Американцы предложили на свои деньги перевооружить и обучить армию Ливана. Цель затеи понятна: армия должна (с точки зрения американцев) восстановить суверенитет Ливана над южной частью страны, который больше 30 лет контролируется «Хезболлой». По их разумению, это положит конец конфронтации между Израилем и «Хезболлой», которая вот-вот перерастёт в большую (или очень большую, с участием Ирана) войну.
Правда, возникает вопрос: а кому, собственно, Вашингтон предлагает помощь в деле восстановления армии Ливана? Президента в стране нет с 2022 г., после того, как истёк срок полномочий Мишеля Ауна. Премьер-министр Наджиб Микати ситуацию в стране не контролирует: она фактически разделена на самостоятельные анклавы, соответствующие конфессиональному делению. Их контролируют лидеры религиозно-политических группировок. При этом только «Хезболла» - ведущая, хотя и не единственная, партия шиитской общины - имеет собственные вооружённые силы: остальные общины сдали (или продали) тяжёлое вооружение в начале 1990-х под давлением сирийской армии, оккупировавшей в то время Ливан.
Ливан, получивший независимость в 1946 году, никогда не был единым государством. Государственная власть формировалась не путём выборов, а согласованием общин - христиан-маронитов (католиков), православных, армян, суннитов и шиитов. Президентом может быть только маронит, премьер-министром – суннит, спикером парламента – шиит, заместители премьер-министра и председателя парламента - православные. Депутаты парламента избираются прямым голосованием, но в соответствии с квотами религиозных общин (64 мусульманина (27 суннитов, 27 шиитов, 8 друзов и 2 алавита) и 64 христианина (34 маронита, 14 православных, 8 греко-католиков, 5 армян-григориан, 1 армян-католиков, 1 протестант, а также ещё 1 христианин по усмотрению – чаще всего, ассириец-несторианин).
Неудивительно, что столь сложная государственная конструкция была слабой. Зная эту слабость, власть меньше всего хотела иметь сильную армию, поскольку она подчинялась бы не президенту и правительству, а лидерам общин. Когда в 1958 году сторонники присоединения Ливана к Объединённой Арабской республике (союзу Египта и Сирии) подняли восстание, армия не смогла с ним справиться, и правительство обратилось за помощью к США.
В начале 1970-х в Ливане появилась ещё одна, очень мощная военно-политическая сила: Организация освобождения Палестины. В 1970 году ООП потерпела поражение в войне с королевской армией Иордании, и отряды ООП, а также сотни тысяч палестинских беженцев, перебазировались в Ливан. Они занимали, часто силой, городские кварталы и целые районы страны (их называли «Фатхлендом» от названия главной партии ООН – ФАТХ), изгоняя оттуда ливанцев – и армия ничего не могла с этим сделать.
В 1975 году терпение маронитов лопнуло (лидеры суннитов, армян и православных пытались договориться с ООП), и в Ливане началась гражданская война. И ливанская армия (15 тысяч солдат и офицеров, 120 танков, 150 БТРов, 75 орудий и даже два десятка самолётов)… тут же распалась. Христиане ушли в христианские милиции (их было несколько) мусульмане подались в свои. Майор-христианин Саад Хаддад с группой военнослужащих захватил на юге Ливана город Марджаюн, сформировал Армию защиты юга Ливана и заключил военный союз с Израилем.
Остатки армии не знали, кому подчиняться (президент и премьер-министр лишились власти), и придерживались нейтралитета, пытаясь защитить военные городки и не допустить расхищения оружия. Что им плохо удавалось.
В ходе гражданской войны христианские милиции получали военную помощь от Израиля (в 1977-81 годах Израиль поставил христианам 165 танков и бронемашин, 40 орудий и 5 вертолётов), левых, мусульман и ООП не менее обильно снабжали СССР, Ливия и Сирия (после 1978 года).
В 1982 году израильская армия, после серии кровавых провокаций со стороны ООП, вторглась в Ливан. С ней сражались отряды ООП, сирийская армия и некоторые мусульманские и левые группировки. Ливанская армия (8,8 тысяч военнослужащих на тот момент) в войне не участвовала.
В 1982 году США и Франция начали воссоздание ливанской армии. В стране была проведена мобилизация, начались поставки американской и французской техники и вооружений (Франция поставила 100 устаревших лёгких танков AMX-13).
В 1986 году израильский гарнизон покинул Западный Бейрут, после чего его должна была занять ливанская армия. Однако этому воспротивилась ополченцы-шииты из движения «Амаль», разгромившие и изгнавшие из столицы 5-ю армейскую бригаду. При этом 6-я бригада, расположенная там же, отказалась поддержать сослуживцев – она была укомплектована шиитами. В 1987 году 6-я бригада в полном составе дезертировала, став костяком новой военно-политической организации шиитов – «Хезболлы».
В 1986 году истёк президентский срок Амина Жмайеля, и президентом объявил себя министр обороны генерал Мишель Аун. Одновременно в Ливане сражались друг с другом различные христианские, мусульманские и палестинские формирования.
В 1988 году ливанская армия (10 бригад) насчитывала 40 тысяч военнослужащих. Половина бригад были составлены из христиан, и они имели в своём распоряжении 3/4 тяжёлого оружия, в то время как на долю пяти мусульманских бригад приходилась оставшаяся четверть.
В январе 1990 года самоназначенный генерал-президент Аун потребовал от крупнейшей христианской милиции, Ливанских сил, подчиниться армии, но встретил вооружённое сопротивление. В сентябре 1990 года сирийские войска атаковали армию Ауна, причём на сторону сирийцев перешла часть армии во главе с контр-адмиралом Эмилем Лахудом. Ливанские силы поддержали сирийцев артиллерийским огнём. Аун был разбит и бежал во Францию. Ливан был оккупирован Сирией, все милиции (кроме «Хезболлы») сложили оружие и были распущены.
В 2000 году Израиль прекратил поддержку христианской Армии юга Ливана, и она распалась под ударами «Хезболлы». «Хезболла» не пустила ливанскую армию на юг страны, превратив бывший христианский оплот в свою вотчину.
В 2006 году нападения «Хезболлы» на Израиль привели к Второй Ливанской войне, в которой израильтяне нанесли Ливану огромные разрушения, а израильские танки проутюжили юг страны. Однако потери «Хезболлы» были относительно невелики, а война была прекращена под давлением ООН. Резолюция ООН № 1701 требовала от Израиля прекратить огонь и вывести войска из Ливана, а от Ливана – убрать «Хезболлу» от границы с Израилем. Израиль резолюцию выполнил, а Ливан – нет. У правительства и армии Ливана не было ни сил, ни желания бороться с «Хезболлой». Ливанская армия не приняла во Второй Ливанской войне никакого участия.
В 2005 году «Кедровая революция» покончила с сирийской оккупацией, и ливанская армия начала постепенно восстанавливаться. На вооружении появилась американская, французская и российская военная техника. В 2011-17 годах ливанская армия подавляла выступления исламистов; её успехи связаны с помощью со стороны «Хезболлы» и сирийской армии.
В настоящее время армия насчитывает около 85 тысяч военнослужащих; помимо этого, в Силах внутренней безопасности (СВБ) служит около 40 тысяч. Считается, что офицерский состав армии укомплектован преимущественно христианами, а рядовые – в основном мусульмане. В СВБ же мусульмане преобладают и среди офицеров, и среди рядовых.
Армия Ливана не является серьёзной и самостоятельной военной силой. Даже если накачать её оружием и деньгами, перевооружить и переобучить, боеспособной она не станет. Потому, что в случае любого военного конфликта – будь то с Израилем или «Хезболлой» - она просто распадётся, как в начале гражданской войны. Или объявит о нейтралитете, как во время Второй Ливанской. Как минимум значительная часть армии тесно связана с «Хезболлой», и в случае конфликта пополнит её ряды (как поступила 6-я бригада в 1987 году).
Прямой вооружённый конфликт с «Хезболлой» армия не выдержит – как в силу внутренней разобщённости и связей многих подразделений с «Хезболлой», так и в силу многочисленности и боевого опыта «Хезболлы».
Ливанское общество раздроблено и стигматизировано, власть бессильна и нелегитимна, экономика страны разрушена, социальная сфера представляет собой руины. Усиливать армию в таких условиях – нелепость и безумие. Она развалится при любом конфликте так же, как распалась армия Афганистана, созданная американцами. Начнётся новая гражданская война, в которой сильнейшей стороной будет «Хезболла», имеющая собственную экономику, реализующая социальные программы, и обладающая хорошо вооружённой, дисциплинированной и закалённой в боях армией.
Но американцам, судя по всему, это безразлично. Для них главное – показать миру и самим себе, что они сделали всё для спасения Ливана. А то, что американское оружие в результате окажется в руках совершенно не стремящихся к миру группировок, их не интересует