Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Королевский Таиланд. Правители из династии Чакри

Прежде всего следует разобраться с именем королей Таиланда (Раттанокосин или Сиам до 1932 года) и их порядковыми номерами. Как легко догадаться, «Рама» - это не личное, а тронное имя, а в строгой нумерации чувствуется явное европейское влияние. А само по себе имя отсылает к известному индуистскому божеству, аватару Вишну.

И действительно, первым королем, назвавшим себя Рамой, был уже шестой монарх в династии Чакри - Вачиравуд (1881-1925), правивший с 1910 года. Считается, что введением универсального тронного имени для себя лично, а также пятерых своих предшественников и всех будущих преемников Вачиравуд преследовал две цели.

Во-первых – облегчить дипломатическое общение с европейцами и прочими, оригинальные имена были слишком сложны для не сиамцев. Во-вторых, это прекрасно ложилось на старую традицию, согласно которой имя короля священно и в обиходе и тем более при личном обращении к правителю не называется.

Таким образом, Вачиравуд назвал себя Рамой VI, присвоив то же имя, как тронное, своим предшественникам, начиная с самого первого короля династии Чакри – отца-основателя четвертого сиамского королевства Раттанокосин.

Рама I
Рама I

Создателя новой династии при рождении звали Тхонг Дуанг(1737-1809), в 1782 году он сверг и казнил короля Таксина, который в свою очередь смог восстановить Сиам после падения и развала королевства Аютия в 1767 году. При коронации Тхонг Дуанг взял себе Раматибоди (в честь королей средневековой Аютии) и тронное имя Фан Дин Тон, дословно - «Первый правитель».

С последним тронным именем уже у его преемников возникли некоторые проблемы: так как сына первого монарха называли «Срединный правитель», а вот внука третьего по счету монарха этого дома должны были бы по логике звать … «Последний правитель». Естественно, это очевидно зловещее имя не нравилось ни королю, ни его окружению.

Рама II
Рама II

Третий правитель переименовал отца и деда в честь двух статуй Будды, и первый король Сиама обрел новое имя - Пхарабат Сомдет Пхра Буддха Йодфа Чулалок. При четвертом и пятом короле были введены заимствованные у европейцев порядковые номера правителей, пока наконец шестой король не провел полную и ясную «унификацию» тронных имен. С этого момента, в данной статье, для удобства (как своего, так и читателей) я буду именовать королей Чакри – Рама, с обозначением их порядкового номера.

Рама VI известен также и тем, что в 1924 году, установил новый порядок наследования престола, называемый Дворцовым законом о наследовании. Это довольно любопытное сочетание европейского права первородства и традиций Юго-Восточной Азии. А вот в XVIII веке, при Раме I было все еще довольно запутано, детали сиамской королевской преемственности ускользали от понимания европейцев, опирающихся на довольно простую и ясную логику того самого первородства. В Сиаме было все гораздо сложнее.

Распад королевства Аютия в 1767 году
Распад королевства Аютия в 1767 году

Еще первый Дворцовый закон королевства Аютия, принятый в 1360 году, не устанавливал порядок престолонаследия, а скорее определял круг возможных наследников. Лишь предполагалось, что новым королем должен стать сын покойного короля или его брат, при этом вполне допускалось, что это может быть и более дальний родственник. Все это привело к тому, что примерно треть переходов власти в королевстве Аютия за все его существование с середины XIV до середины XVIII веков, сопровождалась недоразумениями, а именно – заговорами и убийствами.

И такое положение вполне очевидно: можно было и не давать права наследования братьям и иным родичам короля, для кровопролитных междоусобиц вполне достаточно было одних сыновей, учитывая традиции многоженства, у некоторых королей Сиама их было и не сосчитать. И все – с потенциальными правами на трон отца. Что же касается статуса многочисленных жен королей Сиама – то мне кажется, даже у османских султанов было проще простого, но об этом ниже.

Насколько мне удалось понять, при Раме I переход власти определялся по тем же принципам, что и в Средние века, с тем лишь уточнением, что преемник должен быть «праведным королем». И лишь удачей можно объяснить то, что после Рамы I власть переходила без особых эксцессов, довольно мягко и плавно, не исключая, впрочем, некоторых неурядиц – их удавалось быстро решать.

Рама III
Рама III

После смерти Рамы I, собрался высший совет – из членов королевской семьи, высших чиновников и буддийских монахов, который избрал на трон старшего выжившего сына короля, причем от «полноправной» королевы, а не от одной из 43 наложниц (всего детей у Рамы I был 42, поровну сыновей и дочерей). Но вот уже после Рамы II, аналогичный совет предпочел принца Тхапа, сына одной из «младших» жен, вместо Монгкута, сына королевы. Подразумевалось, что и король должен был сам назвать своего преемника, но в отношении Рамы II, почему-то лишь предполагается, что отец его назначил таковым, а сам Рама II этого сделать не успел, так как умер внезапно в 1824 году.

Тут еще и внезапная смерть короля пришлась на тот интересный момент, когда его сын от королевы, достигнув возраста в 20 лет, по существующей традиции принял на время монашеский сан. Принцу Монгкуту, пришлось в этом сане изрядно подзадержаться… отчасти по собственному решению, отчасти из-за соображений государственной безопасности, ради предотвращения дворцовых интриг.

Несмотря на то, что у бывшего принца Тхапа, ставшего королем Рамой III Нанглао, было множество детей (51 ребенок, в том числе и сыновья) он ни одну из своих жен не произвел в королевы, при этом и наследника не назвал. Можно предположить, что Рама III поступил так умышленно, во избежание кризиса престолонаследия, ведь был жив его брат Монгкут, ставший главой ордена буддийских монахов. Он мог стать серьезным соперником любому из сыновей Рамы III, и король, видимо, освободил дорогу на трон для этого своего единокровного брата. В 1851 году Монгкут и стал королем Рамой VI.

Продолжение следует…