Где: Музей Тропинина
Адрес: Щетининский пер, 10, стр.1
До: 26 мая 2024
Эпиграфом к выставке может служить отрывок из хрестоматийного стихотворения Александра Кушнера:
«Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется пейзаж»
Дело в том, что выставка “Пространство. Воздух. Свет.” в музее Тропинина абсолютно универсальна: можно забежать после работы (именно “забежать”, т.к. выставка очень камерная – два маленьких зала) и просто отдохнуть душой, посмотрев на пейзаж Левитана, а можно прийти спокойно с детьми, чтобы внимательно изучить типы пейзажей и насладиться экспозицией.
Здесь представлены картины и И.К.Айвазовского, и И.И.Шишкина, и А.П.Боголюбова (о великолепной выставке в Третьяковской галерее, посвященной его творчеству, я писала ранее).
Из достоинств экспозиции мне бы хотелось отметить очень удачную развеску картин с нетривиальными решениями и тот факт, две выставки музея “Учитель и ученик” и “Пространство. Воздух. Свет.” великолепно дополняют друг друга, раскрывая тему преемственности в русской школе живописи.
Например, вы узнаете, что профессором пейзажной живописи в Московском Строгановском училище и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества был Карл Иванович Рабус.
Своим ученикам, главным из которых был Алексей Саврасов, он прививал любовь к работе на пленэре, интерес к поиску поэзии в родной природе.
Одно из самых масштабных полотен на выставке - «Москва. Кремль. Праздничная иллюминация в честь коронации императора Александра III». Эту картину написал Юлий Юльевич Клевер, успешный салонный художник, чьи работы приобретали и члены императорской фамилии, и П.М.Третьяков. Быстрый успех Ю. Ю. Клевера дал ему много заказов и, создавая иногда по картине в день, он нанимал других художников в качестве помощников. Так Оскар Гофман стал соавтором полотна о коронации императора Александра III, его кисти принадлежат фигуры людей и экипажей на первом плане картины. Это был грандиозный праздник с феерической подсветкой центра Москвы, впервые в таком количестве были использованы электрические лампочки, которые начали использовать в первопрестольной с 1880 года. Подготовка началась за три месяца, привлекли немецкую фирму «Сименс и Гальске» (в будущем Siemens) для подведения кабелей и подсветки всех кремлёвских строений, башен, собора Василия Блаженного, Красной площади, Александровского сада, Большого и Малого театров. Всего было заготовлено 300 000 фонарей и 3500 лампочек Эдисона. Планировали установить мощные прожекторы на башнях, их должны были обеспечить французские специалисты, но переговоры не удались. На помощь пришли моряки-балтийцы, они сняли лампы с морских маяков. Атмосферу праздника Ю.Ю.Клевер великолепно передал в своей картине.
В Музее Тропинина сейчас проходят еще одна выставка - “Бич сатиры”, уверена, что каждый посетитель найдет то, что будет созвучно его душе.
Я начала сегодняшний обзор с детского стихотворения, а закончить хотела бы словами А.К.Саврасова, мастера лирического пейзажа: “Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства”. Листайте ленту, чувствуйте красоту русской природы и живописи.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#музей Тропинина #пейзаж #выставки Москвы #Шедевральные маршруты #Пространство. Воздух. Свет