Найти тему
Это Краснов

В России рухнули продажи электромобилей. Что случилось?

Zeekr 007. Недавно публиковал видео  его тест-драйва
Zeekr 007. Недавно публиковал видео его тест-драйва

По данным агентства «Автостат», в мае 2024 года продано лишь чуть более тысячи чистых электромобилей (не считая гибридов), точнее — 1096 штук. Это значительно меньше, чем в предыдущие месяцы, например, в марте россияне купили 2499 электричек, что было рекордом.

Популярность электромобилей непрерывно росла все последние месяцы, в на стыке 2023-2024 годов зафиксировалась на уровне примерно 2000 машин в месяц. Последний раз продажи в 1000 машин наблюдались около года назад, в июле 2023 года.

Полагаю, больше всего по рынку электрокаров ударили новые правила импорта. Так, с апреля фактически запрещены все серые схемы ввоза электрокаров через страны ЕАЭС. Раньше удавалось экономить за счёт растаможки по льготным внутренним правилам Белоруссии, Киргизии или Казахстана, но с 1 апреля все «недостачи» просто добавляются в утильсбор. По моим оценкам, для электрокаров типа Zeekr 001 это добавляет к цене 1-2 млн рублей, что некритично, но всё же чувствительно.

-2

Ещё ранее, в феврале, в России вступили новые правила сертификации электромобилей: не углубляясь в подробности, ввозить их теперь могут только физлица, потому что для юрлиц отныне требуется дорогая сертификация (получение ОТТС). При этом, в отличие от бензиновых машин, при ввозе электромобилей частниками всё равно платится НДС 20%, который вместе с акцизом составляет львиную долю таможенных платежей.

Но, думаю, что майские продажи отчасти искажены и не стоит воспринимать их буквально. В марте рынок подогревали негативные ожидания, поэтому рекордный спрос на электромобили был преувеличен этим фактором (то же самое вы видели в ковидном марте 2020 года и тревожном марте 2022 года). В апреле было зарегистрировано 2237 электрокаров, и подозреваю, многие из них были ввезены ранее, поэтому этот показатель также можно списать на возникший ажиотаж. После таких «продаж на опережение» нередко возникает месячный вакуум, так что майское падение продаж отчасти объяснимо.

Lixiang также откатился в рейтингах продаж, хотя до апреля периодически залетал в топ-10 рынка
Lixiang также откатился в рейтингах продаж, хотя до апреля периодически залетал в топ-10 рынка

С другой стороны, для авторынка вообще май оказался на удивление хорошим месяцем, и продажи были лишь чуть ниже апрельских несмотря на длинные праздники. Поэтому, вероятно, мы наблюдаем и некоторое охлаждение интереса к электромобилям: первая волна покупателей, готовых к риску, уже приобрела такую машину, а для расширения аудитории электротехнологиям нужно пройти ещё большой путь. В том числе в развитии сетей ЭЗС.

Впрочем, общие продажи начала года почти втрое лучше, чем в 2023 году, так что по итогам года я бы всё равно ждал очередного рекорда. В прошлом году их купили 14 тысяч, в этом, думаю, будет раза в полтора выше.