Найти в Дзене
Журнал не о платьях

"Нет, я то­ч­но те­бя про­кля­ну. Дай сло­во, что не бу­дешь вы­хо­дить за­муж". Как живётся русской с индусом

Оглавление

Юля и Чико с дочерью. Фото из личного архива Юлии
Юля и Чико с дочерью. Фото из личного архива Юлии

Окончание. Начало тут⤵️

Без ван­ны, но в ма­с­ле

Мне по­вез­ло -- я по­па­ла в ари­сто­кра­ти­че­с­кую, но не­тра­ди­ци­он­ную ин­дий­скую се­мью. Не бы­ло в ней за­ве­де­но, как в дру­гих семь­ях Ин­дии, что жен­щи­на дол­ж­на хо­дить по до­му толь­ко с по­кры­той го­ло­вой, что ес­ли в ком­на­ту за­хо­дят ро­ди­те­ли, ос­таль­ные дол­ж­ны вска­ки­вать. Хин­дур – кра­с­ный про­бор, ко­то­рый дол­ж­на но­сить за­му­ж­няя жен­щи­на, я се­бе не де­лаю. Са­ри на­де­ваю ред­ко, раз­ве что на ве­че­рин­ку. Этот ше­с­ти­ме­т­ро­вый ку­сок тка­ни ин­ди­ан­ки на­ма­ты­ва­ют на се­бя за ми­ну­ту, я -- за пять. Са­ри мне очень нра­вит­ся, в нем чув­ст­ву­ешь се­бя жен­щи­ной от ма­куш­ки до пя­ток. У ме­ня их ма­ло, штук пять, а дол­ж­но быть три­д­цать. В Ин­дии же ни­че­го не но­сят на вто­рой день. Ве­че­ром все с се­бя сни­ма­ешь и от­да­ешь в стир­ку. На­ут­ро при­ни­ма­ешь душ и на­де­ва­ешь все чи­с­тое. Не обя­за­тель­но са­ри, мо­ж­но и са­лар­ка­ми­зи – вто­рая по по­пу­ляр­но­сти жен­ская оде­ж­да. Это шта­ны ши­ро­кие, длин­ная ру­ба­ха и ду­пат­та. Бо­лее удоб­ный на­ряд для ра­бо­ты по до­му, а то са­ри под­ты­кать на­до.

Юля с родителями. Фото из личного архива
Юля с родителями. Фото из личного архива

Муж до­ма хо­дит в кур­та-пи­жа­ме: шта­нах из хлоп­ка, очень ши­ро­ких и на ве­рев­ке, а так­же длин­ной сво­бод­ной ру­ба­хе, по­хо­жей на рус­скую ко­со­во­рот­ку. Как раз для та­мош­не­го кли­ма­та. Я же раз­гу­ли­ваю день на­про­лет в джин­сах и фут­бол­ке.

Ко­не­ч­но, есть об­щие пра­ви­ла, ко­то­рые на­до со­блю­дать. Ска­жем, в Ин­дии не при­ня­то про­яв­лять чув­ст­ва на лю­дях. Мы с Чи­ко, бу­ду­чи уже шесть лет му­жем и же­ной, ни­ко­г­да не пой­дем под ру­ку. Уже не го­во­рю о том, чтоб Чи­ко по­це­ло­вал ме­ня при­люд­но хо­тя бы в ще­ку – ни­ко­г­да!

За­то в Ин­дии мо­гут за­про­с­то два пар­ня ид­ти, взяв­шись за ру­ки, или в об­ним­ку. На­ших ту­ри­стов это зре­ли­ще все­гда шо­ки­ру­ет и они спра­ши­ва­ют – это что, го­лу­бые? Во­все нет! Это все­го лишь оз­на­ча­ет, что идут боль­шие дру­зья.

К та­ким ве­щам я дав­но при­вы­к­ла. Но вот к вза­и­мо­от­но­ше­ни­ям ин­дий­цев с чи­с­то­той при­вы­к­нуть не мо­гу ни­как. Ска­жем, у нас до­ма, сколь­ко я ни ста­ра­юсь, но жар­ко – две­ри на­ра­с­паш­ку -- все хо­дят ту­да-сю­да в обу­ви. Та­ко­го по­ня­тия, как та­по­ч­ки, во­об­ще нет. Един­ст­вен­ное, что мне уда­лось -- вы­гнать из до­ма со­бак. Что спа­са­ет – все-та­ки мы в го­рах, там на­ро­ду по­мень­ше и гря­зи по­мень­ше. А в го­ро­дах про­с­то ужас.

Я ро­жа­ла в Ка­ши­пу­ре – это че­ты­ре ча­са ез­ды от нас, в ча­ст­ном род­до­ме. И ост­ро по­жа­ле­ла, что не уе­ха­ла для этого в Ри­гу. Ко­г­да ты ви­дишь раз­ве­шан­ные на ве­рев­ке для про­суш­ки од­но­ра­зо­вые пер­чат­ки... Нет, я по­ни­маю, что до­к­тор по­том па­ци­ен­ток всех раз­де­лит. Для та­ких, как я, он на­де­нет пер­чат­ки в пер­вый раз. Для ос­таль­ных -- по­сти­ра­ют. Но ме­ня это шо­ки­ро­ва­ло. По ин­дий­ским мер­кам, во­к­руг все бы­ло сте­риль­но. Мне же хо­те­лось ос­та­но­вить ро­ды и сна­ча­ла все там хо­ро­шень­ко от­скоб­лить.

С чи­с­то­той тру­д­но, по­то­му что тру­д­но с во­дой. Ван­ны там не при­ни­ма­ют. Душ то­же счи­та­ет­ся до­ро­гим удо­воль­ст­ви­ем. По­э­то­му мы в сво­ем мно­го­ком­нат­ном по­ме­стье мо­ем­ся, как все ин­дий­цы – с по­мо­щью ве­д­ра и ков­ши­ка. В Ин­дии нет цен­т­раль­но­го ото­пле­ния, хо­тя зи­мой тем­пе­ра­ту­ра опу­с­ка­ет­ся до но­ля. По­э­то­му все ло­жат­ся спать с грел­ка­ми. Не элек­т­ри­че­с­ки­ми – элек­т­ри­че­ст­во там по­сто­ян­но от­клю­ча­ют, или па­да­ет на­пря­же­ние. В хо­ду обы­ч­ные грел­ки с во­дой.

Я гре­юсь так – вы­ли­ваю на се­бя ве­д­ро не­ве­ро­ят­но го­ря­чей во­ды, смяг­чен­ной ков­ши­ком мо­ло­ка, и сра­зу на­ти­ра­юсь ма­с­лом. Ма­с­ло от­ли­ч­но со­хра­ня­ет те­п­ло, ведь, по аюр­ве­ди­че­с­ким по­ня­ти­ям, это огонь. А в на­шей про­вин­ции де­ла­ют изу­ми­тель­ное аб­ри­ко­со­вое ма­с­ло. Оно аро­мат­ное, об­ла­да­ет ан­ти­ра­ко­вы­ми свой­ст­ва­ми и очень бы­ст­ро впи­ты­ва­ет­ся.

Не­смо­т­ря на эти не­удоб­ст­ва, дом наш я очень люб­лю. Ес­ли все до­ма, как пра­ви­ло, от­ра­жа­ют дух сво­их хо­зя­ев, то этот от­ра­жа­ет толь­ко се­бя. По­стро­ен он, как в Ин­дии стро­ят, без пла­ни­ров­ки, от бал­ды – здесь ме­с­то ос­та­лось, да­вай­те ком­на­ту еще сде­ла­ем, а тут вро­де тер­ра­са по­лу­ча­ет­ся – зна­чит ее и ор­га­ни­зу­ем. Но пе­ред тем как его стро­ить, Би­рендр и Ки­ран про­да­ли ста­рую усадь­бу в дру­гом ме­с­те и вы­вез­ли из то­го ог­ром­но­го ста­рин­но­го до­ма де­ре­вян­ные по­тол­ки, ко­лон­ны, ме­бель и ка­ми­ны. В ито­ге но­вый дом по­лу­чил­ся с ха­ра­к­те­ром. Он жи­вет сво­ей жиз­нью и ли­бо при­ни­ма­ет но­вых лю­дей, ли­бо от­тор­га­ет их. Ме­ня – при­нял.

"Лю­би­мая, сгу­ля­ем на лед­ник?"

В се­мье мы все об­ща­ем­ся по-ан­г­лий­ски. Пер­вые го­ды для му­жа бы­ли са­мые сча­ст­ли­вые, по­то­му что я мол­ча­ла. Он ду­мал, это я та­кая ти­хая. А я на са­мом де­ле про­с­то ну­ж­ных слов не зна­ла. За­то те­перь муж мне сло­во – я ему де­сять. Спо­ры у нас бы­ст­рые, бур­ные, в этот мо­мент мо­гут ле­теть и та­рел­ки, и все, что под ру­кой. За­то по­том ды­шит­ся лег­че, как по­с­ле гро­зы. При­чи­ны? На­при­мер, муж рев­ну­ет ме­ня к Ин­тер­не­ту. Ну люб­лю я по­тре­пать­ся с кем-то в ча­те. А он – зна­чит ме­ня те­бе не хва­та­ет?

В свою оче­редь, я ру­га­лась с ним из-за ал­ко­го­ля. В Ин­дии мно­го пьют. В об­ра­зо­ван­ных до­мах это во­об­ще в по­ряд­ке ве­щей: в 6 ве­че­ра у них дринк. Уже не го­во­рю о ма­риху­а­не – это в Ин­дии счи­та­ет­ся пу­с­тя­ком. А у ме­ня па­па не­пью­щий и не­ку­ря­щий, я к та­ко­му не при­вы­к­ла. Кон­чи­лось тем, что моя все-та­ки взя­ла. Чи­ко пе­ре­стал пить и ку­рить га­шиш в до­ме. Пе­ре­шел на пи­во.

За­то я со­вер­шен­но не дер­жу его на при­вя­зи. У нас боль­шое по­ме­стье, ко­то­ро­му на­до по­свя­щать мно­го вре­ме­ни, но в ито­ге мы слиш­ком мо­зо­лим друг дру­гу гла­за. По­э­то­му я под­дер­жи­ваю лю­бую его по­пыт­ку вы­рвать­ся из до­ма от­дох­нуть. Вы­гля­дит это ко­ми­ч­но.

Все, го­во­рит Чи­ко, я ус­тал, иду на лед­ник. И смо­т­рит с вы­зо­вом. Я го­во­рю – впе­ред. Он го­во­рит – но это как ми­ни­мум не­де­ля. Я го­во­рю – ра­ди бо­га. Он го­во­рит – но я там бу­ду пить. О кей, от­ве­чаю, на­до же ко­г­да-то рас­сла­бить­ся. Он го­во­рит – и тра­ву ку­рить бу­ду. Ну что де­лать, го­во­рю, глав­ное, чтоб до­ма не ку­рил. Ты с друзь­я­ми со­зво­нил­ся? От­ли­ч­но. Рюк­за­ки взя­ли, пи­во взя­ли – по­шли! Он сто­ит, мнет­ся: а я по те­бе ску­чать бу­ду. Ни­че­го-ни­че­го – го­во­рю. По­тер­пишь. Он – а мо­жет, ты со мной пой­дешь? Я го­во­рю – а кто ж за деть­ми смо­т­реть бу­дет?

Чико с сыном. Фото из личного архива Юлии
Чико с сыном. Фото из личного архива Юлии

Он го­во­рит – ну лад­но. Я до са­мо­го лед­ни­ка не пой­ду, про­гу­ля­юсь до се­ре­ди­ны мар­ш­ру­та – и вер­нусь...

Я во­об­ще ду­маю, что Бог ме­ня от­пра­вил в Ин­дию, что­бы на­у­чить жить с дру­гим че­ло­ве­ком. Ос­тань­ся я в Лат­вии, вряд ли бы за­муж вы­шла. Мне бы­ло так хо­ро­шо в ро­ди­тель­ском до­ме и я не до­пу­с­ка­ла да­же мы­с­ли, что при­дет­ся под ко­го-то под­ла­жи­вать­ся. А тут вся си­ту­а­ция за­ста­ви­ла учить­ся быть тер­пи­мей: я ока­за­лась на краю зе­м­ли, у ме­ня сра­зу ро­ди­лась до­ч­ка и бу­к­валь­но за ней сын. То есть вы­бо­ра не бы­ло. При­хо­ди­лось при­но­ра­в­ли­вать­ся не толь­ко к му­жу, но и к све­к­ро­ви. Ей не нра­вит­ся, как я де­тей вос­пи­ты­ваю, что с рус­ски­ми ту­ри­ста­ми по-рус­ски при ней го­во­рю.

Наша дочка с бабушкой. Фото из личного архива Юлии
Наша дочка с бабушкой. Фото из личного архива Юлии
Муж в на­ших с ней ссо­рах тща­тель­но вы­дер­жи­ва­ет ней­т­ра­ли­тет. Ма­те­ри го­во­рит: ты же по­ни­ма­ешь, что она мо­ло­дая, на­до ей что-то про­щать, а мне -- ты же по­ни­ма­ешь, что это ста­рый че­ло­век, на­до де­лать на это скид­ку.

Не знаю, на­сколь­ко «ин­дий­ская» у ме­ня све­к­ровь. В Ин­дии не при­ня­то об­су­ж­дать се­мей­ные от­но­ше­ния с друзь­я­ми, да у ме­ня их и нет там. По­э­то­му ду­шу от­во­жу, ко­г­да в Ри­гу при­ез­жаю, с под­руж­ка­ми. С ни­ми мо­гу все про­б­ле­мы об­су­дить. Их, ко­не­ч­но, пер­вым де­лом ин­те­ре­су­ет, зна­ет ли ин­дий­ский муж Ка­ма­су­т­ру? Ме­ня этот во­п­рос очень сме­шит. За всех ин­дий­ских му­жей го­во­рить не мо­гу, но мой то­ч­но об этом по­ня­тия не име­ет. И я по­до­з­ре­ваю, что та­ко­вы боль­шин­ст­во ин­дий­ских муж­чин, по­то­му что Ка­ма­су­т­ра -- серь­ез­ная ду­хов­ная пра­к­ти­ка, тре­бу­ю­щая хо­ро­шей фи­зи­че­с­кой под­го­тов­ки.

Это в Ев­ро­пе все уве­ре­ны, что Ин­дия – о! не­что ду­хов­ное. А на са­мом де­ле Ин­дия очень мир­ская стра­на, где для боль­шин­ст­ва глав­ная про­б­ле­ма -- как вы­жить. До Ка­ма­су­т­ры ли тут?

Муж в Ри­гу со мной не ез­дит. От­го­ва­ри­ва­ет­ся тем, что нет лиш­них де­нег, на­до раз­ви­вать биз­нес. Но я, че­ст­но го­во­ря, ду­маю, что это в нем го­во­рит ин­ди­ец, по­то­му что в Ин­дии во­об­ще не при­ня­то му­жу и его род­ст­вен­ни­кам ез­дить в дом ро­ди­те­лей же­ны. Все де­ло в том, что по ин­дий­ским тра­ди­ци­ям, все рас­хо­ды по свадь­бе не­сет сто­ро­на не­ве­с­ты. Что­бы вы­дать дочь за­муж, се­мья за­ле­за­ет в жут­кие дол­ги и по­том го­да­ми их вы­пла­чи­ва­ет. Но за­то по­с­ле свадь­бы муж да­же во­ды в до­ме род­ст­вен­ни­ков же­ны не дол­жен про­сить. И хо­тя у нас с Чи­ко эта «рас­ход­ная» тра­ди­ция во­об­ще не ис­по­л­ня­лась, мой кон­сер­ва­тив­ный муж все-та­ки со­блю­да­ет все, что с этим свя­за­но.

От­пу­с­ка­ет он ме­ня с боль­шой гру­стью, по­то­му что я обы­ч­но уез­жаю в Ри­гу на пол­то­ра-два ме­ся­ца. Но ни­ка­ких за­пре­тов мне не де­ла­ет, на­обо­рот го­во­рит – схо­ди на дис­ко­те­ку, раз­вле­кись, у те­бя же здесь жизнь та­кая од­но­об­раз­ная.

Фото из личного архива Юлии
Фото из личного архива Юлии

Хо­тя рев­нив до чрез­вы­чай­но­сти. Как-то в шут­ку го­во­рю – ес­ли я ум­ру, ты же­нишь­ся? Он го­во­рит, ну... секс у ме­ня бу­дет то­ч­но. Я го­во­рю – ну и пра­виль­но! Я вот то­же, ес­ли что, не со­би­ра­юсь се­бя за­жи­во хо­ро­нить – сра­зу за­муж вы­ско­чу. Муж ме­ня­ет­ся в ли­це – за ко­го? Я сме­юсь, для ме­ня это все еще шут­ка. Ну, го­во­рю, свя­то ме­с­то пу­с­то не бы­ва­ет – най­ду. У не­го уже гла­за бе­ше­ные. А я те­бя про­кля­ну! Я ре­зон­но от­ве­чаю – так мне уже бу­дет все рав­но. Он – по­до­ж­ди! А что де­ти? Ты дол­ж­на за деть­ми сле­дить! Ну бу­ду я за деть­ми сле­дить, го­во­рю, но кто-то дол­жен и за мной по­сле­дить. Муж зу­ба­ми скри­пит: нет, я то­ч­но те­бя про­кля­ну. Дай сло­во, что не бу­дешь вы­хо­дить за­муж. Вот в та­кие ми­ну­ты я ост­ро чув­ст­вую, что муж у ме­ня – с Вос­то­ка.

Фото из личного архива Юлии.
Фото из личного архива Юлии.

Гу­ру зна­ет слиш­ком мно­го

Еще во вре­мя вен­чаль­ных це­ре­мо­ний ме­ня по­свя­ти­ли в ин­ду­изм. Для ме­ня это бы­ло фор­маль­но­стью – ни­ко­г­да не бы­ла при­вя­за­на к ка­кой-ли­бо ре­ли­гии. Ни к од­но­му хра­му у ме­ня нет те­п­ло­го чув­ст­ва. И ко­г­да здесь, в Ри­ге, по­ве­ла де­тей кре­стить­ся, то сде­ла­ла это лишь по­то­му, что ба­буш­ка моя очень про­си­ла. Она умо­ля­ла, чтоб и я са­ма по­кре­сти­лась. А мне все рав­но – от­че­го ж не ува­жить ста­ро­го че­ло­ве­ка? Де­ло бы­ло в цер­к­ви на улице Ма­за­ка­л­на. Свя­щен­ник стро­го го­во­рит – на­до сна­ча­ла ис­по­ве­дать­ся. Нет про­б­лем – ис­по­ве­да­юсь. Он на­чи­на­ет спра­ши­вать о гре­хах и пер­вый же во­п­рос – не бы­ло ли у вас ко­г­да-ли­бо в жиз­ни ин­те­ре­са к че­му-то во­с­то­ч­но­му. Это при том, что он пре­кра­с­но зна­ет: я жи­ву в Ин­дии, за­му­жем за ин­дий­цем и пе­ред ним сто­ят мои де­ти – вы­ли­тые ко­пии мо­е­го му­жа. Спа­си­бо, го­во­рю, на этом мое об­ра­ще­ние в пра­во­слав­ную ве­ру за­кан­чи­ва­ем.

Но я со­вер­шен­но не рас­стро­и­лась. Для ме­ня Бог есть, толь­ко он не име­ет от­но­ше­ния ни к од­ной кон­фес­сии. И воб­ще ин­ду­изм мне бли­же, хо­тя бы по­то­му что я о нем до­воль­но мно­го знаю. Го­ра­з­до боль­ше, чем мой ин­ди­ец-муж, ко­то­рый в хра­ме бы­ва­ет, ес­ли ту­да на­до ту­ри­стов сво­дить. Как раз пе­ред на­шим зна­ком­ст­вом он по­вел в один храм англи­чан, хлеб­нул свя­той во­ди­ч­ки – и сва­лил­ся с ти­фом. Это ж Ин­дия – в ре­ках тру­пы пла­ва­ют.

Ну а то, что муж в аш­рам к гу­руд­жи ез­дит – так это не от на­бо­ж­но­сти, та­ко­ва се­мей­ная тра­ди­ция. До­пу­с­тим, у му­жа с ка­ки­ми-то сдел­ка­ми тор­мо­зит­ся. Гу­руд­жи смо­т­рит го­ро­скоп – ага, все по­нят­но, вли­я­ние Са­тур­на. Вот возь­ми же­лез­ное ко­ле­ч­ко, по­но­си на тре­ть­ем паль­це пра­вой ру­ки, по­чи­тай та­кую-то ман­т­ру, все бу­дет в по­ряд­ке. И са­мое смеш­ное, что все на­ла­жи­ва­ет­ся. Или я жа­лу­юсь – мы ча­с­то с му­жем ста­ли ссо­рить­ся. Он смо­т­рит: ага – вли­я­ние Ра­ху, вот ка­ме­шек и ман­т­ра к не­му.

По­ра­зи­тель­но, но в Ин­дии все это ра­бо­та­ет. У ме­ня бы­ла уди­ви­тель­ная ис­то­рия: ко­г­да я в тот «сва­деб­ный тур» в Ин­дию при­е­ха­ла, то за­да­лась це­лью по­лу­чить ян­т­ру. Ян­т­ра -- гра­фи­че­с­кое вы­ра­же­ние ка­кой-то энер­гии. В ка­ком-то ма­га­зин­чи­ке ку­пи­ла Ху­дер-ян­т­ру. Ху­дер -- бог бо­гат­ст­ва. По­том, ко­г­да нас при­вез­ли к Мод­жа­хе­ши, я ему эту ян­т­ру по­ка­за­ла. Он го­во­рит -- это не для те­бя. Объ­я­с­няю, что па­пе ку­пи­ла. О, го­во­рит, па­пе – са­мое то. Взял ее, на­ша­ма­нил что-то свер­ху, за­вер­нул в кра­с­ную тря­по­ч­ку и го­во­рит: пу­с­кай твой па­па все вре­мя но­сит это при се­бе. При­вез­ла я ян­т­ру до­мой: па­па, хра­ни в порт­фе­ле! И что вы ду­ма­е­те? У не­го ре­з­ко уве­ли­чил­ся объ­ем биз­не­са.

Па­па об этом ни­ко­г­да не за­бы­ва­ет.

Ино­гда гу­руд­жи ус­т­ра­и­ва­ет боль­шие це­ре­мо­нии – раз­во­дит­ся ог­ром­ный ко­с­тер и при­гла­ша­ет­ся очень мно­го свя­щен­ни­ков, ко­то­рые в те­че­ние ря­да дней оп­ре­де­лен­ное ко­ли­че­ст­во раз по­в­то­ря­ют ман­т­ру, ки­дая в огонь се­ме­ч­ки как под­но­ше­ния бо­гам. Эта це­ре­мо­ния сто­ит де­нег, по­то­му что на­до свя­ще­но­слу­жи­те­лям оде­ж­ду но­вую дать и де­нег за труд. Гу­руд­жи за­ра­нее со­би­ра­ет по­жер­т­во­ва­ния и па­па все­гда в этом уча­ст­ву­ет.

Он очень му­д­рый, наш се­мей­ный гу­руд­жи. По­м­ню, при­е­ха­ли мы к не­му в оче­ред­ной раз. Я в ту по­ру бы­ла страш­но ус­та­лой: од­но ди­тя ма­лое, а вто­рое во­об­ще груд­ни­чок. Оба очень бес­по­кой­ные, спать не да­ва­ли, я ры­да­ла но­ча­ми – за­чем ме­ня в эту чер­то­ву Ин­дию за­не­сло? Ду­маю, по­си­жу у гу­руд­жи мол­ча, ни­че­го го­во­рить не бу­ду, по­то­му что ес­ли от­крою рот, сра­зу раз­ре­вусь. Тем бо­лее ря­дом и све­к­ровь, и муж. Гла­за в пол ус­та­ви­ла и си­жу. Вдруг гу­руд­жи под ка­ким-то пред­ло­гом от­сы­ла­ет из ком­на­ты мою све­к­ровь. По­том уда­ля­ет му­жа. Я по-пре­ж­не­му мол­чу. А он го­во­рит:

«Ты сей­час очень ус­та­ла и те­бе ка­жет­ся, что не­сча­ст­ней те­бя ни­ко­го в ми­ре нет. Но прой­дет вре­мя – и пой­мешь, на­сколь­ко ты все пра­виль­но сде­ла­ла и на­сколь­ко ты сча­ст­ли­ва».

И я ска­жу так – по­хо­же, что это вре­мя при­шло.

Ирена Полторак (с) "Лилит"

Читай ещё:

"В девять лет её хотели отдать на потеху солдатам, а в 14 выдали замуж за сына короля". История Екатерины Медичи
Журнал не о платьях29 августа 2022