Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Эсминцы США для британского флота ещё до Ленд-лиза или о зубах дарёного коня и при чём тут СССР

Хороший пример, как одни джентльмены всегда нахлобучат при удобном случае других джентльменов. Что уж тогда говорить о не джентльменах?

Начнём с того, что Конгрессом США в 1935-39 годах был принят ряд так называемых "законов о нейтралитете", запрещавших поставку или продажу вооружений воюющим странам. Однако, если нельзя, но очень хочется, всегда найдётся способ закон обойти.

К концу мая 1940 года, после событий в Дюнкерке и на фоне быстрого продвижения немецких войск во Франции, президент Рузвельт понял, что пора поиметь от этого свой профит и предложил Черчиллю передать США в бесплатную аренду на 99 лет ряд территорий для размещения американских баз. В частности на Бермудских островах, Тринидаде, Ньюфаундленде. Обосновывая это тем, что мол мы по-дружески возьмём на себя защиту прилежащих акваторий, а у вас освободятся силы для бойни в Европе.

На тот момент Королевский флот уже потерял 33 эсминца всех типов, большинство из которых были современными и боеспособными. Охранять морские конвои, от которых зависело само существование Британии, становилось всё труднее. Вот Черчилль 27 мая и заявил: хотите базы - дайте взамен хотя бы полсотни конвойных эсминцев. Но Рузвельт, как законопослушный гражданин США, это наглое требование отклонил.

Однако к августу стало ясно, что пушной зверёк подкрался к Британии вплотную, о чём посол США в Лондоне Кеннеди, (папаша убиенного впоследствии президента), Рузвельту и доложил. А это значило, что США могут остаться вообще один на один перед объединённой Гитлером Европой, СССР тогда в расклады не входил. Тут всё и завертелось.

Сразу выяснилось, по словам старшего флотского начальника адмирала Старка, что упомянутые эсминцы для флота США особого значения не имеют, а висят гирей на флотском балансе. Рузвельт 2 сентября подписал так называемое исполнительное соглашение, которое не требует одобрения Конгресса. Государственный секретарь не возражал, а кудахтанье в Конгрессе сторонников изоляционизма осталось без внимания.

В США это было названо "щедрый шаг... для повышения национальной безопасности Соединенных Штатов". Так что это были за корабли?

Так называемые "четырёхтрубные" 1200-тонные эсминцы постройки в основном 1918-19 годов, хотя было несколько единиц 17-го и 20-го. Вскоре после окончания 1-й Мировой войны они отправились в отстой, хотя часть периодически использовалась, и находились в очень плохом состоянии. Передача Британии произошла в период с 9 сентября по 5 декабря 1940 года.

Один британский адмирал назвал их "худшими эсминцами, которые я когда-либо видел". Черчилль был расстроен, но просто назвать козлами "щедрых" союзников он не мог, а потому в мае 1941 года прокомментировал обтекаемо: "До сих пор мы смогли ввести в действие только несколько из ваших пятидесяти эсминцев из-за множества дефектов, которые естественным образом развиваются у них под воздействием погодных условий Атлантики после столь долгого простоя".

На момент передачи ни один из этих кораблей США не был модифицирован для противолодочной борьбы, и тем более не получил «модификацию для сопровождения конвоев», позже примененную к ряду этих кораблей, оставшихся на вооружении ВМС США. Некоторым потребовалось целых четыре месяца на верфях, прежде чем британцы признали их пригодными для использования, а другим пришлось пройти полноценный капитальный ремонт.

С заменой артиллерийского вооружения, установкой противолодочного и современных на тот момент радиотехнических средств. Т.е. зубы дарёным коням пришлось лечить основательно, да в принципе они и не были дарёными - созданные в обмен на них американские базы просуществовали кое-где до 1995 года.

Распределены эти эсминцы были следующим образом - 43 поступили в британский флот, получив названия городов, имевших одинаковые имена на территории США и Британии, а семь - в канадский, получив названия рек. Позже Канаде на разные сроки передавались и другие. Семь из британских были укомплектованы норвежцами и считались как бы норвежскими, и один голландцами.

10 из этих кораблей погибли по разным причинам, в основном торпедированы немецкими подводными лодками. Сами потопили 10 немецких и 1 итальянскую подлодки, а U-570 была захвачена в Атлантике и позже вошла в Королевский флот под названием "Граф".

К 1944 году основная их масса была заменена вновь построенными современными и тут девяти из них нашлось другое применение. Как известно, СССР получал вооружения по Ленд-лизу не только от США, но и от Британии. А тут такое дело - в 1943 году после выхода из войны Италии началась делёжка её флота и часть его должна была достаться Советскому Союзу. Но такая корова нужна самому, поэтому британские джентльмены смогли устроить замену итальянских эсминцев для СССР на свои, те самые "четырёхтрубники", полученные от США.

Всего таких было 9 единиц. Давайте посмотрим историю нескольких из них.

USS Fairfax (DD-93) был переименован в HMS Richmond, вошёл в состав Королевского флота в июне 1941 года. Участвовал в конвойных операциях в Атлантике, дважды сталкивался с охраняемыми судами, после чего попадал в ремонт. В 1944 году его экипаж должен был перейти на более современный корабль, а чтобы добро не пропадало, в июле 1944 года по программе Ленд-лиза он передан в ВМФ СССР под названием "Живучий". Службу проходил на Северном флоте, сопровождая в основном наши конвои вдоль северного побережья, неоднократно подвергался атакам немецких подлодок, но пронесло. В 1949 году, как и положено по Ленд-лизу, возвращён Британии, где тут же пошёл на металлолом.

USS Twiggs (DD–127) стал HMS Leamington

Участвовал в охране конвоев в Атлантике, совместно с другими кораблями охранения причастен к потоплению двух немецких подлодок, U-207 точно. Отправил на дно норвежское судно, столкнувшись с ним, пятеро норвежцев погибли. Потом был передан канадскому флоту, где столкнулся с американским тральщиком. Служба в тех местах не мёд, вот в таком виде иногда приходится возвращаться на базу:

-2

Впоследствии после ремонта передан в ВМФ СССР под названием "Жгучий". Экипаж был сформирован из моряков балтийского флота, но служил он на Севере. В 1949 году возвращён англичанам. Участвовал в съёмках героического фильма о том как однотипный эсминец британского флота разрушил ворота большого дока в Сен-Назере, лишив "Тирпиц" возможности обслуживания в нём. Пошёл на металлолом в 1951 году.

USS Crowninshield (DD–134) в Британии стал HMS Chelsea

-3

В ноябре 1942-го передан канадцам. Честно отслужил в конвоях, никого не таранил, но и врагов не потопил. Передан СССР в 1944 году под названием "Дерзкий"

-4

Сопровождал наши конвои на Севере, в 1949-м возвращён Британии, отправлен на металлолом.

USS Yarnall (DD–143)

-5

Послужил в британском флоте как HMS Lincoln, в феврале 1942 года передан Норвежскому королевскому флоту, в декабре 1943-го возвращён Британии и передан канадцам. В июле 1944 года отправился в СССР под названием "Дружный".

-6

А вот тут есть разночтения. Часть источников утверждают, что он изначально был предназначен как источник запчастей для остальных восьми эсминцев, который каннибалили по мере необходимости. Другие же говорят, что служил нормально. Но первых больше. Как бы там ни было, в 1952 году то, что от него осталось, возвращено в Британию и пошло на переплавку.

USS Cowell_(DD-167) передан англичанам как HMS Brighton. 27 февраля 1941 года спас 19 выживших с торпедированного эсминца "Балтизан ". Охранял минные заградители, а позже конвои. Перед передачей СССР служил как цель для отработки экипажей британской морской авиации. У нас назывался "Жаркий"

-7

Практически сразу после возвращения англичанам в 1949 году пошёл на переплавку.

Довольно однообразна история ещё пары этих кораблей, особо не отличившихся ни в одном из флотов, где им довелось служить.

Несколько особо стоит USS Thomas (DD–182) полученный англичанами как HMS St Albans

-8

Рузвельт подписал документ о передаче 2 сентября, а уже 23 сентября эсминец поднял британский флаг. Участвовал в самых первых постановках мин в Датском проливе, охранял конвои, спасал людей с торпедированных транспортов. В апреле 1941 года после ремонта передан норвежцам и на первом же выходе налетел на британский тральщик HMS Alberic, отправив его на дно. После ремонта 3 августа участвовал в потоплении U-401, впоследствии, охраняя конвои неоднократно атаковал немецкие подлодки, правда безрезультатно. Хотя как сказать, - не давал нападать на охраняемые им суда, а это главное.

В апреле охранял конвой PQ-15, направлявшийся в СССР, было потеряно только три судна. В этом походе сумел таки совместно с тральщиком HMS Seagull путём успешной атаки глубинными бомбами заставить всплыть подводную лодку, после чего принялся лупить по ней из своей артиллерии.

Пока разобрались, что это польская подводная лодка ORP Jastrząb американского производства, были убиты 5 членов её экипажа, включая британского офицера связи и ранено 6, в том числе и польский командир. В ходе последующих разборок норвежцы старались доказать, что Рафик неувиноват, поляки находились далеко за пределами назначенной им позиции А те в свою очередь твердили, что это конвой забрёл на их позицию. В итоге лодку пришлось затопить.

Потом было ещё много приключений, например, сопровождал "Куин Элизабет", доставлявшую десант вокруг мыса Доброй Надежды. В июле 1944-го передан СССР под названием "Достойный". После службы в нашем флоте 28 февраля 1948 года возвращён Британии, а в апреле начата его разборка.

USS Херндон (DD-198) вступил в строй в сентябре 1920 года. В 1922-м поставлен в отстой, с 1930 в период сухого закона в составе береговой охраны занимался отловом контрабанды алкоголя. Потом снова отстой, а 9 сентября 1940 года в числе первых передан Британии как HMS Churchill. Вот он покидает США:

-9

Далее конвои, конвои, конвои... Передан СССР в том же июле 1944 года, как и остальные. Получил название "Деятельный" и стал единственным погибшим кораблём из этой группы.

16 января 1945 года его якобы атаковала U-956 капитан-лейтенанта Ханса-Дитера Мооса

-10

История эта довольно тёмная. 6 января 1945 года в 20.30 по московскому времени « Деятельный» (командир К.А. Кравченко) получил радиолокационный контакт при сопровождении конвоя КБ-1 в штормовом море примерно в 40 милях к востоку от мыса Териберского на севере Кольского полуострова. Согласно советским источникам, затем эсминец безуспешно попытался протаранить ныряющую подводную лодку, сбросил глубинные бомбы, а когда развернулся для новой атаки, в корме произошел сильный взрыв.

Неясно что было его причиной - то ли он налетел на мину, то ли взорвался запас собственных глубинных бомб, то ли всё же это была немецкая торпеда. Моос хотя и дожил до 2009 года, однозначных утверждений о потоплении эсминца вроде бы не делал. Журнал боевых действий этой лодки не сохранился. В любом случае корма корабля была оторвана, попытки бороться за его живучесть не увенчались успехом. Погибло 117 человек из 124 членов экипажа. Семеро выживших сообщили лишь о мощном взрыве на корме корабля.

Их спас "Дерзкий".

******

А вообще о Ленд-лизе для флота СССР у меня есть подробная статья, основанная в том числе и на иностранных источниках:

............................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала6