Найти тему

Память о счастье.

Где: Музей Тропинина

Адрес: Щетининский пер, 10, стр.1

До: 22 декабря 2024

Гуттенбрунн Людвиг (около 1750-1819) Портрет Михаила Семеновича Воронцова в детстве
Гуттенбрунн Людвиг (около 1750-1819) Портрет Михаила Семеновича Воронцова в детстве

Эпиграфом к выставке в музее Тропинина “Память о счастье” я бы предложила строки Юрия Левитанского:

“Всего и надо, что вглядеться, — боже мой,
Всего и дела, что внимательно вглядеться…”

Неизвестный русский художник круга В.Л.Боровиковского Портрет мальчика в красном кафтане 1791-1810 холст, масло
Неизвестный русский художник круга В.Л.Боровиковского Портрет мальчика в красном кафтане 1791-1810 холст, масло

Дело в том, в экспозиции, посвященной теме семейного и детского портрета в живописи конца XVIII – первой половины XIX веков, кроется много загадок, она полна символов и намеков, нужно только вглядеться. Итак…

Портрет сына Наполеона - короля Римского . молящегося за своего отца и за Францию 1811-1814 бумага, шелк, офорт, вырубка, вырезание, монтировка
Портрет сына Наполеона - короля Римского . молящегося за своего отца и за Францию 1811-1814 бумага, шелк, офорт, вырубка, вырезание, монтировка

На выставке есть и большие полотна, и миниатюры, работы маслом и акварелью, портреты членов императорской фамилии, а также дворян и купцов. Объединяет их тема семьи и детства, которая стала особенно популярной в эпоху сентиментализма на рубеже XVIII-XIX вв.

Неизвестный художник Дети на берегу Волги с видом Казани. середина XIX холст, масло
Неизвестный художник Дети на берегу Волги с видом Казани. середина XIX холст, масло

Изображения детей зачастую дополнялись аксессуарами со скрытым смыслом, который был ясен для современников, но сегодняшним зрителям порой требуются пояснения. Вот мальчик с хлыстиком для верховой езды, символизирующим его послушание и дисциплинированность.

Колендас Павел (1820-) Портрет мальчика с собакой на фоне Красных ворот в Москве 1840-е холст, масло
Колендас Павел (1820-) Портрет мальчика с собакой на фоне Красных ворот в Москве 1840-е холст, масло

Собака рядом с девочкой - это аллегория добродетели, ее верности будущему супругу. Одно из центральных произведений экспозиции – картина В. А. Тропинина «Девочка с собакой» 1831 года. Это вольное повторение аналогичного портрета французского художника Жана-Батиста Грёза. Кстати, современники называли Тропинина «русским Грёзом». На портрете изображена внучка генерала Римского-Корсакова Даша. Тропинин заимствует у Грёза композицию картины.

Тропинин Василий Андреевич (1780-1857) Девочка с собакой. 1831 холст, масло
Тропинин Василий Андреевич (1780-1857) Девочка с собакой. 1831 холст, масло

Взгляните на портрет двух девочек, сестёр, которые так трогательно прижались к друг другу. Казалось бы – идиллия, но в картине зашифрована тема тревоги о будущем: девочка в красном платье держит веточку апельсинового дерева с едва распустившимися бутонами как знак того, что она будущая невесты (флердоранжами украшали свадебные платья), и ей как старшей из сестер, первой предстоит покинуть родительский дом. Пейзаж на полотне разделен рекой, которую можно трактовать как разлучение самих сестер и их отделение от родителей.

Неизвестный художник круга Х.Робертсона Портрет сестер середина XIX холст, масло
Неизвестный художник круга Х.Робертсона Портрет сестер середина XIX холст, масло

Как известно, в платья раньше одевали до определенного возраста и девочек, и мальчиков. С XVI по XIX века эта традиция существовала и в Европе, и в России.

Шамшин Петр Михайлович (1811-1895) Парные портреты Ольги Павловны и Николая Павловича Кривцовых в детстве.
Шамшин Петр Михайлович (1811-1895) Парные портреты Ольги Павловны и Николая Павловича Кривцовых в детстве.


Пока мальчик был в платье, это означало, что его воспитанием занимаются женщины – мать и няньки, а когда мальчик начинал носить штаны, это говорило о том, что он вырос и перешёл под опеку мужчин – отца и гувернёра. Смена платья на мужской наряд происходила примерно в семилетнем возрасте. Мне сразу вспомнился детскийпортрет Лермонтова кисти неизвестного художника. Трехлетний Мишенька был очень раздосадован, что его написали в платье как девочку, и ножницами для бабушкиного рукоделия решительно порезал платьице с кружевами.

Шамшин Петр Михайлович (1811-1895) Парные портреты Ольги Павловны и Николая Павловича Кривцовых в детстве
Шамшин Петр Михайлович (1811-1895) Парные портреты Ольги Павловны и Николая Павловича Кривцовых в детстве

Как на портретах брата и сестры Кривцовых кисти Петра Шамшина определить, где сестра Ольга, а где брат Петр? У девочки в руках корзина с розами, знак любви и красоты, а у мальчика – яблоко, библейский символ познания добра и зла.

Неизвестный русский художник круга В.Л.Боровиковского Портрет мальчика с яблоком. 1791-1810 холст, масло
Неизвестный русский художник круга В.Л.Боровиковского Портрет мальчика с яблоком. 1791-1810 холст, масло

А на этом портрете мальчик изображен с мячиком для же-де-пом, это старинная игра в мяч, прообраз тенниса.

Неизвестный художник (копия с Г.фон Преннера (1720-1766)) Посмертный портрет ребенка
Неизвестный художник (копия с Г.фон Преннера (1720-1766)) Посмертный портрет ребенка

Вот серия грустных портретов. Этот ребенок умер в младенческом возрасте, рука провидения забирает его на небеса.

Неизвестный художник Портрет отца с дочерью. 1840-е холст, масло
Неизвестный художник Портрет отца с дочерью. 1840-е холст, масло

Перед нами портрет вдовца, об этом “рассказывает” георгин, стоящий на заднем плане.

Залес Карл фон (1791-1870) Портрет принцесс Марии Фредерики и Софии Фредерики Вюртенбергских (дочерей великой княгини Екатерины Павловны) 1820 холст, масло
Залес Карл фон (1791-1870) Портрет принцесс Марии Фредерики и Софии Фредерики Вюртенбергских (дочерей великой княгини Екатерины Павловны) 1820 холст, масло

Композиция этой картины связана с безвременной кончиной матери девочек, поэтому сестры представлены как два небесных ангела, которые в своей детской невинности незримо связаны с покойной матерью. А вам, дорогие читатели, задание: найдите в облаках лебедя и двух собачек. И не ждите от меня помощи, я увидела только лебедя в музее, но дочка нашла всех.

Дубровин Платон Алимпиевич (1795-1851) Портрет матери с сыном. июнь 1847 холст, масло
Дубровин Платон Алимпиевич (1795-1851) Портрет матери с сыном. июнь 1847 холст, масло
Нефф Тимофей Андреевич (1805-1876) Портрет неизвестной с ребенком 1840-е холст, масло
Нефф Тимофей Андреевич (1805-1876) Портрет неизвестной с ребенком 1840-е холст, масло

Молодых матерей принято было изображать в голубом платье, голубой цвет в церковной символике обозначает высшую чистоту и непорочность, это цвет Божией Матери.

-16

Небольшие акварели или миниатюры дарили родственникам, их отправляли вместе с письмами, брали в путешествие или в военный поход.

На выставке представлены работы Александра Брюллова и придворного акварелиста Владимира Ивановича Гау.

-18

Часы каминные Счастливое материнство 1800-1825 Бронза, литье, штамп, чеканка, канфарение, золочение, эмаль, лак черный, монтировка
Часы каминные Счастливое материнство 1800-1825 Бронза, литье, штамп, чеканка, канфарение, золочение, эмаль, лак черный, монтировка
Каминное украшение Первый урок верховой езды Римского короля - сына Наполеона по мотивам картины Жюля Жирарде (1856-1938) Германия, фарфоровая мануфактура Зитцендорф. конец XIX бисквит
Каминное украшение Первый урок верховой езды Римского короля - сына Наполеона по мотивам картины Жюля Жирарде (1856-1938) Германия, фарфоровая мануфактура Зитцендорф. конец XIX бисквит

Великолепно воссоздан уголок гостиной в дворянском доме.

-21

Девочка со стаканом ягод. Фарфоровый завод А.Г.Попова, 1850-1875. фарфор, роспись надглазурная
Девочка со стаканом ягод. Фарфоровый завод А.Г.Попова, 1850-1875. фарфор, роспись надглазурная
Добрый отец. Германия, мануфактура Мейсен, 1780-е. фарфор, роспись надглазурная
Добрый отец. Германия, мануфактура Мейсен, 1780-е. фарфор, роспись надглазурная


Чудесным дополнением к картинам стали фарфоровые статуэтки на детскую тематику и сервиз в духе сентиментализма.

В настоящее время в музее проходит еще одна очень приятная выставка "Пространство. Воздух. Свет."

В конце сегодняшнего обзора хотела бы выразить благодарность всем организаторам выставки и всем сотрудникам самого уютного музея Москвы за всегдашнее гостеприимство.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#музейТропинина #пейзаж #выставкиМосквы #Шедевральныемаршруты #Памятьосчастье