Музыка Wardruna, возможно, и стала саундтреком к сериалу «Викинги», но в ней кроется нечто большее, чем просто топоры и драккары.
Эйнар Сельвик вложил всю свою душу в трилогию альбомов Wardruna "Runaljod". Каждый из них был посвящен восьми рунам Старшего Футарка – древнейшего рунического алфавита, где каждый символ олицетворяет не только букву и звук, но и определенное качество. Альбомы увлекали слушателя в захватывающее путешествие от сотворения мира до перерождения, используя гул, барабанный бой и другие первобытные звуки традиционных инструментов, а также звуки природы: деревьев, камней и животных.
Это было выражением тоски, которую норвежский музыкант испытывал с тех пор, как подростком открыл для себя руны. Именно это чувство заставило его оставить карьеру барабанщика в блэк-метал группе Gorgoroth и стать лидером движения нео-фолк-метала.
Закончив трилогию, Эйнар столкнулся с вопросом: что дальше? Он выпустил акустический альбом "Skald" с переработанными версиями песен Wardruna, но месяцами не мог решить, о чем писать дальше. Он понимал, что новая тема должна быть по-настоящему близка его сердцу.
Результатом стал альбом "Kvitravn" ("Белый ворон") – драматичный и трогательный, он продолжает традиции предыдущих работ, но фокусируется на наших отношениях с природой.
Эйнар считает, что люди жаждут связи с природой. Проблема в том, что мы перестали считать ее «священной», потеряли связь с традициями и пытаемся ее контролировать.
"Одна из причин, почему меня не очень интересует эпоха викингов, – на личном уровне я не нахожу ее увлекательной, – это то, что в то время люди во многом сбились с пути. Происходило много изменений в традициях, связанных с природой; божества земли уступили место божествам, которых можно было взять с собой на корабли и на войну. И они стали больше походить на символы богатства, славы и материальных ценностей".
Может показаться странным слышать критику эпохи викингов от признанного знатока, который даже написал музыку для сериала «Викинги». Но песня Grá («Серый») иллюстрирует его точку зрения. Начинаясь с волчьего воя, она приглашает волков вернуться в пространства, которые мы заняли («Я помню, как мы бродили вместе… всегда опасаясь друг друга… приведи свою стаю в мои долины»).
«Это очень хороший пример, показывающий, что у всего, что имеет истинную ценность, есть своя цена. И присутствие хищников в нашем современном обществе, безусловно, имеет свою цену. Я не говорю, что волки такие красивые, – я не отрицаю проблему. Я просто не думаю, что истребление вида ради нашего комфорта – это правильное решение. Должно быть другое решение».
На вопрос о том, как далеко нам нужно вернуться, чтобы найти примеры гармонии с природой, Эйнар отвечает как настоящий ученый. По его словам, это сложно, потому что наша история фрагментарна: люди мигрировали, культуры смешивались на протяжении тысячелетий. Но существует множество материалов эпохи викингов, которые позволяют нам играть в детективов и понимать, как определенные традиции могли развиваться, начиная с бронзового века, около 4000-6000 лет назад.
Одна из важных скандинавских традиций – анимизм – вера в то, что у всего живого есть свой резонанс. Именно к этому чувству обращается Эйнар, когда пишет песни. Он часто гуляет на природе и наблюдает за своими ощущениями. Этот процесс он задокументировал в песне Viseveiding («Охота за песней»). Начинаясь с крика Линди-Фэй Хелла, давней вокалистки Wardruna, песня переходит в страстный галоп.
«Иногда я целенаправленно отправляюсь на поиски песен, ответов или задаю вопросы тем, кто может услышать! Просто открываю свои чувства. Анимизм – это идея о том, что у всего есть… некоторые сказали бы, дух или душа, а некоторые – частота или энергия. Речь идет о настройке на эти вещи, потому что у нас самих тоже есть своя частота. И я твердо верю в потенциал соединения с другими частотами, которые не являются доминирующим фактором в нашем сознании».
Эйнар также верит в колдовство. Не в голливудскую версию с волшебными палочками, а в силу устных традиций. Об этом он говорит в гипнотических песнях Ni («Девять») и Vindavlarljod («Песнь о рожденном ветром»), описывающих ритуалы, связанные с землей и Девятью норнами – женщинами, управляющими судьбой.
«В этом есть своя логика. Возможно, не та, что показана в фильмах. Нужно учитывать контекст, в котором родились эти вещи. Например, сила слова, которая была так важна в древнем устном обществе, представьте, насколько тесно она была связана с намерением и духовным аспектом. Она влияла на людей совершенно иначе. А в наше время известно, что пение особым образом активизирует определенные железы, которые заставляют нас вырабатывать эндорфины. Звук оказывает влияние. Я могу изменить атмосферу в комнате, используя только свой голос. Это и есть колдовство».
Разговоры с Эйнаром порой ошеломляют. Он годами изучал скандинавскую культуру, размышлял над ее различными гранями, медитировал над их значением и даже практиковал «метод композиции», например, отправлялся в ледяную пустыню полураздетым, чтобы поместить себя в неудобные творческие пространства для создания музыки. Это не просто музыка – это образ жизни.
Порой бывает трудно уследить за нитью его мысли, но он добрый и приземленный человек, стремящийся развенчать пугающие академические концепции и подкрепить свои идеи наукой и рациональным мышлением. Именно это делает музыку Wardruna такой притягательной: даже если вы не можете расшифровать каждый слой мифов и философии, вы инстинктивно чувствуете ее посыл.
Название альбома – "Белый ворон" – звучит красиво само по себе, но и несет особый смысл.
«Ворон – важная фигура в скандинавской мифологии. Судя по мифам о воронах Одина, он считается и посланником, и мостом между мирами, а также олицетворением человеческого разума и памяти, – объясняет Эйнар. – А священные белые животные часто символизируют обновление. Поэтому сочетание этих символов показалось мне очень сильным».
Другими словами, «вспоминая» те традиции, связанные с природой, которыми мы когда-то определяли себя, мы, возможно, сможем улучшить свою жизнь.
«Альбом назван не в мою честь – скорее, это идеи привели меня к выбору этого имени, – говорит он. – Но да, я исполнитель песен, которые, как я надеюсь, могут стать мостом к переменам».