Придя к власти, большевики поставили своей целью создать «нового человека».
При этом большевикам приходилось иметь дело с народом, который даже в 1937 году в массе своей не принимал марксистко-ленинское учение (по данным переписи, 42% опрошенных отнесли себя к православным).
Поскольку старшие поколения переделать было уже невозможно, то большевики все усилия бросили на перевоспитание молодёжи, стремясь вывести её из-под родительского влияния.
Трагическую историю с Павликом Морозовым советские газеты истолкуют так, что из враждебной домашней обстановки в пионерский отряд «Паша бегал, как в свою родную семью», хотя на самом деле пионерского отряда в той деревне ещё создано не было.
В годы Большого террора будут культивировать публичный отказ от родителей, признанных «врагами народа», что подпадает под академическое определение "геноцида" в части уничтожения религиозной жизни, похищения детей и создания препятствий для нормальной семейной жизни.
"Геноцид является запланированным уничтожением, в период с середины XIХ века, расовой, национальной или этнической группы как таковой посредством: а) избирательного массового убийства элит или групп населения, 6) уничтожения расовой или этнической культуры и религиозной жизни, в) порабощения, г) уничтожения национальной, расовой или этнической экономической жизни, д) процесса биологической децимации (похищение детей, создание препятствий для нормальной семейной жизни) Цель геноцида «денационализация» групп, - писал Иегуда Бауэр, израильский историк, один из ведущих специалистов по истории Холокоста (1984)
Латышские, русские и узбекские дети объявлялись "советскими людьми" (то есть марксистами-ленинистами) по факту рождения в СССР, а национально-религиозные чувства их родителей оскорблялись и высмеивались.
Леволибералы утверждают, что так, мол, было в России всегда.
Но в Российской Империи даже в самые несвободные времена подданные имели возможность воспитывать детей по обычаям своих предков. Люди исповедовали католицизм в Польше, мусульманство на Кавказе и Средней Азии, лютеранство в Прибалтике и Финляндии, - и занимали при этом высшие места в государственной иерархии.
С 1861 года (и особенно после 1905 года) в России выстраивалось правовое государство европейского типа. И вслед за религиозными пришли и гражданские свободы.
Российские самодержцы всегда были ограничены институтами - законом о престолонаследии, православной Церковью, дворянским сообществом, Земскими соборами XVI-XVII веков, Государственной Думой (с 1906 года).
«Россия никогда не была тоталитарным государством: она никогда не обезличивала своих граждан; она никогда не подавляла их творческой инициативы; она никогда не покушалась погасить в них инстинкт личного самосохранения, как и стимул хозяйственного труда. Она никогда не отменяла частной собственности, она никогда не стремилась отнять у своих граждан религиозную веру, силу личного суждения и самостоятельность воззрений, она никогда не хотела превратить русских людей в голодных, полураздетых застращенных рабов, спасающих свою жизнь ложными доносами на своих неповинных соседей; она никогда не воображала, что все русское хозяйство можно превратить в бюрократическую машину, а всю русскую культуру подчинить тирании единого центра. Напротив, русское правительство в его христианской установке знало, что личное начало имеет религиозно-непререкаемое значение и что поэтому оно должно быть призвано и в государственном порядке, и в хозяйстве», - писал И. Ильин.