Советская автопромышленность в свое время производила седельные тягачи, ставшие легендами. Разумеется, в первую очередь все помнят знаменитую грузовую технику КАМАЗ или МАЗ, которая процветают даже, по сей день.
Впрочем, поклонники автомобильной ретро-продукции, знают о существовании такой грузовой машины, как «Колхида» КАЗ, производимой Кутаисским Автомобильным Заводом.
Разработка первого грузового автомобиля КАЗ началась на закате 50-х годов прошлого века. Конкретнее, в 1958 году на Кутаисском Автомобильном Заводе, создали два типа фур, собственного производства: базовый бортовой грузовик КАЗ-605 и более продвинутый, седельный тягач КАЗ-606, которые.
Разработкой проекта руководил главный конструктор КБ КАЗ - Д. Картвелишвили. К 1959 году заводчане изготовили несколько опытных образцов машин КАЗ, которые в этом же году, привезли в Москву на крупнейшую выставку ВДНХ.
Детище кутаисских специалистов по-хорошему впечатлило представителей министерства тяжелой промышленности СССР, которые дали добро на серийное производство. По приказу министерства в серию запустили именно седельный тягач КАЗ-606, а производство бортовой тележки КАЗ-605 свернули.
Первые партии машин КАЗ-606 «Колхида» начинают выпускать с 1961 года. Модель становится первым в СССР седельным тягачом с бескапотной конструкцией кузова.
Кабину автомобиля сделали двухместной. Тем не менее малое количество посадочных мест, компенсировали, внедрением комфортабельного спального отсека, что также было впервые реализовано на КАЗ-606, среди других советских машинах данного класса.
Конструкция кузова стала единственной аутентичной частью нового тягача, а все узлы и агрегаты были позаимствованы у ЗИЛ.
Так, на дебютную Колхиду, установили ЗИЛовский рядный, шестицилиндровый движок, с маркировкой ЗИЛ-157К. Объем этого мотора составлял 5,5 литра, мощность 90 лошадиных сил, а максимальная скорость 65 км/ч.
Позже выпустили модификацию модели, и в названии появилась буква «А». Соответственно машина теперь носила имя КАЗ-606А. Тягач получил тот же, но улучшенный мотор ЗИЛ-157К, теперь с шестью цилиндрами. Благодаря апгрейду, удалось подтянуть мощность до 110 лошадиных сил.
Сам силовой агрегат, размещался под кабиной, а доступ к мотору был возможен только из салона, что вызывало неудобства в процессе обслуживания ДВС, а также обуславливало попадание внутрь кабины, вредных выхлопных газов.
Вдобавок, среди основных недостатков машины – низкие динамические показатели, чрезвычайная прожорливость мотора. Автомобиль съедал баснословные 40 л. бензина за стокилометровую дистанцию. Это были далеко не все минусы грузинской машины.
Следующее поколение седельных тягачей «Колхида» КАЗ-608, грузинские специалисты начали конструировать в 1962 году, почти сразу после выхода машин первой генерации. Разработка продолжалась несколько лет. Наконец в 1967 году стартовало серийное производство.
Новый КАЗ-608 «Колхида» избавили от многих недостатков предыдущей модели. Во-первых, расширили кабину, которая теперь стала трехместной. Также сделали вместительней спальное место.
Значительных улучшений подверглась моторная часть. Хотя, как и прежде донором всех исполнительных узлов и деталей по-прежнему, оставался ЗИЛ.
Впрочем, на этот раз новую Колхиду КАЗ-608, оснащали деталями продвинутой на то время модели ЗИЛ-130, впоследствии, ставшей самым массовым грузовиком в СССР.
Более современный шестицилиндровый ЗИЛовский движок, теперь имел V-образную конструкцию. Также лучше стал доступ к мотору. Теперь обслуживать агрегат, приходилось не изнутри салона, а снаружи, путем откидывания кабины, которая перемещалась посредством специальных шарниров.
Форма кабины также претерпела изменений. Плавные очертания кабины предшественницы стали более угловатыми.
Новый седельный тягач, мог тянуть груженый полуприцеп весом более 15 тонн, тогда как у предшествующей модели КАЗ-606 буксировочная способность составляла 10,5 т.
Несмотря на старание разработчиков и множественны доработки, грузовые машины КАЗ, по-прежнему имели кучу недостатков.
К основному минусу можно отнести, низкое качество изготовления, так как у машин возникали серьезные неисправности, менее чем через 5 лет умеренной эксплуатации.
Кроме того, того мотор автомобиля, как и раньше, поглощал просто уйму бензина. За 100 км пробега уходило около 50 л топлива. Несмотря на минусы КАЗ-608 выпускался с 1967-по 1989 год, после чего серийное производство седельных тягачей кутаисского автозавода было навсегда закрыто.
В 80-х, при сотрудничестве с НАМИ и Камазом, кутаисский завод разработал грузовую машину несколько иного типа. Модель КАЗ-4540 «Колхида», представляла собой, бортовой грузовик-самосвал, высокой проходимости, с двумя ведущими осями.
Камазовцы предоставили шестицилиндровый V-образной мотор КАМАЗ-740, мощностью 160 лошадок, который и был интегрирован под кабину этого бескапотного самосвала. Максимальная скорость модели с таким агрегатом, составила 80 км/ч
Грузоподъемность машины составила 6 тон. На том же высоком, уровне осталось чрезмерное потребление топлива – 50 л за 100 км. КАЗ-4540, производили малыми тиражами вплоть до 2001 года.
После ликвидации СССР «Кутаисский Автомобильный Завод», потерял огромный рынок сбыта и оказался в тяжелом положении, из которого не смог выбраться.
После 2001 года предприятие постепенно приходило в упадок, и кутаисский завод полностью прекратил производство собственных машин.
Можно как угодно относиться к фурам марки - КАЗ, но в свое время - это были действительно прогрессивные машины с массой нововведений, впервые реализованные в СССР грузинскими специалистами. Поэтому, тягачи «Колхида» вполне заслужено получили статус легенды советского автопрома.
А что ты знаешь про модель КАЗ Колхида? Поделись в комментариях