Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Как сложилась судьба легендарных тягачей - Колхида КАЗ

Советская автопромышленность в свое время производила седельные тягачи, ставшие легендами. Разумеется, в первую очередь все помнят знаменитую грузовую технику КАМАЗ или МАЗ, которая процветают даже, по сей день.

Колхида
Колхида

Впрочем, поклонники автомобильной ретро-продукции, знают о существовании такой грузовой машины, как «Колхида» КАЗ, производимой Кутаисским Автомобильным Заводом.

Кутаисский завод в 1946 году
Кутаисский завод в 1946 году

Разработка первого грузового автомобиля КАЗ началась на закате 50-х годов прошлого века. Конкретнее, в 1958 году на Кутаисском Автомобильном Заводе, создали два типа фур, собственного производства: базовый бортовой грузовик КАЗ-605 и более продвинутый, седельный тягач КАЗ-606, которые.

КАЗ-605
КАЗ-605

Разработкой проекта руководил главный конструктор КБ КАЗ - Д. Картвелишвили. К 1959 году заводчане изготовили несколько опытных образцов машин КАЗ, которые в этом же году, привезли в Москву на крупнейшую выставку ВДНХ.

Детище кутаисских специалистов по-хорошему впечатлило представителей министерства тяжелой промышленности СССР, которые дали добро на серийное производство. По приказу министерства в серию запустили именно седельный тягач КАЗ-606, а производство бортовой тележки КАЗ-605 свернули.

КАЗ-606
КАЗ-606

Первые партии машин КАЗ-606 «Колхида» начинают выпускать с 1961 года. Модель становится первым в СССР седельным тягачом с бескапотной конструкцией кузова.

Кабину автомобиля сделали двухместной. Тем не менее малое количество посадочных мест, компенсировали, внедрением комфортабельного спального отсека, что также было впервые реализовано на КАЗ-606, среди других советских машинах данного класса.

Конструкция кузова стала единственной аутентичной частью нового тягача, а все узлы и агрегаты были позаимствованы у ЗИЛ.

Так, на дебютную Колхиду, установили ЗИЛовский рядный, шестицилиндровый движок, с маркировкой ЗИЛ-157К. Объем этого мотора составлял 5,5 литра, мощность 90 лошадиных сил, а максимальная скорость 65 км/ч.

КАЗ-606А
КАЗ-606А

Позже выпустили модификацию модели, и в названии появилась буква «А». Соответственно машина теперь носила имя КАЗ-606А. Тягач получил тот же, но улучшенный мотор ЗИЛ-157К, теперь с шестью цилиндрами. Благодаря апгрейду, удалось подтянуть мощность до 110 лошадиных сил.

Сам силовой агрегат, размещался под кабиной, а доступ к мотору был возможен только из салона, что вызывало неудобства в процессе обслуживания ДВС, а также обуславливало попадание внутрь кабины, вредных выхлопных газов.

Вдобавок, среди основных недостатков машины – низкие динамические показатели, чрезвычайная прожорливость мотора. Автомобиль съедал баснословные 40 л. бензина за стокилометровую дистанцию. Это были далеко не все минусы грузинской машины.

Следующее поколение седельных тягачей «Колхида» КАЗ-608, грузинские специалисты начали конструировать в 1962 году, почти сразу после выхода машин первой генерации. Разработка продолжалась несколько лет. Наконец в 1967 году стартовало серийное производство.

КАЗ-608
КАЗ-608

Новый КАЗ-608 «Колхида» избавили от многих недостатков предыдущей модели. Во-первых, расширили кабину, которая теперь стала трехместной. Также сделали вместительней спальное место.

Значительных улучшений подверглась моторная часть. Хотя, как и прежде донором всех исполнительных узлов и деталей по-прежнему, оставался ЗИЛ.

Впрочем, на этот раз новую Колхиду КАЗ-608, оснащали деталями продвинутой на то время модели ЗИЛ-130, впоследствии, ставшей самым массовым грузовиком в СССР.

Более современный шестицилиндровый ЗИЛовский движок, теперь имел V-образную конструкцию. Также лучше стал доступ к мотору. Теперь обслуживать агрегат, приходилось не изнутри салона, а снаружи, путем откидывания кабины, которая перемещалась посредством специальных шарниров.

Доступ к двигателю
Доступ к двигателю

Форма кабины также претерпела изменений. Плавные очертания кабины предшественницы стали более угловатыми.

Место водителя
Место водителя

Новый седельный тягач, мог тянуть груженый полуприцеп весом более 15 тонн, тогда как у предшествующей модели КАЗ-606 буксировочная способность составляла 10,5 т.

Несмотря на старание разработчиков и множественны доработки, грузовые машины КАЗ, по-прежнему имели кучу недостатков.

К основному минусу можно отнести, низкое качество изготовления, так как у машин возникали серьезные неисправности, менее чем через 5 лет умеренной эксплуатации.

Кроме того, того мотор автомобиля, как и раньше, поглощал просто уйму бензина. За 100 км пробега уходило около 50 л топлива. Несмотря на минусы КАЗ-608 выпускался с 1967-по 1989 год, после чего серийное производство седельных тягачей кутаисского автозавода было навсегда закрыто.

КАЗ-4540
КАЗ-4540

В 80-х, при сотрудничестве с НАМИ и Камазом, кутаисский завод разработал грузовую машину несколько иного типа. Модель КАЗ-4540 «Колхида», представляла собой, бортовой грузовик-самосвал, высокой проходимости, с двумя ведущими осями.

Камазовцы предоставили шестицилиндровый V-образной мотор КАМАЗ-740, мощностью 160 лошадок, который и был интегрирован под кабину этого бескапотного самосвала. Максимальная скорость модели с таким агрегатом, составила 80 км/ч

Грузоподъемность машины составила 6 тон. На том же высоком, уровне осталось чрезмерное потребление топлива – 50 л за 100 км. КАЗ-4540, производили малыми тиражами вплоть до 2001 года.

После ликвидации СССР «Кутаисский Автомобильный Завод», потерял огромный рынок сбыта и оказался в тяжелом положении, из которого не смог выбраться.

После 2001 года предприятие постепенно приходило в упадок, и кутаисский завод полностью прекратил производство собственных машин.

Территория завода сегодня
Территория завода сегодня

Можно как угодно относиться к фурам марки - КАЗ, но в свое время - это были действительно прогрессивные машины с массой нововведений, впервые реализованные в СССР грузинскими специалистами. Поэтому, тягачи «Колхида» вполне заслужено получили статус легенды советского автопрома.

А что ты знаешь про модель КАЗ Колхида? Поделись в комментариях