Настя сидела в комнате, не включая света. Скоро должен приехать с работы Юра, муж. Он работает на газонасосной станции сразу за станицей, вроде бы недалеко, но ехать нужно по объездной – главную трассу ремонтируют. Они живут с ним уже почти двадцать лет. Юра моложе нее на одиннадцать лет, но совсем не любит говорить на эту тему. Да и Настя с некоторых пор воспринимает его как старшего. Иногда думает о том, что было бы с ней, если бы не встретился ей Юра? Он легкий человек, вокруг него всегда много людей – это сначала раздражало Настю, ей казалось, все знают, что она намного старше него, и комплексовала. Но потом привыкла и к его друзьям, и к общению с ними.
До него у Насти была бурная жизнь. Но об этом она, конечно, не любила ни вспоминать, ни, тем более, говорить. Это знали только те, с кем у нее бывали бурные романы или мимолетные, ни к чему не обязывающие встречи.
Из спальни послышался голос. Настя встрепенулась, быстро пошла туда. По пути взяла коробочку, в которой лежали шприцы, лекарства. В кровати, огороженной валиком из одеял, лежала девочка. Она издавала нечленораздельные звуки, нервно двигая руками и ногами.
Настя быстро набрала лекарство в шприц и со словами «Сейчас, моя маленькая, сейчас тебе станет легче!» сделала укол. Девочка действительно почти сразу успокоилась, и Настя вышла в кухню, чтобы приготовить ей ужин. В спальне лежала их с Юрой дочка, у которой после рождения возникли осложнения, повлиявшие на головной мозг. И теперь девочка жила жизнью растения. Она отказалась оставить ее в больнице, как ей предложили сразу, сказали, что такие дети живут не больше двух лет. А ее девочка жила уже семнадцатый год... Настя, конечно, понимала, что в этом была и ее вина – когда была беременной, не отказывалась от рюмки, да и курить не бросала даже тогда. Ее дочка от предыдущего брака жила у ее родителей. Они освободили ее от хлопот о ребенке, чтобы она могла устроить личную жизнь. Вот Настя и устраивала...
А начиналось все так светло, так солнечно...
...Настя бежала, подставив навстречу теплому весеннему ветру раскрасневшееся лицо. Она не могла не бежать – столько событий, одно другого радостнее, произошли за последние дни! Позавчера ей исполнилось восемнадцать лет, и отец с матерью подарили ей золотую цепочку. А сегодня коллектив продавцов подарил ей золотой кулончик – капельку янтаря в золотой оправе. Она работала в городском универмаге в отделе тканей ученицей продавца уже два месяца. Но самое главное – сегодня Вовка сделал ей предложение! И она согласилась!
Она засматривалась на Вовку еще в школе, когда была в шестом классе, а он – в восьмом. На переменах она старалась попасться ему на глаза, прогуливалась с подругой возле его класса. Но он не смотрел на нее. Однажды он бежал по коридору и буквально наткнулся на нее, чуть не сбив с ног.
- Чего путаешься под ногами, малявка? – сказал он, щелкнув ее по лбу.
Насте стало до слез обидно: мало того, что чуть не сбил, так еще и щелбан отпустил на виду у всех! Подружка фыркнула:
- Малявка! Слышала, как он тебя?
Настя отвернулась от нее и побежала к своему классу, обещая себе никогда не ходить в сторону восьмого «Б»! Но на следующей перемене она снова была в том конце коридора.
Однажды девчонка, стоящая с Вовкой у окна, заметила ее и сказала ему:
- Смотри, как эта мелкота уставилась на тебя! Точно, она влюбилась! На каждой перемене здесь болтается.
Девчонка засмеялась, а он топнул в сторону Насти ногой и сердито произнес:
- Кыш отсюда!
Настя гордо тряхнула головой и пошла от них.
Потом он закончил восьмой класс и ушел в техникум, и Настя уже не видела его, а потом постепенно забыла. Она выросла и превратилась в симпатичную девушку с карими глазами, темными волнистыми волосами, которым завидовали все ее подружки. Парни увивались вокруг нее, как мошкара вокруг лампы, но Настя только позволяла себя любить, не отдавая никому предпочтения.
Мать любовалась ею, говоря отцу:
- Красавица выросла! Вышла бы замуж за какого-нибудь начальника! Например, за сына директора шахты!
Они жили в шахтерском городке Донецкой области, отец работал на шахте проходчиком, мать была домохозяйкой. Она иногда начинала разговор о работе, но отец всегда заканчивал его словами:
- Я тебе мало денег приношу? Я хочу приходить домой и всегда иметь нормальный обед, ужин, чистую квартиру. Понятно?
- Так мне ж пенсию нужно зарабатывать, Сеня!
- Хватит нам моей пенсии на двоих!
Зарплата у него действительно была хорошей. Но он не делал запасов – все раздавал детям. Оба сына их уже были женаты, жили далеко от них – один на Севере, другой – в Ленинграде. К каждому празднику, к дням рождения родители присылали им деньги. Не жалел он денег и для дочки. Правда, училась она не очень хорошо, но десятилетку окончила. Жена убеждала его, что для девушки самое главное – удачно выйти замуж, а образование – это чепуха! Для женщины оно вообще не имеет никакого значения. Сама она образования не имела, кроме семилетки, как, собственно, и ее муж.
Вовка сразу обратил на нее внимание, как только вошел в зал дома культуры, где шли танцы. Стройная, в голубом платье, подчеркивавшем ее тонкую талию, с пышными волнистыми волосами, она ярко выделялась среди подруг.
- Привет, подруга! – подошел он к ней, привычным движением поправляя китель под солдатским ремнем. – Скучаешь?
Настя сразу узнала его, вспыхнула, но постаралась не подать вида:
- Привет! А мы что – знакомы?
Подруга, стоявшая рядом, фыркнула, отвернувшись. Сердце Насти стучало так, что она боялась – его услышат те, кто стоит рядом.
- Ничего себе! «Мы знакомы?» Ну ты даешь! Ты ж проходу мне не давала в школе!
-Я?! Тебе?!
Настя засмеялась так громко, что на них обратили внимание окружающие. Вовка сердито сплюнул, оглянулся по сторонам.
- Ты чего? Правда, не помнишь или просто притворяешься? Принцессу из себя корчишь? Так видали мы принцесс!
К нему подошел его приятель Славка, и они отошли. Вовка отходил, оглядываясь и что-то сердито произнося. Настя досадно отвернулась: зачем она так себя повела? Ведь ждала его из армии, ни с кем не встречалась, хотя желающих было хоть отбавляй! Она просто ни в кого не влюблялась, помня свою еще детскую любовь к Вовке. А вот теперь сама оттолкнула его. Весь вечер она не выпускала его из виду, хотя старалась, чтобы он не заметил этого. А когда она с подружкой пошла домой, Вовка вдруг оказался рядом.
- Девочки, не боитесь ходить одни по ночному городу?
- А кого нам бояться? Может, тебя? – задиристо ответила Настя, совершенно счастливая от того, что он рядом.