полет «Руслан» совершил 24 декабря 1982 года. Серийное производство стартовало на заводах в Киеве и Ульяновске в 1984-1985 годах и продолжалось десять лет, после чего еще в течение десяти лет достраивались отдельные машины из существующих заделов. Всего было выпущено 56 самолетов, включая один для статических испытаний.
Характеристики Ан-124
- длина – 69,1 м;
- высота – 20,78 м;
- размах крыла — 73.3 м;
- максимальная взлетная масса — 405 000 кг;
- максимальная полезная нагрузка — 150 000 кг;
- крейсерская скорость — 800 км/ч.
Самый большой в мире противолодочный самолет: Ту-142
Противолодочные самолёты, как правило, строятся на базе пассажирских лайнеров, которые могут долгое время находится в полете и обладают большим ресурсом. Все это нужно для длительных патрулирований в поисках подводных лодок и надводных кораблей. Например, самый известный противолодочный самолет НАТО Lockheed P-3 Orion создан на основе пассажирского самолета L-188 Electra.
Советский Ил-38 также построен на основе гражданского лайнера Ил-18. Но был еще один охотник за подводными лодками — Ту-142, совершивший первый полет в 1968 году. Его создали на базе Ту-95РЦ — модификации стратегического бомбардировщика Ту-95, предназначенной для поиска кораблей и целеуказания.
Может возникнуть вопрос: почему только СССР строил такие большие противолодочные самолеты, а те же американцы вполне довольствовались «Орионом»? Дело в том, что главными целями советского ВМФ с 1960-х годов были американские атомные подводные лодки с межконтинентальными баллистическими ракетами. Их районы боевого патрулирования находились вдалеке от советских берегов, поэтому требовался самолет с большой дальностью полета. У США проблем с размещением своих бортов поближе к берегам СССР, в свою очередь, не было.
По сравнению с Ту-95РЦ, Ту-142 получил новое крыло и оперение, модернизированную кабину, новые баки в крыльях и, конечно, оборудование для обнаружения и уничтожения подводных лодок.
Впоследствии именно на основе Ту-142 будет создан всем хорошо известный стратегический ракетоносец Ту-95МС. Порядка 20 Ту-142 до сих пор состоят на вооружении морской авиации ВМФ России. Самолеты, имеющие достаточный ресурс, проходят модернизацию.
Характеристики Ту-142
- длина — 51,55 м;
- высота — 14,7 м;
- размах крыла — 50,2 м;
- максимальная взлетная масса — 187 000 кг;
- максимальная бомбовая нагрузка — 11340 кг;
- крейсерская скорость — 700 км/ч.
Самый большой в мире сверхзвуковой самолет: Ту-160
Удивительно, но Ту-160 довольно редко упоминается на моем канале. Что-то новое и малоизвестное о нем рассказать трудно, а лезть в полную разных версий и споров историю создания не хочется. Но в контексте сегодняшней темы пройти мимо этого гиганта невозможно.
Его максимальная взлетная масса составляет 275 000 кг. Это на 50 тонн больше, чем у занимающего второе место среди самых больших сверхзвуковых самолетов американского стратегического бомбардировщика Rockwell B-1B Lancer.
У также совсем не маленьких гражданских Ту-144 и «Конкорда» не превышала 200 тонн: 195 000 кг — у советского лайнера, 187 700 кг — у британо-французского.
При этом Ту-160 является не только самым большим сверхзвуковым самолетом, но и наиболее тяжелым из боевых. Да, есть транспортники с более высокой максимальной взлетной массой, а вот среди носителей оружия конкурентов нет.
Кстати, первый полет прототип Ту-160 совершил 18 декабря 1981 года, то есть уже 40 с лишним лет назад. Летит же время.
Характеристики Ту-160
- длина — 54,10;
- высота — 13,2 м;
- размах крыла — 35,60—54,10 м;
- максимальная взлетная масса — 275 000 кг;
- максимальная полезная нагрузка — 40 000 кг;
- крейсерская скорость — 850 км/ч;
- максимальная скорость — 2000 км/ч (в некоторых источниках и все 2200).
Самый большой в мире серийный вертолет: Ми-26
Про самый большой вертолет в истории мы говорили в первой части статьи, а теперь вспомним самый большой вертолет, добравшийся до серии.
Конечно, речь о Ми-26. Изначально КБ планировало просто модернизировать Ми-6. Однако в итоге получилась абсолютно новая машина, совершившая первый полет 14 декабря 1977 года.
По сравнению с огромным В-12, который стал самым большим вертолетом в истории, но не строился серийно, Ми-26 обладал почти вдвое меньшей максимальной взлетной массой (56 000 кг против 105 000 кг). При этом по максимальной полезной нагрузке машины отличаются не так сильно: до 20 000 кг у Ми-26 и до 26 000 кг у В-12 (40 тонн были в планах, но достичь этого показателя не удалось). Смотря на эти цифры, все вопросы о том, почему от гиганта с двумя винтами отказались в пользу менее крупной, но зато более эффективной машины.
В сети полной фото и видео с Ми-26, который тащит на внешней подвеске разные необычные грузы. Например, самолет Ту-134 или такой же Ми-26. Конечно, перед транспортировкой с них сняли все что можно для уменьшения веса, но все равно впечатляет.
Характеристики Ми-26
- длина — 33,73;
- высота — 8,15 м;
- диаметр главного винта — 32 м;
- максимальная взлетная масса — 56 000 кг;
- полезная нагрузка — до 20 000 кг в грузовой кабине и до 18500 кг на внешней подвеске;
- крейсерская скорость — 255 км/ч.
Самый большой самолет с турбовинтовыми двигателями: Ан-22 «Антей»
Работы по созданию Ан-22 стартовали в 1960 году. От конструкторов требовалось построить транспортник, который мог бы брать на борт всю военную и инженерную технику массой до 50 тонн, перевозимую по железной дороге, а также стратегические ракеты к отдаленным позиционным районам. Кстати, эту задачу будущий «Антей» должен был выполнять вместе с вертолетом В-12, о котором я рассказывал в первой части.
Первый полет «Антей» совершил в 1965 году. На тот момент и вплоть до первого полета американского C-5 Galaxy в 1968-м он являлся самым грузоподъемным военно-транспортным самолетом. Кроме того, советский гигант стал первым в мире широкофюзеляжным самолетом. Чтобы понять, насколько Ан-22 был шагом вперед, стоит напомнить, что прошлым рекордсменом среди советских транспортников был Ан-12 с 20 тоннами полезной нагрузки.
Всего до 1975 года было выпущено 67 Ан-22, после чего производство прекратили в пользу более современных самолетов с реактивными двигателями — тогда уже выпускался Ил-76 и шли работы по Ан-124. Ан-22 по своим возможностям (полезная нагрузка до 80 000 кг у Ан-22А) находился между ними.
В воздух «Антей» поднимают четыре НК-12, которые являются наиболее мощными в мире турбовинтовыми двигателями. Если точнее, то НК-12МА, адаптированные под работу с винтами АО-90, разработанными для Ан-22. Напомню, что моторы из этого семейства, известные высокими характеристиками и запредельным шумом, использовались на разных модификациях Ту-95, Ту-142, Ту-114 и экранопланах «Орленок».
Последние летные Ан-22А, находящиеся в составе ВКС России, планируют вывести из эксплуатации в этом году (согласно информации из открытых источников, в эксплуатации в последние годы находилось два борта, еще два были на хранении). Рад, что недавно совершенно случайно стал свидетелем полета одного их этих гигантов. Судя по всему, больше возможности уже не будет.
Кстати, по максимальной взлетной массе (227 тонн) Ан-22 является вообще самым большим самолетом с винтами.
Характеристики Ан-22
- длина — 57,31 м;
- высота — 12,53 м;
- размах крыла — 64,6 м;
- максимальная взлетная масса — 227 000 кг;
- полезная нагрузка — до 80 000 кг.
- крейсерская скорость — 560 км/ч.
На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Другие мои статьи вы можете найти по ссылкам ниже. До скорых встреч!