Во время правления Чулалонгкорна, Сиам продолжал обороняться от непрекращающегося нашествия западноевропейских колонизаторов. В конце 1885 года пал вековечный враг Таиланда – королевство Бирма, сокрушенное Британией, а вокруг самого Сиама ненасытным питоном вилась Франция, с 1867 года откусывая территории у династии Чакри.
Последняя уступка в пользу Франции случилась в 1906 году, а несколько позже – в 1909-ом, пришлось уступить территории и Британии, но здесь хотя бы в обмен на не очень кабальные кредиты. Британии, соперничающей с Францией, в целом был выгоден независимый Сиам и, хотя английская «помощь» была совершенно незначительной, французская экспансия в регионе, в конце концов остановилась. По существу, Франция и так взяла себе территорий больше, чем могла без проблем контролировать.
Главное, что удалось Раме V Чулалонгкорну – это сохранить ядро государства и в принципе его независимость, оставшись единственным непокоренным королевством в Юго-Восточной Азии. Помимо серьезных внутригосударственных реформ, король первым из сиамских монархов, в 1897 году отправился в Европу, нанеся визиты почти всем монархам (в том числе и Николаю II), успешно укрепив свое положение на дипломатической международной арене.
Он же первый отправил своих детей на обучение в Европе. Что касается реформ, то король проводил их отнюдь не бездумно, тупо ломая старое, а пытаясь осторожно и постепенно брать с Запада, то хорошее, что действительно нужно, например, без нормального военного флота было уже никак. Также, поэтапно было отменено рабство – окончательно в 1905 году.
Но вот семейные традиции король менять не торопился, собственно говоря, несмотря на западный лоск, в этом плане он оставался типичным восточным владыкой, с учетом местных оригинальных особенностей. Куда там эллинистическим Птолемеям до династии Чакри, даже в начале XX века матримониальные союзы сиамской династии, выглядели крайне странно с европейской точки зрения каких-бы то ни было веков.
Итак, у короля было 9 жен (повторюсь, если я правильно понимаю, существовало четыре статуса королевской жены) и 143 наложницы. Первые пять избранниц являлись его единокровными сестрами, дочерями все того же короля Монгкута. Всё это дочери двух женщин – трое от одной жены Монгкута и две от другой. В общей сложности у короля был 33 сына и 44 дочери.
Несмотря на то, что сиамцам удавалось многие десятилетия избегать (благодаря сложной церемониальной системе) печальных эксцессов подобных тем, что имели место быть в Османской империи - по отношению к «неудачникам», не севшим на трон, с престолонаследием определенно надо было что-то делать. То есть, приводить его к понятному западному образцу, в идеале, когда наследник определяется автоматически. Первые шаги к этому и предпринял Чулалонгкорн, в 1886 году он назначил наследником своего старшего сына Маху Вачирунхиса. Подчеркну, старшего из числа сыновей от первых жен, у короля были еще несколько сыновей от наложниц, родившихся раньше Вачирунхиса.
Однако в 1895 году наследный принц скончался и вполне следуя логике, его место занял следующий по старшинству сын Чулалонгкорна – Вачиравуд, первый из сыновей королевы Саовабхи. Фактически новое положение о престолонаследие стало действовать и Вачиравуд беспрепятственно стал королем после смерти отца в 1910 году. Рама VI – напомню, что именно он ввел это единое тронное имя для себя самого, пятерых своих предшественников и всех предполагаемых преемников, оказался первым у кого не было сыновей вообще, несмотря на наличие нескольких жен.
Но прежде всего о делах внутренней политики – уже в 1912 году, Сиам пережил попытку государственного переворота, купирована она была быстро, но скорее по воле случая. Король вел себя не слишком умно, однако на его счастье заговорщики тоже не блистали талантами, особой храбростью и банальной конспирацией. В Таиланде, как и во многих других азиатских королевствах XX века возникла парадоксальная ситуация: государству нельзя без армии и кадрового офицерского корпуса, но армия была нелояльна королю. Что касается Рамы VI, то виновен в этом отчасти он был сам лично.
В 1909 году один из придворных Вачиравуда, еще бывшего наследным принцем, поссорился на городском мосту с одним переодетым в штатское солдатом 2-го пехотного полка. Причиной свары оказалась продавщица орехов бетеля, приглянувшаяся, как это часто бывает, сразу обоим встретившимся в недобрый час излишне горячим молодым парням. Если я только правильно понял завязку этой запутанной истории – сначала паж поколотил солдата и преследовал его до казарм, а потом, когда к солдату на выручку подоспели капитан (командир его роты по имени Сом), некий лейтенант и еще трое солдат, уже сам паж убегал от шестерых преследователей и спрятался во дворце.
О произошедшем паж доложил своему принцу и тот, счел нападение военных на личного придворного, оскорблением уже в свою сторону. Вачиравуд потребовал наказать шестерых военных палками, несмотря на то, что этот вид наказания был уже отменен, на что не преминул указать король-отец, заявив, что уж если капитан Сом и его подчиненные обвиняются, то их надо для начала судить. Невесть почему наследник так взъярился, что даже пригрозил отцу отречься от титула наследного принца. Чулалонгкорн уступил требованиям сына и шестеро участников драки, в том числе два офицера были подвергнуты порке. На армию это произвело крайне тягостное впечатление и многие из офицеров затаили глухую злобу.
Став правителем, Рама VI, зная о недовольстве офицерского состава попытался обезопасить себя созданием в 1911 году Корпуса Дикого тигра – своей личной гвардии. Вскоре корпус, солдат которого вербовали из простолюдинов (а не набирали из других подразделений) разросся до 4 тысяч бойцов.
И опять ситуация двоякая: с одной стороны, вполне можно понять короля – жить без личной гвардии в его положении это значит просто искушать судьбу, а с другой – армия еще более обиделась, так как сократились расходы на ее содержание, да и лучшее оружие было изъято в пользу «тигров». Особое возмущение вызвал дорогой денежный подарок короля одному из придворных. И всё это несмотря на то, что король тратил на армию фантастические 24.3 % доходов государства.
К началу 1912 года среди офицеров созревает заговор…
Продолжение следует…