Найти тему
RT на русском

285 лет назад экспедиция Мартына Шпанберга достигла берегов Японии

Оглавление
    Маяк Шпанберга на мысе Краб острова Шикотан Сахалинской области РИА Новости Андрей Зима
Маяк Шпанберга на мысе Краб острова Шикотан Сахалинской области РИА Новости Андрей Зима

16 июня 1739 года Южный отряд Второй Камчатской экспедиции под руководством Мартына Шпанберга впервые в истории российского мореплавания достиг берегов Японии. Участники экспедиции также первыми нанесли на карту ряд Курильских островов. По словам историков, Шпанберг, будучи опытным моряком, внёс значительный вклад в изучение Дальнего Востока и укрепление позиций России в Тихом океане.

16 июня 1739 года группа участников Второй Камчатской экспедиции под командованием Мартына Шпанберга впервые в российской истории достигла берегов Японии. Мореплаватели не только открыли путь в эту страну, но и нанесли на карту ряд Курильских островов. По мнению историков, Шпанберг сделал значительный вклад в изучение Дальнего Востока и укрепление позиций России в этом регионе.

«Ближайший помощник Беринга»

Сохранившиеся данные о времени и месте рождения Мартына Шпанберга носят противоречивый характер. Однако историки сходятся во мнении, что родом он из Дании. Шпанберг появился на свет в 1696 или 1698 году. В юности он освоил профессию моряка и в 1720 или 1721 году поступил на морскую службу в Россию. Согласно сохранившимся документам, в 1726 году он носил звание лейтенанта.

Известно, что 1724 году Шпанберг командовал пакетботом, доставившим почту и пассажиров в северогерманский город Любек. Однако после возвращения в Россию в его жизни произошёл крутой поворот. Шпанберга взял под своё начало другой находившийся на российской службе датчанин — Витус Беринг, руководитель Первой Камчатской экспедиции.

    Витус Беринг / Gettyimages.ru / ullstein bild/ullstein bild
Витус Беринг / Gettyimages.ru / ullstein bild/ullstein bild

«В ходе экспедиции Шпанберг был ближайшим помощником Беринга, но о его деятельности в это время сохранилось очень мало данных», — рассказала в беседе с RT историк исследований Арктики Мария Дукальская.

По данным биографов Шпанберга, он, предположительно, отвечал за строительство судов экспедиции и руководил доставкой через Охотское море в Большерецк людей и грузов. Первая Камчатская экспедиция обследовала северо-восточные берега Евразии, открыла острова Святого Лаврентия и Ратманова, а также прошла проливом, названным впоследствии в честь Беринга.

«Во время Первой Камчатской экспедиции Шпанберг приобщился к великой миссии по исследованию северной части Тихого океана и новых земель, которыми прирастала Россия», — отметил в разговоре с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

Практически сразу после завершения Первой Камчатской экспедиции Беринг предложил провести Вторую — значительно более масштабную. В её рамках несколько отдельных отрядов должны были получить собственные направления научно-исследовательской работы в северо-восточной части Евразии, Америке, Тихом и Северном Ледовитом океанах. Власти идею Беринга поддержали, и в 1733 он официально возглавил Вторую Камчатскую экспедицию, которая продолжалась десять лет.

    Карта Первой Камчатской экспедиции / Gettyimages.ru / Fine Art Images/Heritage Images
Карта Первой Камчатской экспедиции / Gettyimages.ru / Fine Art Images/Heritage Images

Беринг назначил Шпанберга начальником отдельного Южного отряда, получившего задание описать Курильские острова и побережье Охотского моря, а также посетить Японию, в которой русские моряки до этого не бывали.

В 1735 году Шпанберг прибыл в Охотск. Там под его наблюдением для Южного отряда строились суда для путешествия к японским берегам. Через два года эти работы были завершены, однако из-за проблем со снабжением начало плавания перенесли ещё на год.

«Для изучения дальневосточных границ»

Летом 1738 года Южный отряд покинул гавань Охотска. Флагманской бригантиной «Архангел Михаил» командовал лично Шпанберг, дубель-шлюпкой «Надежда» — мичман Александр Шельтинг, ботом «Святой Гавриил» — лейтенант Вильям Вальтон. Из-за шторма суда вскоре потеряли друг друга, но встретились в Большерецке. После выхода в море из-за плохой погоды суда снова разошлись. «Надежда» вернулась назад. Шпанберг дошёл до острова Уруп, а Вальтон продвинулся дальше всех, побывав у берегов Хоккайдо.

После того как все участники отряда Шпанберга вернулись на Камчатку, они стали готовиться к новому походу. Для нужд экспедиции был построен 18-вёсельный шлюп «Большерецк», командиром которого назначили квартирмейстера Василия Эрта.

Южный отряд вновь вышел в море в мае 1739 года. Шпанберг подошёл к Курильским островам, а затем двинулся на поиски мифической Земли Хуана де Гама, которую другие мореплаватели якобы видели в северной части Тихого океана. Однако вскоре участники экспедиции убедились, что такого географического объекта не существует.

16 июня 1739 года отряд Шпанберга достиг северо-восточного побережья японского острова Хонсю, после чего двинулся на юг.

«Святой Гавриил» во время шторма отбился от основных сил отряда и остановился у селения Амацумура. Вальтон отправил на берег для разведки и поиска воды штурмана Льва Казимерова и ещё семерых моряков. Они стали первыми русскими, лично побывавшими в Японии. Местные жители встретили моряков гостеприимно. Казимеров отметил в своём отчёте чистоту и порядок, царившие в японском поселении. На борт «Святого Гавриила» поднялся местный чиновник. Японского языка никто из моряков не знал, и общаться с местным населением им приходилось жестами. В дальнейшем Вальтон продолжил путешествие, дойдя до залива Симода, а затем взял курс на Камчатку.

Основные силы отряда 22 июня 1739 года остановились в бухте Тасирохама у деревни Исомура. Местные жители привозили на корабли продукты, которые меняли на русские товары или просто дарили гостям. Однако вскоре, по словам историков, присутствие моряков начало вызывать подозрения у японских властей. К месту их пребывания стали перебрасывать вооружённые силы. Увидев это, Шпанберг покинул Японию. Он вернулся к Курильской гряде, где открыл и описал ряд новых островов.

    Суда Второй Камчатской экспедиции / wikimedia commons/public domain
Суда Второй Камчатской экспедиции / wikimedia commons/public domain

В середине лета из-за плохой погоды и вспышки цинги на кораблях Шпанберг решил сделать перерыв в исследованиях. Отряд взял курс на Охотск. По пути во время шторма едва не потерпела крушение «Надежда».

В Охотске Шпанберг доложил Берингу о результатах своих научных изысканий и по поручению командира отправил в Адмиралтейств-коллегию рапорт о работе Южного отряда вместе с составленными им картами и привезёнными из Японии предметами, включая местные деньги.

В дальнейшем Беринг поручил отправиться в Санкт-Петербург и самому Шпанбергу. Однако в дороге он встретил посланника из столицы, который передал ему приказ остановиться в Якутске.

«В Адмиралтейств-коллегии сначала подумали, что Шпанберг вводил их в заблуждение относительно посещения Японии, а на самом деле побывал только у берегов Кореи. Но тщательное изучение отправленных им отчётов и карт доказало, что руководитель Южного отряда был совершенно искренен», — отметила Дукальская.

    Остров Шикотан / Gettyimages.ru / LARISA DUKA
Остров Шикотан / Gettyimages.ru / LARISA DUKA

Весной 1740 года Шпанберг получил приказ продолжить исследования. Подготовка нового похода заняла более года. Перезимовав в Большерецке, Южный отряд снова вышел в море. Основные его силы посетили Курильские острова, но из-за тяжёлых погодных условий до Японии не дошли. Экипаж «Надежды» выполнил отдельное поручение Шпанберга. Моряки прошли проливом между Сахалином и Японией и провели съёмки побережья Евразии между Амуром и Удой.

«Экспедиции Шпанберга имели огромное значение для изучения дальневосточных границ России, в частности Курильских островов», — отметил в разговоре с RT заведующий кафедрой востоковедения МГИМО доктор исторических наук Дмитрий Стрельцов.

Сведения о дальнейшей судьбе Шпанберга противоречивы. В 1745 году он прибыл в Санкт-Петербург, где, согласно ряду источников, был отдан под суд за самовольное возвращение и приговорён к казни. Однако этот приговор отменили, заменив временным разжалованием в поручики. В дальнейшем Шпанберг служил на Балтийском море в звании капитана 1-го ранга. Умер в 1761 году в Кронштадте.

    Остров Хонсю / Gettyimages.ru / Khampee Rawanprakhon
Остров Хонсю / Gettyimages.ru / Khampee Rawanprakhon

Именем Шпанберга были названы горы на Чукотке и Сахалине, мысы в Анадырском заливе и на острове Хоккайдо, острова в Карском море, в архипелаге Александра, на Малой Курильской гряде, а также пролив между островом Полонского и островом Шикотан.

«Шпанберг не был учёным в современном смысле этого слова, но он был прекрасным моряком. Нанесением на карту Курильских островов и открытием пути из России в Японию он и его сподвижники внесли огромный вклад в географическую науку», — подытожила Дукальская.