Найти тему
Кин-дзен-дзен

Блиндаж (2024 г.) историческая военная драма, где нынешнему поколению в реале дают понюхать пороху их деды.

Кадр из фильма "Блиндаж".
Кадр из фильма "Блиндаж".

Что мы теперь, не знаем, а именно понимаем, о войне 1941-1945 годов? Где проходили битвы, как, с какими потерями, чем воевали, всё более или менее известно. Временного лага достаточно, чтобы сложить умеренную объективную картину. Но что каждый из солдат или офицеров ощущал, этого мы, по большей части, не узнаем никогда, потому что даже в письмах далеко не всё отражали, а кто пережил, те и вовсе молча кивали, дабы не предавать и остаться солидарными с оставшимися там, в окопах, полях, блиндажах.

Врач скорой помощи Сергей, словно на передовой здравоохранительной системы государства, он и клизму поставит, и капельницу, а если понадобится, то и сердце запустит. На такую работу идут набраться опыта, или потому, чтобы делом спасать наши жизни. Такие люди особенного свойства, не из пугливых, тем не менее, Сергею, вместе с другом, чёрным копателем Паулем, придётся натерпеться вдоволь, прочувствовать на собственной шкуре, чем дышали, жили и о чём думали герои ВОВ.

16 лет назад в отечественном прокате достойно, с приличными сборами, выступил фильм Мы из будущего с молодыми Данилой Козловским и Владимиром Яглычом. Кино базировалось на идее имеющей право на существование, которая транслирует столкновение дня сегодняшнего и ужасных минувших будней во время катастрофической войны. Он был сделан с некоторой лёгкостью, непринуждённостью, так, что всё происходящее на экране не тыкало носом в поучительный мотив. С Блиндажом история иная. Имея под собой ту же фантастически-былинную подложку, картина кардинально отличается по выбранной тональности, без нарочитого моралите и жилистого надрыва, а с, почти, народными песнями пускает слезу по щеке разведчицы Светки, способной при смерти отстреливать немчуру.

Кадр из фильма "Блиндаж".
Кадр из фильма "Блиндаж".

Внимательная публика мгновенно найдет указанное сходство, но не посмеет сравнить интонацию двух разных работ. Технически, на допустимо-удобоваримом уровне, обе сделаны на совесть. Есть красиво-жестокие кадры, slo-mo, сверкающие пули, взрывы где-то в миллиметре от нашего уха. Но если в Мы из будущего герои были меркантильными «кю» в настоящем времени, и некоторые перемены, их отражение в динамике хронометража, заняли внушительный кусок, то в Блиндаже, в сущности, один из антагонистов готовый гвардеец, к тому же с ценными навыками выживания и исцеления. В последнем, ко всему, добавили связь родословной, какие-то совсем, родные для каждого, нотки.

Ближе к экватору червь, точащий раздел разума, отвечающий за логику и естество на экране, перестаёт гнусить о скоропалительном перемещении во времени и некой несуразности этого процесса. Повесть обретает натуральный объём, чему способствует грамотная команда (отдельно надо сказать о гримёрах и костюмерах). Мы вспоминаем, из какого будущего парни, один из которых немец, только когда постановщик и сценаристы говорят об этом прямо или намекают. В остальном - история одного сражения, накрепко связанная с прежним опытом товарищей: абсолютная неподготовленность, однако, с титановым стержнем интуиции. Только в финальной отповеди Сергея, не напрямую обращающий наше внимание на прошлое и настоящее, каждый соглядатай задумывается, в чем основная мысль произведения.

Кадр из фильма "Блиндаж".
Кадр из фильма "Блиндаж".

Блиндаж простое кино, таким и должен быть фильм о войне, бьющее прицельно в лоб, современным языком изредка употребляя смягченную «г». Не лишнее напоминание, для кого-то ликбез, о чувствах каждого поимённо солдата. Нам герой Петренко удивительно доходчиво, с мягкой хрипотцой, вещает запылённые истины, которые, может быть, некоторые забыли, иные и не знали вовсе. Надо талдычить было всегда, без перерыва, который случился в конце 80ых и все 90ые годы, тогда особенно народ нуждался в такой монументальной опоре. Теперь, слава Богу, навёрстываем.