Литературный роман известного польского писателя Стефана Жеромского "Канун весны" был закончен двадцать первого сентября 1924 года. И уже через семь месяцев роман вышел на русском языке почти одновременно в четырех издательствах. Одного этого достаточно было, чтобы советский читатель заинтересовался романом, и захотел узнать чем собственно, новый роман Жеромского привлек к себе такое исключительное внимание?
Сентиментальные беседы
По объекту художественного изображения - Жеромский не выходил за традиционные пределы польской и вообще европейской литературы. И в новом романе "Канун весны" все увидели старый, хорошо знакомый антураж. Герой романа по имени Цезарь , является представителем польской семьи крупных чиновников, и поэтому половина всего романа протекает в помещичьей среде.
По мнению многих современников Жеромского - простых читателей и литературных критиков, в первой части романа -сентиментальные мистические беседы, во второй части - не менее сентиментальное изображение феодального деревенского уклада. Так, где Жеромскому нужно было осветить иной, революционный быт - что по ходу романа ему приходится иногда это делать, в таких случаях у Жеромского получилось все надуманным. Как говориться, "художник здесь совершенно отсутствовал".
Также техника романа и интрига были признаны довольно примитивными.
Главный герой - коммунист
И все же роман Жеромского-крупнейшее литературное, вернее, литературно-общественное событие! Сила автора в том, что он взял для изображения некий момент социального перелома. "Канун весны» - это начало новых течений и новых явлений. Роман Жеромского - это "социальный роман" в лучшем смысле этого слова, он наметил крах польского "народного романтизма", первые проблески революционного коммунистического миропонимания.
Поэтому, не случайно Жеромский свой роман начинает с родословной своего героя Цезаря. Родители героя жили в Баку, но и мать и отец остались истинными поляками. Мать олицетворение мечтательного романтизма и она через двадцать лет пребывания в России не перестанет жить только Польшей. Герой романа, Цезарь должен был бы преемником и наследником этих романтических традиций.
Но он живет в такую эпоху, которая заставляет его в конце концов уити в другую сторону. Герой романа успешно переживает Великую Октябрьскую революцию 1917 года и борьбу в Баку, с отцом вместе едут в Польшу, участвует в войне против Советской России, по окончании войны гостит длительное время у друга и переживает здесь несчастную любовь, возвращается в Варшаву.
Здесь знакомиться с большевиками и после сопротивления и борьбы вступает в коммунистическую организацию.
Главная мысль
Апофеоз романа - главный герой Цезарь со своим другом большевиком во главе рабочей демонстрации. От "народного романтизма" к большевизму, от мечтаний о польском государстве к борьбе против данного реального польского государства таков путь этого романа, Корни революционности Цезаря и автора чрезвычайно примитивны, Жеромский по настоящему еще не видел рабочего класса и его революционные концепции строятся на традиционных для польской литературы картинах крестьянской бедности.
К тому же в целом ряде мест Жеромский весьма не правдиво изображает советскую действительность, его оценка Великой Октябрьской революции 1917 года и революционеров очень двусмысленна. И его отношение к Советскому Союзу весьма непоследовательное и не цельное. Но все это нисколько не умаляют значение романа.