Найти тему
Посмотрим, почитаем?

"Чужая память" Кира Булычёва - помнить, но не чувствовать

Оглавление

Клонирование - благо или зло? Это вопрос, вызывающий самую жестокую полемику. А если порассуждать и предположить к чему может привести появление клона, да еще и необычного - есть ли шанс у такого человека/существа, нужен ли он этому миру, сможет ли справиться со своей жизнью? Кир Булычёв написал повесть, которая поражает масштабом мысли. Она небольшая, но здесь столько всего, что после ее прочтения еще долго думаешь - не упустил ли чего. Обсудим?

Сюжет

Главный герой - Сергей Ржевский - ученый биолог, работающий в направлении клонирования. И хотя в мире уже живет довольно много клонов, ведь над подобной задачей работают ученые всего мира, он планирует шагнуть еще дальше. Опыт, проведенный на обезьянах получился. В чем его суть? Ржевский полагает, что фаза детства для человека не самая важная. Это процесс постоянного обучения, когда каждый говорит тебе что и как делать, накладывает массу ограничений. А еще в детстве у каждого огромное количество самых разных отвлекающих факторов.

Лабораторные обезьяны
Лабораторные обезьяны

Значит что? Нужно создать клона, который будет уже взрослым. Но и это не главное. Есть еще одна задача, которую важно решить. Иначе ему просто не разрешат проводить эксперимент на человеке - разумность. Ржевскому необходимо, чтобы клон уже обладал всем багажом знаний того, кто станет донором клетки. И у него получается. Две подопытных обезьяны - Джон (донор) и Лев (клон) - мало того, что похожи как отец и сын (а на деле клоны), так еще и имеют одинаковые знания. Например, Лев, которому всего две недели от роду (напомню - клон "рождается" уже взрослым), способен вскрыть замок клетки и пробраться в кабинет Ржевского, чтобы слопать конфеты из ящика стола. Но все эти знания - особенности замка клетки, путь из вивария по коридорам Института до кабинета директора и, наконец, место, где тот хранит конфеты - все это знания "отца" Джона.

Теперь можно приступать к клонированию человека. И донором клетки становится он сам. Но для чего Ржевскому этот эксперимент? Стать знаменитым в мире науки, получить звание академика - все это верно, но вторично, хотя и не чуждо герою. Ему хочется, чтобы этот новый человек - молодой, но уже обладающий огромным багажом знаний, продолжил научную работу Ржевского. В начале совместную, а потом уже и в одиночку. И никакой мысли о том, что на свет появится искусственный, но человек. У него будут знания и умения донора, а еще память... Воспоминания, которые способны свести с ума.

И вот появляется Иван - клон и "сын" Ржевского. Он знает все, что знает и умеет донор, помнит те вещи, о которых сам Ржевский предпочел забыть или запрятать воспоминания в самый дальний уголок.

При ускоренном создании взрослой особи к ней переходит весь жизненный опыт условного отца. Чем выше организован донор, тем активнее трудится его мозг, тем ближе он к пределу своих возможностей, тем меньше у него резервов.

И тут возникает целый ряд трудностей. Воспоминания давят на парня. Нервная система слишком перегружается, ведь Ржевский хочет, чтобы он начинал развиваться дальше. А "места" уже просто нет. Да и сам иван стремится "отделиться" от Ржевского, его интересы лежат в несколько иной сфере. Той, которую сам молодой Сергей посчитал скучной и забросил.

И тут умирает обезьяна Лев. Врачи не могут поставить диагноз, но в один голос говорят о сильном нервном истощении. За ним трагически погибает и донор Джон. Такая же судьба ждет и человеческий клон?

Стоит ли читать

Ну что-то вроде процесса создания взрослого клона
Ну что-то вроде процесса создания взрослого клона

Читать, наверное, стоит всегда. Хотя бывает жаль потраченного времени, если книга оставляет не самое приятное впечатление. Но это опыт, что поделать. Как еще составить свое мнение? Повесть небольшая, но в ней столько всего!

И тема клонирования (напомню - написана "Чужая память" в 1981 году). Первый клон появился в 1986 году. А первое рабочее совещание по генетической инженерии состоялось 4 мая 1972 года. То есть это период острой актуальности темы. Но автору мало просто создать клона. Он хочет, чтобы ученые сразу создавали сформировавшуюся особь с полным набором знаний и воспоминаний донора. И посмотреть - а что ждет такое создание. И не только его, но и того, кто решился побывать в роли Бога. Да еще и поставить это на поток в будущем.

Тут все ясно как день. Значит, чтобы не погубить Ржевского, надо выжить самому. А чтобы выжить самому, надо избавиться от недавнего прошлого Ржевского — заколдованный круг.

В повести есть и другая линия - дружбы и любви. И насколько все оказывается сложно. Любовь приводит к злости, лжи, предательству и гибели. И все герои живут с этими чувствами слишком долго. Но появился клон, который смотрит на всю ситуацию словно судья, который обладает полным набором воспоминаний подсудимого. И то, что дремало столько лет, вдруг взрывается признаниями, фактами и встречами.

И, конечно, здесь речь идет об одиночестве. Если ты выбрал науку, отказавшись от близких как от помехи, к определенному периоду жизни можно остаться в совершенном одиночестве.

Читали повесть? Что думаете? Делитесь!

Кстати, не нашла никакой информации об экранизации повести. Если что-то знаете, обязательно напишите.

Спасибо, что уделили время и прочитали статью. Буду благодарна за лайки и подписку.