Найти в Дзене

Шедевр или нет? Загадка известной картины

Думаю, многие помнят рассказ Чехова "Хамелеон", когда одна и та же собака в зависимости от потенциального хозяина казалась стражу правопорядка то безродной шавкой, то прекрасным животным голубых кровей. Примерно так же бывает и в живописи. Одна и та же картина может восприниматься как ни чем не примечательная работа и даже мазня, а если имеется подпись именитого художника, то цена моментально подскочит. А высоколобые эксперты будут еще и нахваливать и выискивать тайный смысл. В этом плане примечательна история одного из самых известных экспонатов музея Метрополитен.

Знаменитый музей Нью-Йорка в 1917 году приобрел милый женский портрет. Портрет Шарлотты дю Валь д'Онь, написанный в 1801 году, стоил 200000$ - огромные деньги по тем временам (в то время курс $ был другой). Хотя подписи на картине не было, ее приписывали кисти Жака-Луи Давида - самого известного французского художника того времени. Портрет, по сохранившимся сведениям, выставлялся на Парижском салоне и позже несколько десятилетий хранился в семье дю Валь д'Онь. Девушке на картине было 16-17 лет. Она занята рисованием на фоне разбитого окна.

Работа стала одним из самых популярных экспонатов музея. Однако в 1951 году куратор музея Чарльз Стерлинг пришел к выводу, что портрет писал явно не Давид. К тому же, как оказалось, Давил в 1801 году Салон бойкотировал. Музейщики стали искать иных кандидатов в авторы. Вскоре пришли к выводу, что портрет написала Констанс Мари Шарпантье. Шарпантье была ученицей Давида и некоторых других именитых художников. Она писала жанровые сцены, но чаще всего портреты женщин и детей. Ориентировались на общий стиль работ. Эксперты уловили особенное сходство с картиной "Меланхолия".

Констанс Мари Шарпантье, Меланхолия, 1801
Констанс Мари Шарпантье, Меланхолия, 1801

Шарпантье была востребованной художницей, но до славы Давида ей было далеко, поэтому музейщикам было очевидно, что они переплатили. Сильно переплатили. В самих каталогах музея картина была помечена как работа неизвестного художника. Но на этом история не закончилась.

В 1996 году Маргарет Оппенгеймер пришла к выводу, что автор - Мари Дениз Виллерс. Позже еще одна искусствовед пришла к аналогичному выводу. Она также установила, что девушка изображена не дома, а в одной из галерей Лувра.

Мари Дениз Виллерс "Молодая женщина, сидящая у окна"
Мари Дениз Виллерс "Молодая женщина, сидящая у окна"
Мари Дениз Виллерс
Мари Дениз Виллерс

Одним из аргументов стала схожесть в стиле написания. Сейчас музей Метрополитен остановился на этой версии. Еще одна исследовательница считает, что это вообще автопортрет.

Пока картину приписывали кисти Давида, отзывы о ней были исключительно положительные. Стерлинг, усомнившийся в его авторстве, указывал на просчеты в анатомии и некоторые другие технические недоработки. Другие эксперты тоже стали оценивать работу в духе "недурно, но не шедевр", Давид написал бы лучше. О портрете забыли. Однако со временем актуальная повестка изменилась, а с ней появился интерес к женскому творчеству. О портрете снова вспомнили и снова стали хвалить. Также появились самые разные интерпретации того, что же хотела сказать художница. В разбитом окне усмотрели намек на женскую силу. Пытались понять, что значит парочка на мосту. Другие рассуждали, что женщина писала женщину, а значит, лучше раскрыла женскую сущность без сексуализации образа и лишнего кокетства. Некоторые знатоки-феминистки подчеркивали, что и сама изображенная девушка мечтала стать художницей, но не исполнила мечту, вскоре выйдя замуж. Вот так менялось восприятий одной и той же картины на протяжении столетия.

#картина #живопись #искусство #художник