Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Короли Таиланда – чахлый заговор 1912 года

На счастье династии Чакри, первые тайские заговорщики оказались лишь жалкими и инфантильными подражателями младотурков и (в большей степени) китайских революционеров. Вообще, XX столетие – это век диктаторов, а не королей, монархии исчезали одна за другой, уступая место амбициозным военным, происходило это повсеместно, и в Европе, и в Азии.

Что же касается Сиама, то первое выступление представителей армии против короля можно назвать даже неловким фальстартом. Если же забыть о прискорбном, но все же рядовом инциденте 1909 года, то королей Таиланда, в отличии от многих других монархических семейств, меньше всего можно винить в создании напряженности.

Рама VI
Рама VI

Здесь, кстати, можно пофилософствовать о благодарности и парадоксах ее отсутствия. Еще лет за тридцать до первого мятежа сиамцы мотыжили землю на полях, и никто иной как Рама V вывел их из рабского состояния, ограничив произвол знати. Положение солдат – выходцев из той же деревни, несравнимо лучше с положением крестьян, но лояльны они были почему не династии, а своим же командирам из дворянства.

Ядро заговорщиков составляли семь молодых офицеров, во главе их стоял военный врач, капитан Кхун Туайханпитак (1882-1959), позже известный как доктор Ленг, остальные были младшими лейтенантами. Слово за слово и вскоре группа разрослась до 91 офицера, в том числе и нескольких членов дворцовой стражи. Судя по всему, все они были отчаянными болтунами и мажорами из лучших и высших кругов общества, тот же лидер заговорщиков уже имел за что-то государственные награды (5-ую степень Ордена Короны Таиланда с Большим крестом) и кроме этого являлся личным врачом принца Чакрабона Пуваната, первого младшего брата короля (родного, что важно).

Орден Короны
Орден Короны

Этот принц (будущий фельдмаршал) довольно интересная личность, учился он не где-нибудь, а в России, по увольнению из Российской армии и отбытию на родину, получил чин полковнику. Женат он был на русской дворянке Екатерине Десницкой и именно поэтому их единственный сын был отстранен от наследования трона – из линии претендентов, согласно Закону 1924 года, исключались принцы, рожденные в браках с иностранками (строго говоря, девушками, которые по своему рождению не были подданными Сиама).

Но вернемся к заговору. Что хотели заговорщики не очень ясно, тянуло их в разные стороны. Единственное, что их объединяло – это пламенное желание убить короля Вачиравуда, а вот, что дальше... Кто-то хотел просто заменить короля на одного из его младших братьев (не родных), вторые судачили о конституционной монархии, третьи сотрясали воздух воплями о республике. Короля обвиняли в излишней европеизированной роскоши и слишком сильном увлечении

Заговорщики
Заговорщики

Наконец, разыграли в лотерею роль цареубийцы: операцию планировали на 1 апреля 1912 года – первый день Тайского Нового года на церемонии подачи воды. «Счастливчиком» стал некий капитан Ют Хонгю.

Вот только убить короля дело посерьезнее, чем вшестером гонять по улицам королевского пажа. У капитана просто сдали нервы, и он во всем признался начальнику стражи, тот же, в свою очередь немедленно доложил принцу Чакрабону. 27 февраля вся группа была арестована, принц в ярости рвал с незадачливых цареубийц погоны и немедленно приказал бросить всех в тюрьму. Вскоре состоялся и военный трибунал – трое были приговорены к смертной казни, 20 человек к пожизненному заключению, более 60 к тюремному сроку не менее 12 лет.

Но король Вачиравуд сделал из всей этой истории надлежащие выводы. Во-первых, пользуясь правом монарха, снял смертные приговоры, заменив их на пожизненное заключение, пожизненное заключение «второму эшелону» заговорщиков заменил на 20-летние сроки, и также смягчил наказание всем остальным. Уже в 1924 году, в честь 15-летия правления Рамы VI, все дожившие до этого года осужденные, были помилованы и освобождены. Здесь не очень ясно – иногда пишут, что освободили «большинство», но среди освобожденных был и капитан Кхун Туайханпитак, продолживший врачебно-фармацевтическую карьеру. Но странно было бы освобождать главаря, оставив в застенках младших пособников. Мне пока не удалось понять, что случилось с «прозревшим» капитаном Ют Хонгю.

-4

А во-вторых, король всё-таки потихоньку расформировал свою любимый корпус Дикого Тигра и также осторожно начал реформирование армии. Отношения последней с монархом стабилизировались.

Вскоре грянула и Первая Мировая Война. Рама VI придерживался политики нейтралитета, Сиам мог себе это позволить. А вот какой стороне выражать симпатии, тут вопрос сложный. С одной стороны – в Антанте есть Россия, с которой у Таиланда никаких осложнений, но тут же и французские разбойники, лихо грабящие Сиам в совсем недалеком прошлом. С другой стороны – с кайзеровской Германией, так же, как и с Российской империей разногласий никогда не было, многие видные тайцы проходили там обучение и открыто симпатизировали немцам.

Так что хитрый и осторожный Рама VI примкнул к Антанте и объявил войну Герсании и Австро-Венгрии лишь… 22 июля 1917 года. Позже он своего тоже не упустил – активно участвовал в создании Лиги Наций, благодаря чему прошлые кабальные договоры с европейцами были пересмотрены в пользу Сиама.

Сиам 1900 год
Сиам 1900 год

Теперь можно было подумать и о дальнейшей преемственности, тем более, что назрела явная необходимость. В отличии от своего младшего брата Чакрабона, избравшего европейский формат брака, король оставался традиционным многоженцем, хотя и куда более скромным, чем его предшественники (всего четыре жены за всю жизнь). Но вот незадача – он стал первым королем Чакри у которого вовсе не было сыновей (кажется, один мальчик всё-таки родился, но он скончался прежде, чем ему успели дать имя), да и дочь выжила только одна.