🇩🇪📰Обзор немецких медиа
🗞(+)Süddeutsche Zeitung в статье «Как Германия готовится к войне» рассказывает, что правительство Германии приняло новые общие руководящие принципы обороны с правилами и обязательствами в случае серьёзного кризиса. Уровень упоротости: умеренный 🟡
Как Германия организует свою деятельность во время войны? Кто будет руководить бундесвером, как будет передаваться разведывательная информация, как будут организованы питание и здравоохранение? Вряд ли кто-то в стране знает, что у Германии есть план на этот случай. «Рамочное руководство по общей обороне» - так называется документ, который был принят Федеральным кабинетом министров 10 января 1989 года.
До этой недели концепция общей обороны Германии основывалась на рекомендациях тех времён, когда страна ещё была разделена, министерство внутренних дел располагалось в Бонне, а почтовый индекс на титульном листе состоял из четырёх цифр.
И вот 35 лет спустя в Берлине произошло нечто почти историческое. В среду правительство приняло в Федеральном кабинете министров новые общие руководящие принципы обороны на случай чрезвычайных ситуаций. 81-страничный документ, который имеется в распоряжении Süddeutsche Zeitung, был подготовлен министром внутренних дел Нэнси Фезер (СДПГ). В результате получилось удручающее руководство, в первом же абзаце которого становится ясно, как много поставлено на карту: «Впервые за последние десятилетия Германия вновь оказалась под военной угрозой, - говорится в документе. Кроме того, новые вызовы создают киберугрозы, растущее использование космического пространства, «гибридные действия и эрозия контроля над вооружениями».
Изменилась и роль бывшей прифронтовой страны в альянсе НАТО. Геостратегическое положение Германии как «центра» привело к «дополнительным обязательствам альянса в его роли зоны развёртывания и транзита союзных вооружённых сил и тыловой операционной зоны для вариантов развёртывания НАТО в Центральной Европе». Только что завершились учения «Стойкий защитник 2024» с участием 90 000 солдат - крупнейшие учения НАТО по развёртыванию войск на восточном фланге со времён окончания Второй мировой войны. Большая часть учений была посвящена Германии - и стало ясно, что стране необходимо лучше подготовиться к чрезвычайной ситуации.
После окончания холодной войны возможности железнодорожных перевозок сократились, и пришлось продлевать контракты, чтобы в случае кризиса хватило железнодорожных путей и бортовых вагонов для перевозки танков. «Законы нужно менять, потому что они просто устарели», - подчёркивает министр обороны Борис Писториус (СДПГ) и называет основную проблему: «Вероятно, это снова потребует денег».
Вот уже несколько месяцев правительство Германии неоднократно заявляло, что стране необходимо стать «готовой к войне» и что нападение России на страны НАТО возможно через пять-восемь лет. Поэтому новый документ настаивает на том, что подготовка к обороне страны должна начаться уже сейчас: «Все меры по общей обороне должны быть подготовлены в мирное время, насколько это необходимо и возможно».
Документ призван помочь в этом. Однако это не военное руководство. Во многих местах руководство больше похоже на напоминание о том, какие положения Основного закона предусмотрены на случай чрезвычайной ситуации, какие обязанности возлагаются на тот или иной институт в условиях кризиса. Например, федеральный президент должен был объявить состояние обороны - в старом железнодорожном тоннеле под Арвайлером когда-то находился огромный правительственный бункер, где и сегодня выставлена рукопись речи федерального президента о начале Третьей мировой войны. Там же сохранились старые телевизионные камеры, с помощью которых транслировалась речь. Как будут действовать канцлер и министры в случае войны - ещё один вопрос, который требует дальнейшей подготовки в правительстве.
Полномочия канцлера увеличатся в случае обороны, как это предусмотрено в Основном законе. После промульгации ему будут переданы полномочия по командованию и управлению обороной, как это уже предусмотрено в статье 115b Основного закона. Министр обороны будет лишь главой администрации бундесвера.
Другая часть касается множества специальных правил, призванных обеспечить функционирование страны в чрезвычайных ситуациях. Среди них - хранение энергии и продовольствия, а также обязательство СМИ немедленно передавать правительственные объявления и цепи оповещения.
Многие из этих правил были приняты ещё во времена холодной войны, но никому из немецкой министерской бюрократии уже давно не приходилось брать их в свои руки. Это напоминание о том, как удручающе похожи новые времена на старые. И здесь есть что навёрстывать. Например, в книге есть приложение «Строительные рекомендации по использованию существующих общественных убежищ» - но это всё ещё версия 1977 года.
В последние годы неоднократно предпринимались попытки адаптировать документ, например, в 2003 году и после российской аннексии Крыма. Но процесс так и не сдвинулся с мёртвой точки, и только широкомасштабное нападение России на Украину изменило ситуацию. Перемещение крупных войсковых подразделений на восток через территорию республики - это логистический подвиг, для которого также необходима полиция.
В документе также подчёркивается, что в случае кризиса необходимо иметь достаточное количество персонала для выполнения гражданских задач. «Персонал, участвующий в выполнении общих оборонных задач, уже должен пройти соответствующую подготовку и дальнейшее обучение в мирное время», - говорится в документе. В то время как мужчины могут быть призваны на службу в вооружённые силы, согласно новому документу, женщины в возрасте от 18 до 55 лет «могут быть призваны только в гражданскую систему здравоохранения и стационарную военную госпитальную организацию» в случае обороны. В сфере здравоохранения предполагается ввести обязанность по предоставлению отчётности для «неработающих медицинских работников». На практике, однако, многое остается неопределённым, особенно в отношении солдат. Многие из 900 000 резервистов слишком стары или недостаточно здоровы и не имеют практики. Писториус говорит, что до сих пор в случае напряжённой ситуации и обороны даже неизвестно, кого следует призвать. Поэтому в качестве дополнения к концепции он хочет представить на следующей неделе модель новой добровольной военной службы и всеобщей воинской повинности для молодых людей.
В случае нехватки продовольствия государство может, например, конфисковать его в супермаркетах. «В контексте услуг, представляющих общий интерес, государство поддерживает базовое снабжение гражданского населения и вооружённых сил необходимыми продуктами питания в условиях кризиса поставок, регулируя вмешательство в продовольственную цепочку», - говорится в новой стратегии. «Это возможно, если удовлетворение жизненно важных потребностей находится под серьёзной угрозой».
Кроме того, особое внимание уделяется обеспечению непрерывного функционирования важных транспортных цепочек; помимо железных дорог, это в первую очередь относится к судоходству. «Учитывая значительную долю перевозок импортных товаров из-за рубежа, функциональность внутреннего водного транспорта должна быть сохранена в случае внешней чрезвычайной ситуации», - подчеркивается в документе.
Правительственные стратеги также обеспокоены последствиями возможных разрушений в стране: в случае потери домов в результате войны должны быть приняты соответствующие меры, чтобы «обеспечить размещение и уход за всеми проживающими в Германии непострадавшими людьми, которые стали бездомными из-за последствий войны».
Учреждениям культуры Германии также предстоит большая работа. Они должны создать «чрезвычайные ассоциации» и разработать «приоритетные меры по спасению культурных ценностей в зависимости от конкретной опасной ситуации и в консультации с органами, ответственными за предотвращение опасности». Прежде всего, должны быть определены культурные ценности, которые подвергаются особому риску в вооружённых конфликтах по смыслу Гаагской конвенции. Затем эти ценности должны быть помещены, например, в подземные убежища. Создание таких зон спасения будет возложено на федеральные земли.
В основе всего этого лежит болезненное осознание того, что Германия забыла о способности гражданских и военных структур к совместной работе - основе любого союза и национальной обороны. То, что было отработано и опробовано во время холодной войны, было утрачено в последующие десятилетия мира.
Бундесвер появился прежде всего как поставщик услуг при внутренних катастрофах, будь то наводнения или пандемия коронавируса. Во времена российской агрессии он напомнил нам, что в чрезвычайных ситуациях всё должно быть наоборот - теперь войскам нужна поддержка общества и гражданских кризисных структур.
Некоторые из требований, возможно, будет нелегко реализовать. Например, все административные уровни должны обеспечить быструю и безопасную передачу информации в чрезвычайных ситуациях. В любой момент должна быть готова к использованию «высокозащищённая инфраструктура связи». Несколько месяцев назад бундесвер доказал на примере дела о прослушке, что даже у хорошо оснащённой администрации есть свои проблемы.
Авторф: Маркус Баслер, Георг Измар и Георг Масколо. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: боюсь, в случае реальной войны и бундесвер и вся структура гражданского управления Германии рассыпятся как карточный домик. Так что давайте-ка до войны всё-таки не доводить.