Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
М.Ю.Лермонтов.
Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодняшней статьёй я, на правах клинического психолога, решила запустить для своих читателей серию полезных, познавательных публикаций с рассказами о характерных психических патологиях с опорой на яркие литературные персонажи из всемирноизвестной классики. Эти, раскрытые мною образы, помогут вам разобраться в сложных клинических диагнозах, с первичным представлением о тех или иных нарушениях.
И начну я с ПРЛ (пограничного расстройства личности), столь обсуждаемого на просторах интернета - часто, к сожалению, с доморощенным представлением.
Для начала обратимся к МКБ-11 - международному классификатору болезней одиннадцатого пересмотра, разработанного всемирной ассоциацией здравоохранения.
ПРЛ в этом классификаторе имеет следующий код диагноза - 6D11.5
Расшифруем этот код для нашего понимания.
6 - "Психические, поведенческие расстройства и расстройства нейропсихического развития".
D11 - "Выраженные личностные особенности или особые паттерны поведения".
5 - "Пограничный паттерн".
А теперь коротко раскроем диагноз цитатой из МКБ.
Личностные нарушения характеризуются тотальным проявлением нестабильности межличностных отношений, образа себя и эмоциональных состояний; выраженной импульсивностью, на что указывают многие из следующих признаков: непереносимость реального или воображаемого отказа; паттерн нестабильных и эмоционально насыщенных межличностных отношений; нарушение личностной идентичности, проявляющееся в стойко выраженном нестабильном образе себя или чувстве собственного "Я"; склонность действовать опрометчиво в состоянии сильного негативного аффекта, что может приводить к потенциально саморазрушающему поведению; эмоциональная нестабильность из-за выраженной реактивности настроения; хроническое чувство пустоты; неадекватный интенсивный гнев или трудности с контролем гнева.
Чуть ниже я разберу каждый отдельный тезис с демонстрацией персонажа, но вначале напомню вам о базовых основах любого расстройства личности (в том числе ПРЛ) - все расстройства личности, называемые ранее психопатиями, имеет триаду признаков: 1. тотальность черт характера (постоянность проявлений во всех обстоятельствах, ситуациях) - негибкость, отсутствие адаптивности всегда, всюду; 2. стабильность черт характера (неизменность) - человек такой, каков есть - принципиально не меняясь, оставаясь одним, со своих 18 и, скажем, до 80 лет, то есть психически инфантильным, уязвимым, беспомощным; 3. отсутствие стабильности в социальных и межличностных отношениях (это то, что мы можем увидеть в трудовой книжке или в паспорте пациента) - отсутствие семейной адаптации, социальной адаптации, профессиональной адаптации, постоянного жизненного пространства, человек как будто мигрирует, вечно что-то ищет, не будучи удовлетворённым нигде.
Теперь к ПРЛ. Внешне это часто очень яркие личности: экспрессивные, темпераментные, заметные; своей особой выразительностью, "перчинкой" они отчётливо выделяются из толпы, привлекая внимания, отличаясь. Если выражаться метафорой, они как лермонтовский парус, надломленные, раненые, мятежные, в вечном поиске бури, вернее не так - внутри какой-то бури, из которой нет выхода.
Яркий пример - Настасья Филипповна из известного романа Фёдора Михайловича Достоевского "Идиот".
Помните, как поразило князя Мышкина лицо Настасьи Филипповны уже с портрета, с бумажной фотографии в рамке? Эта буря (неистовая, опасная) читалась в образе роковой и удивительной дамы. Буря со всеми вытекающими последствиями...
А что мы чувствуем при прикосновении к персонажу - при живом касании к образу? Внутреннюю надломленность, колоссальную душевную боль - драматическую, огромную, разрушающую...
Давайте вспомним этот образ с опорой на фильм Владимира Бортко "Идиот"...
[youtube]https://youtu.be/KZBd2mHubWY?si=MFwHMcWsz_Bgyrul[/youtube]
Да, конечно, Настасье Филипповне что называется "серьёзно досталось" в детстве, у неё в анамнезе глубокая травма (никто не спорит), но мы анализируем сложившийся образ, персоналию, которая не способна жить вне страданий; которой настолько боооольно внутри, что она "искрит", "замыкает", угрожая "загореться", "спалить", "поджигая" внутренней, адской мукой и внешнее измерение.
Мне вспоминается история Марши Лайнен, известного специалиста по ПРЛ, в бытность свою страдавшую этим заболеванием: она долго и мучительно проживала свою болезнь, пока не пришла к корневому выходу из "проклятого" недуга-тупика - радикальному принятию себя, своей истории, жизни, как она есть.
Вернёмся к признакам ПРЛ и примеру Настасьи Филипповны. Помните характеристику МКБ, приведённую выше, касательную следующего паттерна: "паттерн нестабильных и эмоционально насыщенных межличностных отношений"? Посмотрите, как остро и нестабильно наша героиня переживает отношения с избранными ею мужчинами (Мышкиным и Рогожиным, например): с одной стороны она эмоциональна и горяча, с другой - провокационна, противоречива, конфликтна. Везде одна трагедия, каждая история - драма!
Следующая черта: "непереносимость реального или воображаемого отказа" тоже отчётливо продемонстрирована читателям. Вспомните, как повела себя Настасья Филипповна, когда узнала, что Лев Мышкин и Аглая Епанчина возможно поженятся? Сделала всё, чтоб вернуть себе вечно отвергаемого ею, несчастного и слабого князя. Для чего? Ведь очень скоро она опять его бросит. Ради одного - чтобы не быть отверженной! Это свойство (в случае с ПРЛ) связано с глубинной инфантильностью пограничников, эти люди очень незрелы и склонны к созависимым отношениям.
Думаю о "выраженной импульсивности", "склонность действовать опрометчиво", "реактивности настроения" и "трудностях контролировать гнев" (я цитирую диагноз из МКБ) с опорой на персонаж Настасьи Филипповны и говорить особенно нечего: это неотъемлемая часть её образа. Объясню ещё раз, с чем именно это связано, с какой детерминантой внутри? С глубокой душевной травмой, с состоянием жгучей неудовлетворённости или (по определению Марши Лайнен) чудовищного ада внутри, который периодически "выливается" и наружу.
Остановлюсь немного на одном из главных признаков ПРЛ "нарушении личностной идентичности, нестабильном образе себя или чувстве собственного Я". Настасья Филипповна не являет окружающим устойчивой, цельной личности, она как будто в "агонии", в каком-то "воспаленном бреду", её проявленной и ясной для читателя вовсе нет: она сама себя не знает, боится - то она уязвлённая пороком чистая и светлая дева, то роковая грешница, то высокая и преданная душа, то неожиданный, коварный предатель... Вы спросите, откуда эта разорванность? Я отвечу... Вспомните: Настасья Филипповна потеряла при пожаре родителей, её не дорастили, не долюбили, не помогли в формировании уникального душевного "Я", она как будто бы себя "потеряла" или всё ещё "не нашла", не имея в себе ни внутренних опор, ни достаточной самоценности, ни уважения к себе, ни ощущения личностной целостности. Такая "вечная сирота" и "скиталица", без внутреннего родительства и оплота, то есть внутренней защиты, поддержки. Неразрешимая внутренняя трагедия!
Ну, что, друзья, помогла я вам немного разобраться в этом диагнозе? Остались ли вопросы? Обязательно задавайте! А в следующей статья разберём ещё один известный диагноз - шизофрению с опорой на литературные персонажи.
Оставайтесь со мной на связи!
Напоследок прикреплю для читателей несколько своих публикаций с описанием личностных расстройств, разделённых на группы - демонстративную, тревожно-астеническую и эксцентричную.
Благодарю за внимание!
Личностные расстройства. Ч. 2. Тревожно-астенические ЛР. Терапевтические задачи в работе.
Автор: Алёна Блищенко
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru