44K подписчиков

Как сейчас выглядят самые популярные автомобильные заводы СССР

30K прочитали

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.

Руководство страны придерживалось плановой экономики, что позволяло не только обустраивать быт советских граждан, но и строить новые города, разрабатывать новые территории, развивать инфраструктуры и многое другое.

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.

Техники требовалось много, и разнообразной, поэтому заводы, которые занимались ее выпуском, всегда были перегружены заказами.

Коллективы заводов постепенно пополнялись высокообразованными специалистами, обновлялись заводские линии, оборудование, проектировались новые модели автомобилей.

Развал страны для многих стал настоящим шоком: ни простые рабочие, ни инженеры, ни руководство не было готовым к таким событиям.

Централизованное снабжение различными деталями из-за распада огромной державы на отдельные республики было нарушено.

Смежники и поставщики были предоставлены самим себе, а автозавод, вместе с его коллективом, себе. Парализованная экономика. Разрушения внутреннего рынка сбыта только усилили хаос.

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.-2

Большинство предприятий постепенно сдавали позиции: заканчивались средства, появлялись долги, люди перестали получать зарплаты.

Многих интересует судьба известных в свое время всему миру автозаводов: смогли ли они сохранить коллектив и восстановить выпуск автомобилей.

Кутаисский автозавод

Завод был построен в 1951 году с целью сборки грузовиков под маркой КАЗ-608 «Колхида».

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.-3

К сожалению, нельзя сказать, что продукция автозавода была качественной, но ее выпуск продолжался не только до распада СССР, но и позже, до 1993 года.

Как и многие другие автозаводы, в период, когда страна начала рассыпаться на отдельные государства, предприятие практически сразу начало снижать количество выпускаемой техники.

И без того сложная ситуация и не самая лучшая репутация относительно качества «Колхиды» привела к тому, что готовая продукция полностью захламила территорию предприятия.

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.-4

Постепенно оборудование было разворовано, а линии демонтированы на металлолом.

Попытки оживить завод, привлекая к инвестированию и использования предприятия другими компаниями ни к чему не привели.

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.-5

Руководителям завода не удалось заручиться поддержкой корпораций Mahindra, ХТЗ и GM, которые могли бы «оживить» предприятие.

Сейчас от завода остался лишь административный корпус, все остальные же строения разграблены и снесены.

Львовский автобусный завод

ЛАЗ, в период существования предприятия, был самым крупным автобусным заводом не только в СССР, но и в Европе.

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.-6

Сотни тысяч автобусов марки ЛАЗ, которые изготавливались коллективом, можно было увидеть не только в самых удаленных регионах страны, но и за рубежом.

Завод-гигант, с общим количеством 8 тыс. рабочих ежегодно выпускал 15 тыс. единиц транспорта. На предприятии имелись линии, выпускавшие троллейбусы, машины скорой помощи и другую технику.

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.-7

Период распада страны, как и для многих других предприятий, стал самым сложным в истории существовании завода.

Рабочие по несколько месяцев получали минимальные выплаты, которых совершенно не хватало на содержание семей. Тем не менее, руководство завода смогло сберечь линии предприятия и не прекращать выпуск продукции.

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.-8

Партия автобусов, выпущенная в 2012 году, оказалась последним большим заказом, который помог решить некоторые финансовые вопросы.

В 2014 году было принято решение приостановить работу предприятия и временно распустить коллектив завода.

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.-9

В 2018 году планировался запуск частично линий под изготовление новых проектов небольшими партиями, но ситуация в стране привела к тому, что от идеи восстановления предприятия пришлось отказаться.

ЕрАЗ (Ереванский автомобильный завод)

Завод, построенный в Ереване в 1964 году, занимался выпуском моделей микроавтобусов, предназначавшихся для обеспечения населения различной продукцией, а также в качестве общественного транспорта.

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.-10

Шоферам советского периода изделия завода запомнились низким качеством сборки микроавтобусов, которые буквально начинали распадаться после выезда автомобилей за ворота завода.

Проблему так и не удалось решить, вплоть до распада страны. Развал СССР, сложная политическая ситуация и неготовность руководства работать в новых условиях внешнего рынка сбыта готовой продукции привели к закрытию завода.

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.-11

Несколько попыток запустить заводские линии под сборку техники не дало положительного результата.

В 2004 году завод был выкуплен одной из компаний, занимающейся производством арматуры и гвоздей.

Лихачевский автозавод (ЗИЛ)

Созданный в 1916 году, завод считался самым крупным в стране. На предприятии работало порядка 70 тыс. человек, которые выпускали не только грузовые и легковые автомобили, но и бытовую технику.

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.-12

Популярный в период СССР холодильник марки ЗиЛ, морозильные камеры, также выпускаемые заводом и другая техника, было тем, в чем остро нуждались люди пережившим войну и начавших восстановление страны после разрухи.

Развал страны привел к постепенному уничтожению предприятия. Готовая продукция постепенно заполнила всю территорию завода.

Продукция, которая так была нужна стране, стала никому не нужной.

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.-13

Технику приходилось продавать себе в убыток, только потому, чтобы рассчитаться за долги и для выплат рабочим зарплаты. В 2012 году завод был объявлен банкротом и продан с "молотка".

Рижская автобусная фабрика

Рижский завод по выпуску микроавтобусов и автобусов была настоящей гордостью не только Латвии, но и всего Советского Союза.

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.-14

Основанный в 1949 году завод начинал с того, что наладил производство автобусных кузовов и назывался изначально РЗАК.

С середины 50-х годов реконструированный под выпуск моделей автобусов и микроавтобус завод получил второе дыхание. Этот период стал периодом расцвета и экономического укрепления для предприятия.

Распад СССР привел к потере основных поставщиков деталей, что резко снизило количество выпускаемой техники.

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.-15

Продержавшись до 1996 года, коллектив еще мог наладить выпуск качественной продукции, которая могла бы составить конкуренцию западным производителям.

При наличии финансовой поддержки завод был готов выпускать не только микроавтобусы для общего пользования, но и спецтехнику. Попытка возобновить договоренности с Горьковским заводом наладить совместное производство была заблокирована руководством Латвии.

В период развития СССР по всей стране были построены сотни различных предприятий, в том числе и автозаводы.-16

Не смотря на то, что КБ РАФ разработало современный вариант машины скорой помощи, которая бы могла составить конкуренцию самым известным мировым фирмам, проект был закрыт из-за отсутствия финансирования.

В 2018 году выкупленная территория и цеха занялись выпуском моделей электро-микроавтобусов.