Сегодня Святая Церковь вспоминает преподобного Симеона Дивногорца. Не надо путать его с Симеоном Столпником. Тот родился в 356 году, прожил 103 года и умер в 459 году; а наш Симеон тоже жил на столпе с 7 лет, но умер на ~150 лет позже.
Он родился в 521 году в Антиохии, в христианской семье и был единственным ребёнком. Мать Симеона, Марфа — преподобная Марфа Антиохийская — не хотела мирской жизни, а готовилась стать монахиней.
Один раз ночью она как обычно молилась в храме. Марфа просила Христа благословить её на монашескую жизнь, но тут появился св. Иоанн Предтеча и сказал, что Бог хочет, чтобы она вышла замуж.
Марфа стала возражать, но св. Иоанн ответил, что ей нужно будет родить сына. Он будет святым и, глядя на него, многие задумаются о спасении своей души.
Марфа смирилась и вышла замуж за отца преподобного Симеона — Иоанна. У них родился сын — Симеон. Отец почти сразу же после этого умер. Так Марфа и сына родила, как того требовал Бог, и избавилась от мирской жизни.
Поэтому она не стала второй раз выходить замуж, а все силы потратила на воспитание единственного сына…
В 526 году, когда мальчику было 5 лет, в Антиохии случилось сильное землетрясение. В это время маленький Симеон один молился в храме. Многие дома разрушились от этого землетрясения, но этот храм устоял. Когда он вышел на улицу, то не узнал ничего вокруг: дома были сильно разрушены, всё вокруг полностью изменилось.
Он не знал куда идти, и его взяла к себе домой одна знакомая женщина. Симеон жил там, потому что многие погибли от этого землетрясения, а о его родителях ничего не знали…
Его отец — Иоанн — тоже был убит во время этого землетрясения. А мать осталась жива, но она не знала, живы ли члены её семьи и где они... К Марфе опять пришёл св. Иоанн Предтеча и рассказал, где найти сына. Мать сразу же забрала Симеона, и они переехали в пригород, потому что огромный по тем временам город был полностью разрушен.
В следующем году, когда Симеону исполнилось 6 лет, Ангел взял его за руку и повёл в пустыню. Там Он оставил жить мальчика одного. Никто из людей не знал про одинокого маленького отшельника. Ангел сам приносил ему пищу и пр.
Через некоторое время Ангел привёл Симеона в маленький, уединённый монастырь.
Иоанн, настоятель того монастыря, видел Симеона в видениях, о которых рассказывал окружающим монахам. Поэтому, когда Симеон появился в монастыре, его сразу же приняли без испытательного срока, несмотря на то, что он был почти ребёнок… В семь лет игумен постриг его в монахи и разрешил жить на столпе, поставленном недалеко от своего столпа…
Симеон вырос в монастыре и был очень красив лицом, потому что на его теле отражалась красота души. За то, что он любил Бога и смирялся перед всеми, Бог дал ему очень редкие духовные дары: ничем не отвлекаемой молитвы и рассуждения духовного. А также дар очень строго поста: он ел лишь 1 или 2 раза в неделю немного размоченного гороха в воде. Ещё он моментально вылечивал любую болезнь часто приходивших к нему людей и зверей. И дикие звери всегда слушались его слов, потому что он тоже всегда слушался Бога…
- Эти духовные дары, а также предварительные видения игумену стали поводом для зависти.
Симеон всегда побеждал диавола во внутренней борьбе. Поэтому бесы стали подталкивать окружающих Симеона людей сделать ему какую-то гадость. Один монастырский рабочий монастыря пытался его убить, но не смог.
А монахи ничем не хотели помогать Симеону при разных искушениях. Они говорили друг другу: «Пусть этот постник и чудотворец сам себе поможет».
Святитель Николай Сербский писал: «Весь мир восстанет против тебя, когда пойдёшь к Богу». Это постоянно происходит везде: и монастыре, и в миру. Если человек смог побороть страсти внутри себя, значит бес обязательно нападает на него извне через окружающих людей, животных, неодушевлённые предметы. Эта борьба всегда идёт до смерти тела...
Чтобы отомстить подвижнику, бес начинает настраивать против него людей. Тогда у людей начинают «чесаться языки»: появляются клевета, сплетни, злорадство, осуждение.
А ведь всё это — грех, за который придётся платить. Сплетни и клевета — это ложь. А ложь обязательно связывает лжеца с диаволом — отцом любой лжи. За пересуды и немилостивые оценки всем осуждающим будет: «Ибо суд без милости, не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2:13) и ещё: «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такой и вам будут мерить» (Мф. 7:2).
За злорадство (радость от падения ближнего) и осуждение от нас сразу же отходит благодать Божия. Потому что Бог любит каждого из нас, как любимого ребёнка. И когда один любимый ребёнок радуется, если другому любимому ребёнку плохо или осуждает его, тогда Богу больно это видеть, Он отнимает Свою благодать. Тогда мы сами начинаем грешить теми же, или ещё худшими грехами. По мудрой народной пословице: «В чём кого осудишь – в том сам и побудешь».
Потому что только Божья благодать удерживает нас от самых тяжёлых грехопадений. Чтобы и мы наконец-то поняли, что, радуясь чужим неудачам, мы потом точно будем плакать над своими…
Но вернёмся к Симеону. Иоанн, настоятель того монастыря, где находился Симеон, жил на столпе. Поэтому и Симеон в 7 лет, когда стал монахом, тоже получил благословение и пошёл жить на свой столп, рядом со столпом настоятеля. Через 3 года, когда ему исполнилось 10 лет, для него подготовили другой столп, повыше. В то время, когда он спустился со своего старого столпа, епископ Антиохойской Православной Церкви рукоположил его в диакона.
Прошло время, и настоятель этого монастыря Иоанн, его духовник, умер. Симеон всё также продолжал жить на столпе. В 542 году, когда Симеону был 21 год, Бог указал ему видением, что он должен переселиться на Дивную гору, чтобы там, возле родного города Антиохии, тоже устроить монастырь.
Симеон был годами ещё молод, но уже очень опытен в духовной жизни. Переселившись на Дивную гору, Симеон устроил свою жизнь жить, как привык: на месте, показанном ему в видении, он построил столп и жил на нём. И здесь, как и в первом монастыре, он большую часть ночи молился, немного спал, переводил книги, писал письма и пророчества; а днём принимал людей и мгновенно излечивал всех приходивших больных.
Со временем вокруг него собрались люди, желавшие жить монашеской жизнью. Так возник новый монастырь. Храм и многое другое в этом монастыре построили благодарные люди. Симеон мгновенно излечивал их от всех болезней, а они в благодарность за исцеление оставались потрудиться там и жертвовали деньги…
В 560 году Симеон стал священником. Умер он там же, на Дивной горе, 24 мая 592 года в возрасте 76 лет. В это время в монастыре был греческий историк — Еваргий Схоластик.
Читая жития святых, многие думают, что главное в христианстве: мало есть и мало спать, но это неправильно. Главное — самоотверженно любить Бога и ближних, а также иметь в душе мир и смирение...
Молитвами преподобного Симеона Дивногорца Бог да поможет нам приобрести эти свойства души! Аминь!
Иерей Андрей Гильгенберг, Дрезден-Германия.