- Достала ты уже своими пионами! Только пчел привлекаешь! – ворчал Петр Николаевич на жену. Еще не зная, какую роль в их жизни сыграет ее увлечение.
Пионы для Ольги Валентиновны были отдушиной. И зависимостью. Она сажала их на клумбах, вдоль забора, на каждом свободном клочке земли. Правда, никто из домашних ее увлечения не понимал.
- Тьфу ты! Везде эти цветы! Только пчел привлекать! – ворчал муж, проходя мимо пестрых цветников. – Лучше бы картошки больше посадила, ее хотя бы есть можно! А то одни эти бестолковые цветы кругом! Еще и деньги на них тратишь… Надо вот тебе оно?
- Надо, Петь, - невозмутимо отвечала женщина.
Она с детства привыкла рассчитывать только на себя. Мама никогда не поддерживала дочкины увлечения, стыдила за потраченное без пользы время. Маленькая Оля рано усвоила: нужно много работать и делать все для блага семьи и близких. Так и росла она всю жизнь, стыдясь что-то делать для себя.
Когда купили дачу, все свои силы направила на грядки. Муж с сыном мангальную зону обустраивали, она их поддерживала, помогала, чем могла. После работы стремилась загород, чтобы огородом заниматься, больше сил ни на что и не оставалось.
Однажды на одном из небольших рынков она увидела женщину, продающую цветы. Остановилась, застыла, глядя на чудесные белые головки пионов. Так ей захотелось букет на кухне в вазочку поставить! А муж уже очень давно не дарил цветы, тем более, просто так, без повода.
- Берите, женщина, порадуйте себя. Вы, наверное, с работы идете, устали очень… Неужели не заслужили немного красоты для глаз? – улыбалась продавщица.
- А и правда! – согласилась Ольга Валентиновна и достала кошелек.
Следующие несколько дней женщина чувствовала тепло на душе, каждый раз, когда смотрела на букет. Настроение ее поднималось, и тогда она, возможно, впервые поняла, чем хотела бы заниматься для души.
Изучила вопрос в Интернете, к назначенному времени обустроила клумбу на даче, закупила корни пионов и начала экспериментировать. Не сразу все получалось идеально, но за несколько лет удалось добиться, чтобы кусты вырастали большими и пышными и дарили красивые здоровые бутоны.
Сын к увлечению мамы относился ровно, мужа раздражало, что супруга тратит деньги и время на ерунду, так он говорил. Сама же Ольга Валентиновна знала: ее пионы – никакая не ерунда, а занятие, которое дает силы и желание жить. Когда ей самой было хорошо, то и семье она могла дать больше своего внимания и заботы.
Прошло несколько лет, сын окончил школу, поступил в университет, съехал от родителей. Но на дачу иногда приезжал - отдохнуть и помочь маме с папой.
В то лето пионы выросли просто шикарные, глаз не оторвать. Но не это было событием года для семьи. А то, что сын Игорь привез на дачу к родителям невесту.
Наташа оказалась девушкой активной, общительной. Работала она флористом.
- Сразу видно, искал такую, как мать. Тоже цветы любит, - заметил Петр Николаевич. – Но Наталья хотя бы на этой любви деньги зарабатывает, а Оля – только тратит.
- Я на ваши клумбы сразу внимание обратила, - Наталья обернулась в сторону клумб. – У вас очень красивые цветы, уж я-то разбираюсь. Не хотите их продавать?
Петр Николаевич засмеялся.
- Кому они нужны? Думаешь, их купят? – мужчина кинул скептический взгляд на жену. – Да и пожадничает она.
- У нас есть поставщик, он скупает садовые пионы. Платит, конечно, мало, ведь сам сдает потом по оптовой цене, - продолжала Наталья. – Ну а осенью можно корни пионов продавать. Так что зря вы, Петр Николаевич, смеетесь.
Ольга Валентиновна никогда не думала зарабатывать на своем увлечении. Зачем ей лишние хлопоты, да еще если и не знаешь, заработаешь ли хоть что-то? Тем более, она работала, и пока зарплаты в целом на жизнь хватало.
- Я заметила, что у вас есть очень редкие сорта, - Наталья все нахваливала цветы. – Некоторые я никогда до этого не видела.
- Их привезли из других стран на заказ, - Ольга Валентиновна увлеченно начала рассказывать, что и где заказывала.
Стоит ли говорить, что потенциальная невестка женщине понравилась? Они обменялись телефонами и иногда делились друг с другом фотографиями цветов.
Ольга Валентиновна была счастлива, когда Игорь сделал Наташе предложение. Сыграли свадьбу, благословили молодых жить долго и счастливо. Жизнь текла плавно, без сильных потрясений.
Но тот год, когда у Игоря и Наташи родилась дочка, стал одним из самых тяжелых в жизни Ольги Валентиновны. Она души не чаяла во внучке, старалась помогать молодым родителям, насколько те позволяли. Летом, когда Игорь уехал в командировку, взяла отпуск и забрала Наталью с ребенком на дачу, чтобы молодая мама могла отдохнуть и подышать свежим воздухом. Там они с невесткой еще больше сдружились.
Игорь вернулся, забрал семью в город. Ольга Валентиновна была уверена, что у детей все хорошо. Она проводила последние дни отпуска на даче, когда сын приехал к ней один.
- Мама, я влюбился, - огорошил Игорь. – Был в командировке, познакомился с девушкой. У нас с ней ничего не было, но… она неземная! Красивая, умная… А Наташу после появления дочки как подменили! Я прихожу домой, она мне сразу орущего ребенка сует. Не обнимет, не поцелует… Ничего не хочет, никакой романтики ей не нужно…
- Конечно, она с ребенком устает, - вступилась за невестку Ольга Валентиновна. – Она же у тебя такая активная была, работала раньше много. А теперь круглые сутки с малышкой, плюс ей надо приготовить, убраться, тебя обслужить. Помог бы ей, вместо того, чтобы на других заглядываться!
- Так я тоже устаю на работе! – насупился Игорь. – Я же теперь нас троих тяну! Говорю ей об этом, а толку нет! Ругаться стали часто, она меня пилит, все чем-то недовольна. Это она перед тобой только такая белая и пушистая, а со мной… ведьма!
Игорь делился с мамой обидами на жену. Говорил, что хочет приходить домой, где его ждут любовь, ласка, тепло. А не злая жена с орущим ребенком и с горой претензий. Сколько ни пыталась Ольга Валентиновна образумить его – ничего не помогало. Мужчина считал, что он прав, а его жена – нет. Мама предлагала свою помощь – посидеть с внучкой, чтобы сын с невесткой могли провести вместе время, но Игоря ее предложения только раздражали.
Так и остались каждый при своем мнении. А на следующий день Ольге Валентиновне позвонила Наталья, спросила, может ли она пока пожить на даче с ребенком.
- Поругались с Игорем сильно, - плача, рассказывала невестка. – Кричал, махал руками, разбудил малую… Вы простите, что к вам обращаюсь, родители-то у меня в другом городе, пойти больше не к кому…
- Конечно, Наташенька! Приезжай на дачу, даже не думай. Как оба отойдете, помиритесь, так и вернешься домой. А пока живи, сколько нужно, - Ольга Валентиновна старалась говорить бодро, чтобы поддержать невестку, но сердце ее болело.
Она звонила сыну каждый день, в страхе, что тот наломает дров – подаст на развод, уедет в другой город к женщине, в которую влюбился. Об этой влюбленности сына Наталье она, конечно, не говорила. К счастью, Игорь никуда не уезжал и на развод не подавал. Просто злился на жену.
Петр Николаевич тоже переживал за детей. Внучку он любил, хотел, чтобы она росла в полной семье. Но свои чувства родным не показывал. Чаще просто молчал и не принимал участия в семейных советах.
В разгар лета, когда почти все пионы на клумбах отцвели, Ольгу Валентиновну ждал еще один удар. Ее уволили с работы, потому что руководству нужна была на этом месте более молодая и расторопная сотрудница. Это еще сильнее подкосило женщину. Самооценка упала, появился страх, что больше она не сможет никуда устроиться. И пенсионный возраст еще не наступил.
Вместо того, чтобы успокоить и поддержать жену, Петр Николаевич начал возмущаться.
- Если бы ты работой занималась, а не своими цветочками, тебя бы не уволили! Знаешь же, что сейчас время такое – надо учиться, технологии изучать, программы разные! Зубами за работу держаться! А ты, как бабка, уперлась в эту дачу! Все деньги на пионы свои тратила. Сколько спустила на то, чтобы один месяц куча цветов под окнами цвела!
Ольга Валентиновна ничего ему не отвечала. Что тут скажешь? Ей казалось, что супруг прав.
Неожиданно поддержку она получила от невестки. Когда приехала на дачу и рассказала ей о своей ситуации.
- Вы так сильно не переживайте, - успокаивала Наташа. – Возьмите отдых до конца лета. Давайте вместе на даче поживем, если вы не против. А осенью уже займетесь поиском работы. И не слушайте Петра Николаевича, ничего он не понимает. Ни в женской душе, ни в цветах!
Они посмеялись. Ольге Валентиновне идея невестки понравилась. Душа все еще болела за их семью, но радовало то, что она теперь будет больше времени проводить с внучкой.
Когда малышка спала, женщины занимались садом и огородом. Им вдруг пришла в голову идея выделить еще один участок земли под пионы, потеснив кабачки. Кабачков каждый год так много, что просто некуда девать.
Наталья осмотрела кусты и сделала вывод: осенью, когда они примутся рассаживать их, корней пионов будет так много, что хватит не только на дополнительный участок, но еще и на продажу.
Через несколько недель на выходных к женщинам приехали мужья. Ольга Валентиновна и Наталья навели порядок, накрыли стол. Петр Николаевич, как обычно, ходил хмурый. Не разделял он спокойствия жены по поводу ее увольнения. Все ворчал.
Игорь успел соскучиться по супруге. Пожил один, а может, мадам из другого города дала ему отворот-поворот. Они помирились. Сердце Ольги Валентиновны пело: снова у детей все хорошо.
Только вот ее отношения с мужем становились все хуже.
Сын забрал семью в город, муж тоже уехал, а хозяйка осталась на своей даче. Петр Николаевич ей не звонил, а когда звонила она, отвечал коротко и сухо.
Ольге Валентиновне некогда было обижаться на него. Да и привыкла она к тому, что муж все время чем-то недоволен. С возрастом его характер только ухудшился.
Осенью она занялась цветами. Рассаживала их. Действительно, даже с учетом нового участка у нее осталось очень много лишних корней пионов. Разместила объявления в Интернете об их продаже. Цены выставила разные, в зависимости от сорта. Были в ее ассортименте и те самые редкие пионы, которые когда-то восхитили Наталью.
Торговля пошла неожиданно живо – разобрали все до последнего корешка!
Миллионов она, конечно, не заработала. Но прожить спокойно еще месяц и утереть мужу нос, денег хватило. По крайней мере, ворчать о бесполезности пионов он перестал.
Новую работу женщина нашла быстро. Ее взяли флористом в магазин, где работала Наталья. Там она и узнала, сколько может выручить за свои цветы. К следующему лету руководство магазина сделало ей очень крупный заказ. Ольга Валентиновна теперь выращивала пионы на оптовую продажу, и это было отличным подспорьем.
Выйдя на пенсию, она уволилась и посвятила себя любимому делу. Выращивала много пионов, целую плантацию, благо, со сбытом проблем не было. Все лето она проводила на даче, куда ей часто привозили внучку.
Петр Николаевич, хоть и не перестал ворчать по поводу и без, но теперь безропотно помогал супруге ухаживать за цветами. «Теперь твои пионы нас кормят», - в шутку говорил он.
Друзья, спасибо за ваши комментарии и лайки! Подписывайтесь на мой канал Зеркало судеб, чтобы не пропустить новые увлекательные рассказы!
Также читайте другие интересные истории: