Найти тему
Курган и курганцы

Тренировка без спортзала

Банный жар выводит из организма шлаки и тренирует сердечно-сосудистую систему.

С далекой древности люди считали, что баня обладает целебными и мистическими свойствами. В сельской местности России баня до сих пор – основное средство поддержания чистоты тела. А в городах, где обитатели благоустроенных квартир с ванными и душевыми не нуждаются в старинных способах мытья, посещение бани – форма отдыха и организации досуга. Все чаще в соцсетях мелькают странички банщиков, рассказывающих об особых правилах парения и банной культуре. Есть даже специальный праздник — Международный банный день. Официального статуса он не имеет, также, как и строго определенной даты. В разных коллективах Банный день отмечается 14 июня, 6 июля или 11 октября.

Баню часто называют исконно русским обычаем. Это не совсем так. Само слово «баня» происходит от латинского аналога, то есть, досталось нам в наследство от Римской империи. А особые строения, предназначенные для парения и мытья, есть в традициях самых разных народов, в том числе, куда более ранних, чем славяне. Например, походные бани скифских племен описал еще древнегреческий историк Геродот. Бани строили древние египтяне, китайцы, индусы, греки, индейцы.

В Древнем Риме широко была распространена культура общественных бань, они назывались термами. До сих пор в столице Италии можно увидеть термы императора Каракаллы, построенные в 217 году. Это грандиозное сооружение скорее напоминает дворец – сейчас там проходят оперные выступления. Римские бани вполне для этого подходят – там не просто парились, мылись и приводили себя в порядок. В здании терм также располагались гимнастические залы, библиотеки. В термах Каракаллы собирались даже музейные экспонаты, произведения искусства. Для обычных людей посещение терм было возможностью культурно провести время – почитать, послушать музыку, познакомиться с достижениями культуры, заняться гимнастикой, поучаствовать в ученом диспуте.

Большинство терм перестали работать, когда в шестом веке варвары разрушили римские водопроводы. Зато они сохранились, например, в Константинополе, где с ними могли познакомиться славянские дружинники и торговцы. И в уголках средневековой Европы, когда-то принадлежавших империи – например, на бывшем римском курорте Бате в Британии.

Публичные бани широко распространились в Европе в 9-10 веке, когда там развивались и росли города, а их жителям надо было следить за гигиеной. В средневековых банях, скромных наследницах римских терм, можно было мыться с мылом, стричь волосы, бриться, ставить пиявки. Существовал ремесленный цех цирюльников – банных работников. Баня считалась целебной – ее прописывали больным еще в Древней Греции. Средневековые медики тоже считали, что при болезнях нужно посещать баню и пить там отвары лекарственных растений, одновременно вдыхая их пар, поддавая отваром на раскаленные камни. На некоторых средневековых гравюрах можно увидеть банные веники – их делали из различных лиственных деревьев.

Откуда тогда легенды о немытых соседях, у которых нет русской баньки?

Бани попали в опалу в христианской Европе к середине 16 века. Вообще, по закону, помещения бань делились на мужские и женские, или там действовало разделение полов по дням посещения. Тем не менее, в банях нередко назначали свидания – такие истории описаны в знаменитом «Декамероне» итальянского писателя 14 века Джованни Боккаччо. К 16 веку, с распространением протестантизма и усилением католической морали, проповедники все чаще стали называть бани рассадниками бесстыдства. Да и вообще такое внимательное отношение к телу и забота о нем не слишком аскетична. А потом в Европе появился сифилис, завезенный (по одной из теорий) из Нового Света. Бани стали считать местом распространения инфекции. В 1546 году английский король Генрих Восьмой приказал закрыть лондонские бани. К 17 веку в Париже осталось всего несколько бань на огромный город.

В России, кроме привычной нам частной бани, которая часто топилась по-черному (то есть, весь дым от очага поступал в помещение, так как не было системы дымоотвода), тоже были общественные бани по образцу римских. Их строили в крупных городах. Разделение на мужскую и женскую половины ввели в 15 веке при Иване Грозном. Правда, соблюдать его было сложно, ведь даже вход в баню был общий. Иностранные гости этому очень удивлялись. Во времена юности императора Петра Первого, иностранцы, жившие в немецкой слободе, даже построили свою отдельную баню со строгим разделением полов.

Вообще слово «баня» встречается в славянских письменных источниках с 11 века, причем в церковных текстах — псалтырях, канонах и житиях святых. Этим словом называли обряд омовения или очищения.

Археологи нашли много бань в Новгороде (10-11 века постройки) – это были однокамерные деревенские бани, топившиеся по-черному, чистые бани – двухкамерные срубы пятистенки, и однокамерные бани с предбанником. Вообще банная культура распространилась именно на севере Руси и в тех местах, куда ходили новгородские ушкуйники и другие переселенцы из племени северных словен. Про Новгородские бани рассказывает и Повесть временных лет – от лица апостола Андрея, который прибыл в Новгород и удивился, что в банях люди хлещутся вениками, а потом обливаются холодной водой.

На самом деле этот обычай – парение и последующее ныряние в снег или холодную воду – распространен в скандинавских странах. Очень похожа на русскую срубную баню традиционная шведская басту. Изначально басту — маленькие бревенчатые избушки без дымохода и окон, с печью посередине и с емкостью для камней. Топилась басту по-черному, дым выпускали через дверь или отверстие под потолком, которое потом затыкали, чтобы сохранить жар. Для парения скандинавы использовали березовые веники – это служило большим подспорьем при отсутствии мыла, так как очищало и обеззараживало кожу. После парения окунались в снег или холодную воду или просто обливались. Ничего не напоминает? Особенно если учесть, что бани в русских землях сосредотачивались на новгородских территориях, тесно связанных с викингами.

Правда, в России бане повезло больше. В 1725 году баня была официально запрещена в Швеции из-за критики религиозных моралистов. К тому же говорили, что на растопку бани уходит много дров, а это истощает лесные ресурсы.

На Руси баня называлась самыми разными словами: мовь, мыльня, мыленка, мовница, истопка. Мыльнями чаще называли пристроенные к жилому помещению комнатки, где можно было только помыться, без горячих процедур. А баней — отдельно стоящий сруб на краю усадьбы, топившийся по-черному. Из-за этого, в том числе, с баней было связано много суеверий. Нередко баня устраивалась прямо в доме – в русской печи. Например, так делала моя прабабушка. Печь протапливали, в чугунах нагревали воду для мытья, а парились прямо внутри печи (вымазываясь сажей, конечно).

Традиционную срубную баню можно найти в любой деревне практически на каждом участке. А городская культура бань в России давно стала международной. Популярны сауны (считаются национальным достоянием Финляндии и есть почти в каждой финской квартире), хамамы (турецкий вариант – влажный и умеренно жаркий). В любом своем исполнении баня полезна для здоровья – во время парения из организма вместе с потом уходит множество токсичных веществ, кожа очищается, тело омолаживается, а при регулярном посещении человек закаляется и становится менее подвержен заболеваниям.

Но есть и противопоказания – их обязательно надо учитывать. Ведь горячий воздух и пар очень сильно воздействуют на сердечно-сосудистую и другие наши системы, при нерегулярном посещении это оказывается сильной нагрузкой на организм и может спровоцировать осложнения.

Если у вас есть проблемы со здоровьем, обязательно уточните у врача, можно ли вам в баню. И если да, можно сделать ее посещение еще одной своей здоровой привычкой.

Хобби
3,2 млн интересуются