АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление
Помните вторую сагу «Лексса»? "Итак, вы на столе и приняли решение быть разрезанным надвое". На нашем столе сегодня воздушный стартёр авиадвигателя и потеряет от не половину – всего четверть, примет такой вид:
Номинальная мощность стартёра – 30 л. с., давление на входе – 2,8 атмосферы. Откуда берётся воздух – рассказано в статье о вспомогательных силовых установках:
Для разборки такого хитрого агрегата нужен специнструмент, но сейчас задача немного другая, поэтому корпус клапана просто режется – становится намного проще и понятнее разбирать. Режется противолодочным зигзагом, чтобы не повредить внутренние детали и оставить аккуратный разрез:
И вот в руках поршень клапана, вот он на чертеже:
Этот поршень пропускает сжатый воздух к турбине стартёра. Чтобы выкрутить винт с плоской лепестковой головкой – пришлось обточить одну их торцевых головок, сделать её усатой:
Теперь, разгрузив гайку поршня от усилия пружины, ударно-спусковым методом выкручиваю гайку:
Хочешь быть передовым – крути ударно-спусковым! Шток поршня вышел на улицу:
После зачистки и окраски разрезов проверяю собираемость, командный агрегат, что стоит сверху на корпусе клапана, тоже разрезан и поставлен, на фото сверху:
Остаётся собрать поршень в порядке, обратном разборке:
Теперь проверяю, как смотрится целиком весь стартёр и что будет видно через разрезы корпусов, чтобы наметить дальнейшую тактику:
Впереди распиловка планетарного редуктора – самого сложного узла. Максимальные обороты турбины – 46 тысяч в минуту, а выходного вала – 5165 в минуту, понижает обороты одинарный планетарный редуктор. Вот он вынут, водило разнято:
Что такое планетарный редуктор – можно посмотреть в статье о разрезке немецкой АКПП:
С большим трудом вынув из стакана стопорное кольцо, удаётся стянуть стакан с роликоподшипника вала турбины, чтобы разрезать его – тогда внутри собранного стартёра будет виден роликоподшипник:
Вал турбины, он же ведущая шестерня, сидит в водиле (корпусе сателлитов) на шарикоподшипнике, который закреплён ещё одним стопорным кольцом. Судя по всему, разборка этого узла не предусматривается – при отказе он заменяется целиком. Ибо для подхода к стопорному кольцу пришлось подпилить шестерню:
Равно как не предусмотрена выемка стакана подшипника из корпуса редуктора – он закреплён двумя косо забитыми штифтами, в процессе снятия ударно-спусковым методом стало плохо даже прочнейшей выколотке King Tony:
Впрочем, я уже знаю, во что её переточу – в пятке сделаю выемку для самоцентровки, нос сделаю тупым. Переточил и с удовольствием использую. А стакан покинул насиженное место лишь с фрагментами тела корпуса:
Короче, стартёр как агрегат ремонтопригоден, но очевидно, что узловым методом. А узлы собираются как гранатомёт «Муха» – раз и навсегда.
Стопорные кольца с обеих сторон водила (корпуса сателлитов) удалось извлечь – и оба вала, входной и выходной, рассыпались на детали. Выходной вал представлен храповиком, приводимым от водила через предохранительный (срезной) валик, причём пока не вынешь храповик из водила – о существовании срезного знаешь лишь по чертежу. Вот и не разбирай упёртые узлы – упустишь что-нибудь важное:
Кольцо, удерживавшее храповик – тонкое проволочное и сидело на своём месте крепко, пришлось тянуть храповик на извлечение и подбивать кольцо сразу в трёх местах. У водила срезаны перемычки, чтобы было лучше видно сателлиты (стрелками показаны срезы), а одна треть вообще удалена – чтобы было видно центр, сателлитов останется два из трёх.
А вот и ведущий вал редуктора:
Как видим, весь пакет стягивается одной гайкой, удерживается в водиле правым стопорным кольцом, шарикоподшипник разделяет входной и выходной валы редуктора. Ведущая шестерня сидит на шлицах вала и гоняет сателлиты по эпициклу, а сателлиты приводят во вращение водило и с ним выходной вал.
Шарикоподшипник произведён четвёртым государственным подшипниковым заводом (4 ГПЗ), он же на последнем издыхании – ОАО «ЗАП» или «Завод авиационных подшипников». Самарцы поймут...
Детали промыты в керосине, сушатся, впереди сборка редуктора, потом и всего стартёра:
Пока детали сушатся – сделаем перерыв!
Обновления канала также выходят в Телеграм-группе, там ещё Паша Машинист, История транспорта и другие авторы:
Товарищи! Статьи про АИ-25 почему-то показываются рекордно плохо, поэтому было бы замечательно поделиться этой статьёй во всех местах, где не закидают шапками, и оставить комментарий. А шапками закидывают за однократную ссылку не по теме чата мало где. Зато кто-нибудь зайдёт. Там кто-нибудь зайдёт, здесь кто-нибудь зайдёт – так и пополним наши ряды.
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—