Разбирал кратко предварительные цифры по исполнению федерального бюджета за январь-май 2024 года. Забуксовал ненефтегаз. Погружусь в детали и расскажу о нестыковках в данных Минфина и Росказны за апрель.
Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
Статистика по доходам бюджета
Доходы мая: 2,6 трлн руб. против 3 трлн руб. в апреле. Вернулись на уровень июля-августа 2023 года. Не поступал квартальный налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, НДД, который приходит в первый месяц после конца очередного квартала: ждем июля.
Доходы с начала года: 14,3 трлн руб. в сравнении с 9,8 трлн руб. в январе-мае 2023 года, обгоняем прошлый год. Принес 12,2 трлн руб. с январь-май 2022 года., когда бюджет получил 10 трлн руб. Составила 11% накопленная инфляция за 2 года по данным Росстата. Дефлируем доходы мая и получаем 12,9 трлн руб. в ценах конца мая 2022 года: +5,9% за 2 года или +2,9% годовых. Скромная цифра: сокращается влияние инфляции на динамику номинальных доходов бюджета.
Осталось собрать 20,8 трлн руб. до плана по году 35,1 трлн руб. за оставшиеся 7 месяцев или 3 трлн руб./мес.
Вернул данные Минфин на график из-за роста расхождения с цифрами Росказны, которая досчитает статистику по маю позже. Идут близко расходы, если исключить расхождения в начале 2023 года. Похожая картина с доходами, но выбился из графика апрель 2024 года: насчитал 0,1 трлн руб. Росстат и 3 трлн руб. Минфин. Допускаю, что Минфин включил суммы, которые не дошли из-за выходных перед майскими праздниками: увидим остаток в майских данных Росказны. Жду публикации цифр.
Нефтегазовые доходы мая: 0,8 трлн руб. в сравнении с 1,2 трлн руб. в апреле. Опустилась с 41% в апреле до 30% в мае доля нефтегазовых доходов. Цифры снизились без налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, НДД: налог придет в июле по итогам 2 квартала 2024 года.
Доля нефтегазовых доходов с начала года: 35% при плане по году 33%. Пройдет без НДД июнь, цифра может еще немного снизиться.
Новая годовая оценка нефтегазовых доходов 2024 года от Минфина: 11 трлн руб. против начальной 11,5 трлн руб. Балансирующий средний курс до конца года 89 руб./$, цена Brent $80.
Неожиданно просел НДС в мае: 0,8 трлн руб. в сравнении с апрельскими 1 трлн руб. Поступления последовательно растут внутри квартала из-за методики начислений. Можно будет порассуждать о причине после цифр за июнь: эффект майских праздников или что-то сломалось. Результат с начала года: 5,2 трлн руб. против 4,4 трлн руб. в январе-мае 2023 года из данных Росказны.
Показала минус по внутреннему НДС за апрель Росказна: -268 млрд руб., что коррелирует с просадкой НДС Минфина за май. Логично отнести на запаздывание поступлений из-за эффекта праздников, но остался близко к прежним уровням импортный НДС.
Данные по налогу на прибыль от Росказны за апрель: -36 млрд руб. в апреле в сравнении с 299 млрд руб. в марте. Аналогичные размышления: ждем данных за май.
Ненефтегазовые доходы и дефицит
Держатся ненефтегазовые доходы: 1,8 трлн руб. в мае в сравнении с 1,7 трлн руб. в апреле, не растем.
Сократился дефицит бюджета с начала года: 1 трлн руб. в мае против 1,5 трлн руб. в апреле. Дает цифру 4 трлн руб. Росказна за январь-апрель. Написал выше, почему рано учитывать апрельскую Росказну.
Нетто-привлечение ОФЗ за январь-май: 0,4 трлн руб.
Итоги
Вызывают вопросы данные Росказны за апрель и майские цифры по НДС Минфина. Не растут ненефтегазовые доходы. Дадут разовый эффект +0,4 трлн руб. июльские дивиденды Сбербанка. Важнее динамика НДС и налога на прибыль, которые генерируют 41% от плановых доходов.
Не показывает роста расходов новая оценка бюджета на 2024 год от Минфина: 37,2 трлн руб. против первоначальной цифры 36,7 трлн руб. Показывает больше ГИИС "Электронный бюджет": 37,3 трлн руб. Вырос с 1,6 трлн руб. до 2,1 трлн руб. плановый дефицит.
Размер ликвидной части Фонда национального благосостояния, ФНБ: 5 трлн руб. Растет вероятность потратить часть на финансирование дефицита в этом году: не справляется с планом размещений на 2 квартал Минфин, привлек 0,4 трлн руб. при плане 1 трлн руб., осталось 2 аукциона. Нетто-привлечение с начала года с учетом июня: 0,4 трлн руб. Ожидают погашения ОФЗ на 0,8 трлн руб., придется занять еще 2,4 трлн руб. до конца года: не рвется давать в долг Минфину рынок. Растет риск повышения ставки: выросла майская инфляция. Вырастет стоимость привлечения, подорожает обслуживание долга флоатеров в таком сценарии: станет уходить на выплату процентов все большая часть бюджета. Сделаю оценку в будущих публикациях.
Поддержит бюджет рост налогов. Поступления вырастут в 2025 году: новые ставки заработают с 1 января в стандартном сценарии. Придется работать творчески до этого момента: стандартные инструменты – акцизы, пошлины и пересмотр льгот.
Остается 7 месяцев до конца года, время есть: бюджету везло в прошлые годы, когда дорожала нефть или слабел рубль.
При частичном или полном цитировании ссылка на источник обязательна.