Рад приветствовать вас на моем канале. Советская авиапромышленность выпускала самые различные летательные аппараты: от миниатюрных спортивных машин до огромных реактивных бомбардировщиков, военно-транспортных и пассажирских самолетов. Не стоит забывать и про рекордные вертолеты.
В этой статье я решил собрать пять самых больших в своих категориях летательных аппаратов, созданных в СССР.
Самый большой в истории самолет: Ан-225 «Мрия»
Начнем с наиболее очевидного. Самым большим в истории самолетом является Ан-225 «Мрия», построенный в СССР на базе другого гиганта — Ан-124 «Руслан». Самолет предназначался для транспортировки многоразового космического корабля «Буран». Всего заложили две «Мрии», но до распада СССР построили только одну, для второй успели только изготовить фюзеляж.
Внешне «Мрию» легко отличить от «Руслана» по более длинному крылу, шести двигателям вместо четырех и двухкилевому хвостовому оперению. Его сделали таким из-за спутной струи, возникающей при транспортировке наверху фюзеляжа крупногабаритного груза.
К сожалению, по своему основному предназначению самолет проработал совсем немного. Первый полет Ан-225 состоялся 21 декабря 1988 года, спустя месяц после единственного запуска «Бурана». После чего «Мрия» отвезла советский космический челнок на Парижский авиасалон в мае 1989 года и выполнила несколько показательных полетов на Байконуре в апреле 1991 года.
Пока Ан-225 строился, в качестве временной меры транспортировкой космического челнока и элементов ракетоносителя «Энергия» занимались мясищевские ВМ-Т «Атлант», переделанные из бомбардировщиков 3М.
Характеристики Ан-225:
- длина – 84 м;
- высота – 18,2 м;
- размах крыла — 88,4 м;
- максимальная взлетная масса — 640 000 кг;
- максимальная полезная нагрузка — 250 000 кг;
- крейсерская скорость — 850 км/ч.
Самый большой вертолет в истории: В-12
В 1971 году СССР представил на авиасалоне в Ле-Бурже удивительную винтокрылую машину. У нее был широкий фюзеляж, как у транспортного самолета, необычные крылья с обратным сужением, на законцовках которых расположились два винта. Это был вертолет разработки ОКБ Миля В-12.
Работы над ним стартовали еще в начале 1960-х. Главной задачей вертолета была переброска стратегических ракет и оборудования на удаленные стартовые позиции, к которым не вели дороги с твердым покрытием, а также транспортировка другой боевой техники. Ракеты, конечно, планировали доставлять частями.
В-12 должен был работать в паре с Ан-22. Предполагалось, что самолёт будет транспортировать груз до ближайшего подходящего аэродрома, после чего его уже перехватит вертолет. Для этого грузовую кабину В-12 сделали схожей по габаритам с Ан-22. А чтобы упростить разработку, винтомоторные группы позаимствовали у серийного Ми-6.
Всего было построено два экземпляра. Несмотря на высокие характеристики и надёжность, продемонстрированную во время длительного перелёта во Францию в сложных условиях, в том числе над морем, В-12 не стал серийным. Дело в том, что от идеи доставки ракет вертолётом отказались, а для прочих задач лучше подходили уже имевшийся Ми-6 и перспективный Ми-26. Он чуть меньше, уступает в грузоподъёмности на пять тонн (20 у Ми-26 и 25 у В-12), но зато проще в изготовлении, дешевле и создан по отработанной хорошо изученной классической схеме.
Оба построенных В-12 сохранились, их можно увидеть в Центральном музее ВВС в Монино и на территории КБ Миля в подмосковных Панках.
Характеристики В-12:
- длина – 37 м;
- высота – 12,5 м;
- диаметр несущего винта — 35 м;
- максимальная взлетная масса — 105 000 кг;
- максимальная полезная нагрузка — 25 000 кг;
- крейсерская скорость — 240 км/ч.
Самая большая в истории реактивная летающая лодка: А-40
В конце 1980-х ОКБ Бериева представило новую летающую лодку на замену устаревшим Бе-12 — А-40 «Альбатрос». На самолёт возлагались задачи по обнаружению и уничтожению вражеских подводных лодок в любой точке Мирового океана, для чего машина обладало дальностью полета в 4000 км и системой дозаправки в воздухе. Боевая нагрузка составляла до 6500 кг различных бомб и торпед.
Помимо противолодочной версии, также прорабатывались поисково-спасательная, пожарная и пассажирская.
Несмотря на масштабную подготовку к серийному производству, оно так и не началось, поскольку после 1991 года финансирование прекратилось. Периодически появляется информация о возможном возобновлении программы А-40, но дальше разговоров дело не идёт.
Ограниченной серией выпускается созданный на основе «Альбатроса» Бе-200, но он меньше по размерам и скромнее по возможностям.
Характеристики А-40:
- длина – 45,7 м;
- высота – 11,07 м;
- размах крыла — 42,5 м,
- максимальная взлетная масса — 90 000 кг;
- максимальная полезная нагрузка — 10 000 кг;
- крейсерская скорость — 720 км/ч.
Самый большой в истории серийный перехватчик: Ту-128
Ту-128, безусловно, был уникальной машиной, поскольку являлся единственным в своем роде барражирующим перехватчиком, созданным на основе бомбардировщика. В его задачи входил перехват стратегических бомбардировщиков и разведчиков противника на подходах к бескрайним границам СССР.
Ту-128 в некоторых источниках называют также самым большим в мире истребителем. Но я с этим не соглашусь, поскольку когда мы говорим об истребителе, то подразумеваем самолёт, способный вести маневренный бой, а Ту-128, который по габаритам был чуть меньше дальнего бомбардировщика Ту-16, на это был неспособен. Да и в задачи это не входило.
Подробнее почитать об этом очень интересном самолёте вы можете в моей большой статье по ссылке.
ОБНОВЛЕНО: Небольшое дополнение. Ту-128 до сих пор является самым большим серийным перехватчиком по габаритам. Его сменщик, МиГ-31, несколько больше по максимальной взлетной массе, а опытный американский YF-12 (родственник SR-71) имел сопоставимую длину и на 20 тонн большую максимальную взлетную массу, но в серию не пошел.
Характеристики Ту-128:
- длина – 30,06 м;
- высота – 7,15 м;
- размах крыла — 17,53 м;
- максимальная взлетная масса — 43 700 кг;
- вооружение — две ракеты Р-4Р и две Р-4Т, всего 4 точки подвески;
- крейсерская скорость — 720 км/ч.
Самый большой в истории экраноплан: КМ
Советские экранопланы разработки КБ Ростислава Алексеева уже не первое десятилетие вызывают яростные споры среди любителей военной техники и диванных экспертов. Эти машины, летавшие у самой поверхности воды благодаря экранному эффекту, были чем-то средним между самолётом и кораблём. Одни считают их бесполезной тратой денег, другие — гениальным изобретением, опередившим время. Ни к одному из лагерей примыкать не буду, а лишь скажу пару слов о КМ.
Во-первых, никакой он не «Каспийский монстр», а «Корабль-макет». Во-вторых, с момента своего первого полета в 1966-м и вплоть до первого полета «Мрии» в 1988-м КМ являлся самым тяжёлым летательным аппаратом в мире с максимальной взлетной массой в 544 тонны (а ещё он на 8 метров длиннее «Мрии»). Тянули махину целых десять двигателей ВД-7.
Испытания КМ проходили на Каспии вплоть до 1980 года, когда единственный образец потерпел крушение из-за ошибки пилотирования. Никто не пострадал, но сама машина затонула. КМ являлся экспериментальной машиной и не имел вооружения, а вот уже на его основе позднее создан экраноплан «Лунь» с противокорабельными ракетами. Он уже был немного меньше, поэтому КМ остаётся рекордсменом.
Характеристики КМ:
- длина – 92,00 м;
- высота – 21,8 м;
- размах крыла — 37,6 м;
- максимальная взлетная масса —544 000 кг;
- крейсерская скорость — 430 км/ч;
- высота полета на экране: 4-14 м.
На этом на сегодня все. Это далеко не все «рекордсмены», просто не хочу делать статью очень длинной. Поэтому у материала обязательно чуть позже выйдет вторая часть при условии, что вам, конечно, интересно.
Если да, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы. Другие мои статьи вы можете найти по ссылками ниже. До скорых встреч!