Где: Музей Тропинина
Адрес: Щетининский пер, 10, стр.1
До: 22 декабря 2024
Эпиграфом к выставке в музее Тропинина “Память о счастье” я бы предложила строки Юрия Левитанского:
“Всего и надо, что вглядеться, — боже мой,
Всего и дела, что внимательно вглядеться…”
Дело в том, в экспозиции, посвященной теме семейного и детского портрета в живописи конца XVIII – первой половины XIX веков, кроется много загадок, она полна символов и намеков, нужно только вглядеться. Итак…
На выставке есть и большие полотна, и миниатюры, работы маслом и акварелью, портреты членов императорской фамилии, а также дворян и купцов. Объединяет их тема семьи и детства, которая стала особенно популярной в эпоху сентиментализма на рубеже XVIII-XIX вв.
Изображения детей зачастую дополнялись аксессуарами со скрытым смыслом, который был ясен для современников, но сегодняшним зрителям порой требуются пояснения. Вот мальчик с хлыстиком для верховой езды, символизирующим его послушание и дисциплинированность.
Собака рядом с девочкой - это аллегория добродетели, ее верности будущему супругу. Одно из центральных произведений экспозиции – картина В. А. Тропинина «Девочка с собакой» 1831 года. Это вольное повторение аналогичного портрета французского художника Жана-Батиста Грёза. Кстати, современники называли Тропинина «русским Грёзом». На портрете изображена внучка генерала Римского-Корсакова Даша. Тропинин заимствует у Грёза композицию картины.
Взгляните на портрет двух девочек, сестёр, которые так трогательно прижались к друг другу. Казалось бы – идиллия, но в картине зашифрована тема тревоги о будущем: девочка в красном платье держит веточку апельсинового дерева с едва распустившимися бутонами как знак того, что она будущая невесты (флердоранжами украшали свадебные платья), и ей как старшей из сестер, первой предстоит покинуть родительский дом. Пейзаж на полотне разделен рекой, которую можно трактовать как разлучение самих сестер и их отделение от родителей.
Как известно, в платья раньше одевали до определенного возраста и девочек, и мальчиков. С XVI по XIX века эта традиция существовала и в Европе, и в России.
Пока мальчик был в платье, это означало, что его воспитанием занимаются женщины – мать и няньки, а когда мальчик начинал носить штаны, это говорило о том, что он вырос и перешёл под опеку мужчин – отца и гувернёра. Смена платья на мужской наряд происходила примерно в семилетнем возрасте. Мне сразу вспомнился детскийпортрет Лермонтова кисти неизвестного художника. Трехлетний Мишенька был очень раздосадован, что его написали в платье как девочку, и ножницами для бабушкиного рукоделия решительно порезал платьице с кружевами.
Как на портретах брата и сестры Кривцовых кисти Петра Шамшина определить, где сестра Ольга, а где брат Петр? У девочки в руках корзина с розами, знак любви и красоты, а у мальчика – яблоко, библейский символ познания добра и зла.
А на этом портрете мальчик изображен с мячиком для же-де-пом, это старинная игра в мяч, прообраз тенниса.
Вот серия грустных портретов. Этот ребенок умер в младенческом возрасте, рука провидения забирает его на небеса.
Перед нами портрет вдовца, об этом “рассказывает” георгин, стоящий на заднем плане.
Композиция этой картины связана с безвременной кончиной матери девочек, поэтому сестры представлены как два небесных ангела, которые в своей детской невинности незримо связаны с покойной матерью. А вам, дорогие читатели, задание: найдите в облаках лебедя и двух собачек. И не ждите от меня помощи, я увидела только лебедя в музее, но дочка нашла всех.
Молодых матерей принято было изображать в голубом платье, голубой цвет в церковной символике обозначает высшую чистоту и непорочность, это цвет Божией Матери.
Небольшие акварели или миниатюры дарили родственникам, их отправляли вместе с письмами, брали в путешествие или в военный поход.
На выставке представлены работы Александра Брюллова и придворного акварелиста Владимира Ивановича Гау.
Великолепно воссоздан уголок гостиной в дворянском доме.
Чудесным дополнением к картинам стали фарфоровые статуэтки на детскую тематику и сервиз в духе сентиментализма.
В настоящее время в музее проходит еще одна очень приятная выставка "Пространство. Воздух. Свет."
В конце сегодняшнего обзора хотела бы выразить благодарность всем организаторам выставки и всем сотрудникам самого уютного музея Москвы за всегдашнее гостеприимство.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#музейТропинина #пейзаж #выставкиМосквы #Шедевральныемаршруты #Памятьосчастье